Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
•дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
•объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
•провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
• провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
• изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
•оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров
и услуг………………………………………………………..
1.2 Особенности рынка услуг…………………
1.3 Государственное регулирование
потребительского рынка
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
2.1 Факторы, влияющие на
развитие потребительского
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На базе развития
рыночной экономики главным вопросом
является развитие рынка товаров
и услуг. Сбалансированный эффективный
рынок товаров и услуг
Проблемы
стабилизации и развития потребительского
рынка Беларуси в современных условиях
приобретают особую значимость. Это обусловлено,
прежде всего, местом и ролью рынка в системе
воспроизводства, в обеспечении связи
производства и потребления, сбалансированности
предложения и спроса. За последние годы
произошли существенные изменения в сфере
рынка товаров и услуг. Развитие процессов
обращения потребительских товаров направляет
и организует торговля, выполняющая функцию
посредника между производителями и потребителями.
От того насколько четко организованно
продвижение товара и успешно выполняет
в сфере товарного обращения свою миссию
торговля по доведению производственного
продукта до потребителя зависят в конечном
счете удовлетворение спроса населения
на товары и услуги, качество жизни населения
и его желание трудиться. Рынок товаров
и услуг наиболее подвержен колебаниям
спроса и предложения, денежного обращения,
инфляции и имеет наибольшее социальное
значение при выполнении своих функций.
Рынок товаров и услуг выступает как триединство
спроса, предложения и цены.
Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
Информационной базой исследования являются данные Министерства статистики РБ, законы РБ, указы Президента РБ, постановления Правительства РБ и другие нормативные акты в части, касающейся непосредственно или косвенно формирования и функционирования потребительского рынка, аналитические обзоры республиканской периодической печати, фактические данные по теме курсовой работы, анализ которых позволяет достаточно полно и объективно отразить сущность происходящих явлений, связанных с потребительским рынком товаров и услуг Республики Беларусь.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности [5, с. 86].
Итак, основой рынка является товарное производство.
Рынок имеет свою классификацию:
– по объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы и т.д.;
– в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;
– по механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
– по уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.
В данной работе я буду рассматривать лишь два вида рынков: рынок товаров и рынок услуг.
1.1 Рынок товаров и услуг
Для того, что бы дать определение рынку товаров и услуг надо разобраться, что же такое товары и услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека. Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Рынок товаров и услуг – это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. Рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и обеспечивает при этом оптимальные пропорции между спросом и предложением, ориентируя производство на удовлетворение нужд потребителей [8, с. 189-193].
Данный рынок
является центральным звеном общей
системы взаимосвязанных
Рынок потребительских товаров и услуг так же подразделяется на различные виды товаров:
а) товаров кратковременного пользования (таких как хлеб, молоко, сигареты, жвачка и др.)
б) товаров долговременного пользования (автомобили, мебель, одежда, дома и др.)
в) предметы роскоши
г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и др.) [4, с. 72-74, 408-414].
Так же рынком товаров называют, систему экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.
Значение и функции рынка товаров и услуг:
1. Удовлетворение
потребностей домашних
2. Получение
дохода предпринимательским
3. Создание общественных благ;
4. На нем потребляется
основная часть валового
Рынок товаров и услуг делится на:
а) рынок потребительских товаров и услуг;
б) рынок средств производства;
в) рынок правительственных
заказов (потребительский и
1) путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров;
2) путем поддержания малых и средних предприятий;
3) налоговое
и кредитное стимулирование
4) переход к свободному ценообразованию на большинство товаров;
5) постепенная отмена дотирования убыточных предприятий;
6) радикальный
пересмотр льготного
Формирование этого рынка осуществляется на основе законов Республики Беларусь: «О торговле» от 8 июля 2003 г. № 231-З, «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З
1.2 Особенности рынка услуг
Рынок услуг
– это относительно обособленная
подсистема рыночных отношений, выполняющая
функцию обеспечения
По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
1) в высокой
динамичности рыночных
2) в территориальной
сегментации (формы
3) в высокой скорости оборота капитала;
4) в высокой
чувствительности к изменению
рыночной конъюнктуры (
5) в специфике
организации производства
6) в специфике
процесса оказания услуг (
7) в высокой
степени дифференциации услуг
(связана с диверсификацией,
8) в неопределенности
результата деятельности по
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь
Государственное
регулирование процессов
Содержание государственного регулирования рыночных процессов, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов.
Информация о работе Состояние потребительского рынка Республики Беларусь