Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть экономическое содержание совокупного спроса, совокупного предложения, и описать их взаимодействие. То есть, описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании совокупного спроса и предложения, описать зависимость спроса и предложения от влияющих на них факторов.
Задачи данной работы: ознакомиться с сущностью и законами совокупного спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………………………………………..
1.1 Совокупный спрос и его факторы…………………………………… 1.2 Влияние различных эффектов на совокупный спрос……………… ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………….
2.1 Совокупное предложение и его факторы…………………………… 2.2 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного
предложения……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

Работа содержит 1 файл

Совокупный спрос и предложение.docx

— 171.04 Кб (Скачать)

Сторонники классического  подхода не отрицают безработицы. Однако они акцентируют внимание только на макроэкономических утратах от нее. Безработными могут быть работники, которые переходят с одной  работы на другую, или члены трудовых союзов, заработная плата которых  установлена над равновесным  уровнем. Согласно с этим взглядом, в национальной экономике никогда  не бывает макроэкономических затрат, связанных с безработицей; иначе  говоря, обусловленных недостаточным  совокупным спросом. Это первый вывод. Второй вывод еще более поразительный: макроэкономическая политика, направленная на изменение совокупного спроса, не влияет на уровень безработицы  и объем национального производства. Монетарная и фискальная политика могут  изменить только уровень цен и  структуру реального ВВП [10].

Этот другой вывод можно  проследить на рисунке 5. Допустим, что сначала равновесие достигалось в точке Е2, в которой кривая совокупного спроса AD2 пересекается с кривой совокупного предложения AS. Дольше предположим, что правительство решило стимулировать экономическое развитие при помощи фискальной политики. Что же случится? Сначала при уровне цен Р2 совокупный спрос будет превышать совокупное предложение, т.е. на протяжении короткого промежутка времени наблюдается излишек спроса. Но цены и зарплата, по мнению сторонников классического подхода, очень эластичные. В этой ситуации уровень цен будет повышаться под давлением чрезмерного совокупного спроса, и экономика будет направляться к новому состоянию в точке Е1, в которой совокупный спрос и предложение уравновешиваются. Значит, чистым последствием стимулирования экономической политики будет повышение общего уровня цен, а объем национального производства и уровень занятости остается без изменений.

Стержнем классического  подхода является убеждение в  том, что цены и заработная плата  эластичные. Эта эластичность создает  механизм саморегулирования, который  быстро восстанавливает полную занятость  и всегда поддерживают природный  объем производства.

В начале 30-х гг. ХХ ст. позиции классической школы были заметно подорваны. Огромные масштабы длительной безработицы не вписывались в теоретическую схему классиков. В 1936 году в свет вышла книга Дж. М. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой сформулирован альтернативный макроэкономический подход. Этот новый подход основывается на 2-х основных положениях: а) понимании совокупного спроса, которое было развито Кейнсом; б) утверждении, что цены и заработная плата неэластичны, а поэтому кривая AS – горизонтальная на определенном интервале. Кривые AS и AD по кейнсианской модели показаны на рисунке 6.

Учет этих двух новых положений  в макроэкономическом анализе ведет  к выводам, которые противоречат классическому подходу. Вследствие того, что заработная плата и цены неэластичны, в национальной экономике, по мнению Кейнса, отсутствует внутренний экономический механизм, который возобновляет после спада полную занятость при природном объеме производства. Национальная экономика может пребывать в фазе низкой занятости на протяжении длительного периода времени, и нет такого механизма, или, по Смиту, “невидимой руки”, которая направляла бы экономику к полной занятости. Поэтому из кейнсианского подхода выплывает такой вывод: макроэкономическое равновесие может достигаться далеко слева от природного объема производства, значит, значительная часть рабочей силы будет вынуждено бездейственной.

         Кейнсианский взгляд на взаимодействие  совокупного спроса и совокупного  предложения.

 

           

 

Рисунок 6. Кривые AS и AD по кейнсианской модели

 

Сторонники кейнсианского  подхода считают, что правительство  способно принять меры, которые будут  обеспечивать высокий уровень занятости  и объем производства, которое  соответствует природному. Если, например, государство стремится стимулировать развитие национальной экономики и обеспечить высокую занятость, то оно должно увеличить совокупные расходы, в основном государственные закупки товаров и услуг. Кривая совокупного спроса переместится в положение AD2 (рис. 6). В результате объем национального производства увеличился, а разрыв между фактическим и природным объемами производства уменьшился. Из кейнсианской концепции выплывает еще один вывод: правительство через макроэкономическую политику может влиять на национальную  экономику, стимулировать ее рост и поддерживать нужные объемы национального производства и уровень занятости.

Какой же из подходов – кейнсианский или классический – правильный? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Эффективные макроэкономические решения можно принимать, учитывая сильные и слабые стороны каждого  подхода[10 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совокупный спрос  и  совокупное предложение играют важную роль  на национальном рынке, потому что их изменение помогает достигать  макроэкономического равновесия между  уровнем цен и национальным производством. Для анализа краткосрочных экономических  колебаний используется модель совокупного  спроса и совокупного предложения, согласно которой производство товаров  и услуг и общий уровень  цен изменяется таким образом, чтобы  уравновесить совокупный спрос и  совокупное предложение. Кривая совокупного  спроса имеет отрицательный наклон. Во-первых, снижение уровня цен приводит к повышению реальной стоимости  денежных активов домашних хозяйств, что стимулирует потребительские  расходы. Во-вторых, низкий уровень  цен ведёт к уменьшению объёма спроса домашних хозяйств на деньги; поскольку  они стремятся обратить деньги в  приносящие процентный доход активы, вследствие чего процентные ставки снижаются, что стимулирует инвестиционные расходы. В-третьих, низкий уровень  цен предопределяет уменьшение процентных ставок, курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт.

Долгосрочная кривая совокупного  предложения вертикальна. В долгосрочном периоде количество предлагаемых товаров  и услуг зависит от наличествующих в экономике труда, капитала, а  также технологии, но никак не от общего уровня цен. Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет  положительный наклон. Согласно неоклассической  теории неверных представлений, непредвиденное падение уровня цен приводит поставщиков  к неверному выводу о снижении относительных цен на предлагаемые ими товары, что побуждает их ограничить производство.

Одна из возможных причин рецессии – снижение совокупного  спроса. Когда кривая совокупного  спроса смещается влево, происходит падение объёмов производства и  цен в краткосрочном периоде. Через какое-то время, по мере того как  представления людей, заработная плата  и цены изменяются в соответствии с новыми условиями, краткосрочная  кривая совокупного предложения  смещается вправо и экономика  возвращается к естественному уровню производства при новом, более низком уровне цен. Вторая возможная причина  спада – неблагоприятное изменение  совокупного предложения. Когда  происходит сдвиг кривой совокупного  предложения влево, объёмы производства в краткосрочном периоде снижаются, а цены возрастают, следовательно, мы имеем дело со стагфляцией. Через  какое-то время, когда представления  людей, заработная плата и цены приспосабливаются  к изменившимся условиям, уровень  цен и объём производства возвращаются к первоначальному уровню.

Рассмотрение проблемы экономического равновесия в системе «совокупный  спрос – совокупное предложение» позволяет сделать один немаловажный вывод. Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными, ведь всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. До сих пор мы предполагали, что все основные группы общества добиваются устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости. Без сомнения, это так и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с достижением каждой из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2007. – 568 с.
  2. История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –391с.
  3. Макконнел Экономикс: Принципы, проблемы и политика, том 1 / Макконнел, Р. Кемпбелл, С. Л. Брю – М., 2007 – 399 с.
  4. Макконнел Экономикс: Принципы, проблемы и политика, том 2 / Макконнел, Р. Кемпбелл, С. Л. Брю – М., 2007 – 400 с.
  5. Макроэкономика. Учебник для ВУЗов/Под ред. Гальперина Е.В. М., 1995.
  6. Макроэкономика: учебник/под ред. Е. Б. Яковлевой - СПб.: Поиск, 1997. - 380 с.
  7. Меньшиков, С. М. Новая экономика: Основы экономических знаний / С. М. Меньшиков – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.: ил.
  8. Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс / Н. Г. Мэнкью – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 784 с.
  9. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 520 с.
  10. Панчишин С. Макроекономіка - К.:Либідь, 2002. – С. 279
  11. Пол А. Самуэльсон Экономика / Пол А. Самуэльсон, Д. Вильям – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2007. – 800 с.: ил.
  12. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 672 с.
  13. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие / под ред. О. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 544 с.
  14. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 1999. – 864 с.
  15. Экономика: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.
  16. Экономическая теория: учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2007. – 368 с. 
  17. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николоевой. – М.: «Проспект», 2000.
  18. «Экономическая теория. Опорный конспект по макроэкономике», Бастраков Г.М., Лысенко А.О., Шипко Н.Н./Новосибирск – 2001.
  19. Сайт – Общая экономика - http://www.nuru.ru/ek/general.htm
  20. Сайт- http://bookz.com.ua/11/index.htm

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие