Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:57, реферат
Цель данной работы - раскрыть экономическое содержание совокупного спроса, совокупного предложения, и описать их взаимодействие. То есть, описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании совокупного спроса и предложения, описать зависимость спроса и предложения от влияющих на них факторов.
Задачи данной работы: ознакомиться с сущностью и законами совокупного спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложении
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………………………………………..
1.1 Совокупный спрос и его факторы…………………………………… 1.2 Влияние различных эффектов на совокупный спрос……………… ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………….
2.1 Совокупное предложение и его факторы…………………………… 2.2 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного
предложения……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….
Итак, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.
К неценовым факторам, влияющим на сдвиг кривой совокупного спроса, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на C (потребительские расходы):
-уровень благосостояния населения;
-ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
-налоги;
-трансфертные платежи;
-процентная ставка.
Факторы, воздействующие на I (инвестиционные расходы):
-ожидания инвесторов;
-процентная ставка;
-налоги;
-трансфертные платежи;
-новые технологии.
Факторы, воздействующие на G (государственные расходы):
-Государственные закупки.
Факторы, воздействующие на Xn (чистый экспорт):
-объемы ВНП в других странах;
-величина ВНП в данной стране;
-валютный курс национальной денежной единицы.
Из уравнения количественной теории денег M V= P Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.
Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.
Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.
Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.
Например, снижение спроса на
нефть на мировом рынке и
Рисунок 2. Сокращение совокупного спроса.
Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1 Совокупное предложение и его факторы.
Совокупное предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг [16 с. 247].
Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.
Графически модель совокупного предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно — их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.
В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский, промежуточный и классический (рис.3).
Рисунок 3. Три отрезка кривой совокупного предложения
Кейнсианский (горизонтальный)
отрезок описывает
Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, с оглядкой на конкурентов) и т.д.
Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Промежуточный (восходящий)
отрезок соответствует
Кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y* - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.
Классический (вертикальный) отрезок описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий: объем выпуска равен потенциальному объему и зависит от количества и качества факторов производства (труда и капитала) и технологии; экономика функционирует в условиях полной занятости; цены и номинальная заработная плата — гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. При расширении производства в условиях полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого увеличиваются издержки на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Таким образом, номинальный ВНП растет, а реальный ВНП остается на том же уровне.
Анализ кривой совокупного
предложения показал, что реальный
объем ВНП увеличивается, когда
экономика движется слева направо,
проходя кейнсианский и промежуточный
отрезки совокупного
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
-изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
-изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
-изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.
При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).
Рисунок 4. Смещение кривой AS вправо
На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.
В самом общем виде равновесие
в экономике — это
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуют макроэкономическое равновесие – реальный объем выпуска при определенном уровне цен. Здесь используются кейнсианская и классическая модели [6].
Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели характеризуют экономику в разных временных интервалах. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары, являясь относительно «гибкими», успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели, характерна относительная жёсткость номинальных цен. Но главные различия в интерпретации кривой AS в классической и кейнсианской школах отражают различия в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне - какому уровню занятости, использования производственного потенциала соответствует равновесный объём производства, насколько полно в условиях макроэкономического равновесия используются имеющиеся у общества ресурсы.
Классический взгляд на взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения показан на рисунке 5. Согласно с этим подходом, цены и зарплата определяются на конкурентных рынках. При этом цены беспрерывно то - растут, то падают, чтобы убирать какой-либо излишек или недостачу спроса или предложения. Используя модель совокупного спроса - совокупного предложения, такой подход можно описать типичной кривой AD1 , которая имеет ниспадающую траекторию, и вертикальной кривой AS.
Классический взгляд на взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения.
Рисунок 5. Классический взгляд на взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Для упрощения анализа допустим, что сначала равновесие достигалось в точке Е1 дальше вследствие определенной макроэкономической политики или влияние внешних сил совокупный спрос уменьшается, и кривая AD1 перемещается влево в положение AD2 сначала при уровне цен Р1 совокупные расходы уменьшаться до точки В. В национальной экономике временно возникнет ситуация, при которой совокупное предложение будет перемещать совокупный спрос. Поэтому настанет период сокращения ВВП, правда очень короткий. В этом периоде заработная плата и цены очень быстро будут изменяться, чтобы уравновесить новое соотношение совокупного спроса и совокупного предложения. Снижение цен будет сопровождаться расширением совокупного спроса, и объем национального производства вернется к природному. В точке Е2 опять восстановляется полная занятость, с поправкой на новый уровень цен, Р2.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие