Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Совокупный спрос (AD ) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос (С ); 2) спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос (I ); 3) спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг (G ); 4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn )

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие………………………………………………………………....4-10
Глава II. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……. 10-15
Глава III. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России …………… 15-21
Практикум ……………………………………..…………………………… 22-2
Заключение …………………………………………………………………..24-25
Список литературы ……………………………………………………………. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Экономисты классической школы и современные неоклассики  используют принципиально иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции классической школы  доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода. Путем распределения календарных дней на рабочее и свободное время, исходя из критерия максимизации полезности.

Глава II. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных  уровнях цен. Строго говоря, предложение  позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

Суть закона предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует  затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке.

Поэтому любое  благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю  в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе  неодинаковы. Прежде всего, отдельные  их виды по-разному изменяются в  зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию  всех видов затрат на две группы: постоянные затраты и переменные затраты.

Постоянные  затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные  затраты — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства.

Зачем нам нужен такой  детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь перейдем непосредственно  к понятию совокупного предложения.

Совокупное  предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.

Три сегмента кривой  совокупного  предложения определяются как                

    1. Кейнсианский (горизонтальный)
    2. Промежуточный  (отклоняющийся  вверх)
    3. Классический  (вертикальный)  отрезки. 

Форма  кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции  при увеличении или уменьшении объема национального производства.

Издержки на единицу продукции  можно рассчитать путем деления  стоимости общих использованных  затрат  (ресурсов)  на объем продукции.  Другими словами, издержки на единицу продукции  при  данном  уровне  выпуска   продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

                               

                                            AS


        


 


 

     О  Оf  


                  Рис.4. Кривая совокупного предложения

 

КЕЙНСИАНСКИЙ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ) ОТРЕЗОК.  На рисунке 4 Qf обозначает  потенциальный  уровень  реального  объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта  возникает  естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; номинальные величины относительно жесткие; реальные величины более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Разумность и реальность предположений  об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти  неиспользуемые  ресурсы,  как трудовые,  так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот,  этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства  сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит,  что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

КЛАССИЧЕСКИЙ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ) ОТРЕЗОК. Сдвигаясь вправо по кривой,  мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой  своих  производственных возможностей,  когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее  повышение  цен  не  приведет  к  увеличению  его  реального  объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ВОСХОДЯЩИЙ) ОТРЕЗОК. Наконец, на промежуточном    отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства  сопровождается ростом уровня цен.  Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно.  Поэтому,  когда реальный объем    национального производства QQf,  в некоторых отраслях промышленности    может появиться дефицит и другие узкие места в производстве.  Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование.

Анализ кривой совокупного  предложения показал, что реальный объем  ВНП увеличивается,  когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).

К неценовым  факторам относятся те, которые могут  изменить издержки:

  • изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
  • изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
  • изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.

При изменении  неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).

                   


 

 

 

 

 

 

 

 

На промежуточном  и  классическом  отрезках  кривая  AS сдвигается вправо, указывая на то, что  предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.

Глава III. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

и его особенности  в России

а) равновесие совокупного спроса и совокупного  предложения

Модель совокупного  спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Равенство между  совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.

Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния  связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает  совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен.

На рис.5 в  точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует  полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания  инфляционной спирали.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1

 

Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.5), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as  до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.

Стабильность долгосрочного  устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения  текущей инфляции в полностью  ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода).    Подобная      сбалансированная      денежная    политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.

Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.

Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:

● снижение налогов,

● увеличение денежной (в  первую очередь кредитной) массы,

● рост государственных  расходов.

Если правительство  и Центральный банк не предпринимают  никаких шагов, то экономика будет  приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

Политика государства, направленная на увеличение совокупного  спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение