Современная антикризисная политика России: основные мероприятия и их последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – не только охарактеризовать кризис 2008 года, но и показать какие меры были предприняты государством на борьбу с кризисом, а также оценить эффективность антикризисной политики в России.
Для более полного теоретического и практического изучения кризиса как экономического явления необходимо раскрыть понятие экономического цикла и антициклической политики, определить причины возникновения кризиса.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика кризиса как экономического явления
Понятие экономического цикла
Причины возникновения кризиса
Антициклическая политика
Глава 2. Антикризисная политика в России
2.1. Характеристика кризиса 2008 года
2.2. Мероприятия, направленные на борьбу с кризисом в России
2.3. Эффективность антикризисной политики в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиции интересов человека, развития.

    В целях предотвращения кризиса или  устранении его последствий государство обязано проводить антикризисную политику. Как правило, антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

    В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.  
ГЛАВА 1.3. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 

    Мы  уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

    Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

    Нельзя  не отметить, что неотъемлемым элементом  современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.

Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.  
ГЛАВА 2. АНТИКРИЗСИНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

 
    1. ХАРАКТЕРИСТИКА  КРИЗИСА 2008 ГОДА В РОССИИ
 

    Финансовый  кризис и рецессия 2008—2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».

    По  оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными  заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

    Обозреватель  журнала Research Алексей Байер в  «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства.  

    Экономист, бывший советник президента России А. Н. Илларионов в октябре 2008 года полагал, что российский фондовый кризис следует отсчитывать от 19 мая 2008 года — дня, когда российские фондовые индексы перестали расти, и началось падение.

    Начавшееся  в конце мая 2008 года снижение котировок  акций российских компаний стало  перерастать в обвал в конце  июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падение котировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» 24 июля 2008 года.

    Другим  фактором ускоренного падения фондового  рынка в России стал, по мнению ряда аналитиков и экономистов, вооружённый конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. The Financial Times от 18 сентября 2008 года усматривала первостепенную причину падения российского фондового рынка, кризиса ликвидности и оттока капитала в августе — сентябре 2008 года во внутренних проблемах страны: «<…> российский финансовый сектор сильнее всего пострадал от кредитного кризиса в США. Для московских фондовых бирж и банков международное положение усугубило существовавшую кризисную ситуацию, объяснявшуюся, в основном, внутренними факторами, то есть августовской российско-грузинской войной.»

    1 октября  2008 года журналист телекомпании BBC Кирилл Сухоцкий писал, что «на протяжении всего 2008 года российские чиновники, банкиры и бизнесмены говорили, что России нечего бояться глобального финансового кризиса, поскольку она развивается сама по себе, довольно изолирована от западной экономики и любой шторм в общем-то переживет». Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом Золотовалютного Резерва России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком России 10 октября, в IV квартале 2008 года российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам $47,5 млрд; в 2009 году сумма внешних выплат должна была составить $115,7 млрд. С учётом процентов российские банки и компании должны выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 года 163,2 млрд долларов, что составляет четверть всех внешних обязательств РФ.

    Другим  негативным фактором для России, как  нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 года цен на нефть: 16 октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель — уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный.

    Первыми испытали трудности с финансированием крупные российские компании, столкнувшиеся с невозможностью перекредитования в западных банках вследствие падения стоимости своих заложенных под кредиты акций. 1 октября глава Правительства РФ В. В. Путин возложил всю ответственность за финансовый кризис на правительство и «систему» США, сказав: «Всё, что сегодня происходит в сфере экономики, финансов, началось, как известно, в США. Весь этот кризис, с которым столкнулись многие экономики, и, что самое печальное, неспособность принять адекватные решения — это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы. Системы, которая, как известно, претендовала на лидерство. Но мы видим, что она не только не способна обеспечить лидерство, но даже не способна принять адекватные, абсолютно необходимые решения для преодоления кризисных явлений.»

    Заявление 7 октября 2008 года Президента Д. А.  Медведева, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет вызвало краткосрочный подъём на фондовом рынке. В тот же день крупные нефтегазовые компании (ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-ВР и Газпром) обратились в правительство с просьбой выделить им кредиты для погашения задолженности по внешним займам.

    8 октября  2008 года сообщалось о том, что в российских компаниях начались сокращения, это происходило вопреки обещаниям чиновников и прогнозам аналитиков.

    9 октября  СМИ России впервые сообщали  о «выходе кризиса в народ»; Председатель Правительства России  В. Путин на встрече с парламентской фракцией КПРФ заявил, что «доверие к Соединённым Штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие к Уолл-стрит как центру этого доверия подорвано, я считаю, навсегда. Возврата к прежней ситуации уже не будет.» В тот же день негативный эффект финансового кризиса на работу российского агропромышленного комплекса признал министр сельского хозяйства А. Гордеев. Тогда же А. Илларионов высказал следующее мнение: «<…> я бы сказал, что никакого глобального кризиса-то нет. Это большое преувеличение, распространяемое российской официальной пропагандой, а особенно с рассказом про американский кризис. Надо всё-таки смотреть на реальные цифры. В Соединённых Штатах Америки за последний месяц индексы фондового рынка снизились на 15 процентов, а в России — на 30 с лишним. Это всё-таки большая разница. За последние неполные пять месяцев российский фондовый рынок потерял свыше 70 процентов от уровня 19 мая, а рыночная капитализация российских компаний, акции которых обращаются на рынке, упала более чем на 900 миллиардов долларов. Вот это — кризис. Но этот кризис не глобальный, это российский кризис.»

    Намечавшееся  на 23 октября 2008 года оглашение ежегодного послания Президента России Федеральному собранию было перенесено на неопределённый срок; сообщалось, что Медведев намерен внести в него антикризисные правки. В тот же день СМИ сообщали, со ссылкой на мнение экспертов, что «мировой финансовый кризис уже начал отражаться на жизни граждан России»

    31 октября председатель правительства  В. В. Путин объявил о возможном сокращении расходов бюджета и государственных монополий; дальнейшая поддержка бизнеса должна будет осуществляться преимущественно без дополнительных расходов государства.

    В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 года, Президент Д. Медведев, в частности, сказал: «Экономический кризис — не нужно обольщаться — ещё далек от завершения.»

    7 ноября  помощник Президента России А. Дворкович, говоря с журналистами, сказал, что «никакой резкой девальвации не будет» и исключил возможность закрытия в России на длительное время биржевых площадок. «Независимая газета» от того же числа, отмечая, что накануне цена нефти марки Urals опустилась ниже 58 долларов за баррель, ссылалась на мнение экспертов, которые предупреждают, что «если цены на нефть сохранятся на критически низком уровне, то уже в первом квартале 2009 года бюджет станет дефицитным, поэтому не исключен его секвестр».

    10 ноября на совещании по экономическим  вопросам у Председателя Правительства В. Путина, в котором участвовали банкиры и представители правоохранительных органов, председатель Центробанка России Сергей Игнатьев заявил, что чистый отток капитала из России в октябре составил 50 млрд против 24,6 млрд долларов в сентябре; он не исключил плавной девальвации российского рубля.

    По  итогам рабочей недели, закончившейся 14 ноября 2008 года цена на нефть марки Urals снизилась за неделю на 11 % и впервые с января 2007 года опустилась ниже отметки $50 за баррель.

    18 ноября 2008 года Президент Д. А. Медведев и российская пресса констатировали приход кризиса в реальный сектор экономики России.

    Выступления руководства партии «Единой России», включая В. Путина, 20 ноября на 10-м съезде партии были расценены как первое официальное признание власти, что «страна погружается в кризис, причем не только финансовый, но и экономический».

    25 ноября сообщалось, что в РФ, согласно  расчетам Министерства экономического развития, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.

    Согласно  опубликованной 26 ноября Центральным Банком России отчётности банков по данным оборотной ведомости бухгалтерского учёта за октябрь 2008 года, по расчётам газеты «Коммерсантъ», совокупный убыток банковской системы России в октябре составил 39,3 млрд рублей: треть банков (288 организаций) получили убыток, в совокупности составивший 69,0 млрд рублей (результаты не учитывают показатели Внешэкономбанка, убытки которого превысили убытки всей банковской системы и составили 46,0 млрд руб.).

    Исходя  из сделанных 19 января в Гонконге заявлений  заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Кудрина, журналист «Независимая газета» Михаил Сергеев сделал вывод, что в 2009 году Россию ждёт стагфляция: сочетание спада при сохранении высокой инфляции, и что правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария.

    Во  второй половине января 2009 года были обнародованы новые расчёты Минэкономразвития РФ, согласно которым ВВП России в 2009 году снизится на 0,2 % (вместо роста на 2,4 % по предыдущему прогнозу); прогноз падения промышленного производства в 2009 году был увеличен до 5,7 % (против снижения на 3,2 % по предыдущему прогнозу); инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7 % (против ранее ожидавшегося роста на 1,4 %).

Информация о работе Современная антикризисная политика России: основные мероприятия и их последствия