Состояние и проблемы занятости населения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту, а также влияние экономического кризиса на занятость населения.

Содержание

Введение

1.Занятость населения в свете демографической ситуации в России.

2.Безработица как социально - экономическое явление.Виды, российская специфика.

3. Государственная политика России в области занятости населения

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

 

 


3. Государственная политика России в области занятости населения

Государственная политика занятости населения  - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации[13] определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:

1)     Развитие трудовых ресурсов;

2)     Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, поддержка и содействие трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

3)     Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан;

4)     Сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности из действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

5)     Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ,  и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения РФ и соответствующими им региональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости  - это совокупность правовых, экономический и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

1)По предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

2)Профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;

3)Субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях;

4) По поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;

5)Квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

      выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий – оказание материальной помощи (выплату социального пособия).

      Выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

      Организацию дешевого питания в специальных столовых и др.

Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.

Рассмотрим примеры государственного регулирования, которые были предприняты Правительством РФ в целях борьбы с безработицей и ее негативными последствиями.

В 2008 году в целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса, в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, осуществлялся ряд мероприятий по поддержке рынка труда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения организовывали работу консультационных пунктов, так, например, в целях реализации мероприятий, предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 г. № 683 «Об организации работы консультационных пунктов, телефонных «горячих линий» и предувольнительных консультаций», в Государственном комитете по занятости населения Республики Хакасия работали телефоны «горячей линии» и консультационные пункты по информированию работодателей и работников, находящихся под риском увольнения, по вопросам законодательства в сфере занятости населения. За январь-февраль 2009 г. в консультационных пунктах и по телефонам «горячей линии» было предоставлено 1994 услуг. В консультационных пунктах предоставлено услуг: гражданам – 1336, работодателям – 175; по телефонам «горячей линии»: гражданам – 390, работодателям – 93.[14]

Кроме того, были предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости. В частности, с 1 января 2009 года была увеличена максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан.

Были увеличены объемы финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда. В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов.

В целях предотвращения последствий экономического кризиса были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, которыми устанавливались порядок и условия предоставления указанных субсидий. Так, например, в Новосибирской области для замедления роста численности безработных, в 2009 году в общественных работах было задействовано около 12 тысяч временно безработных (в 2008 — 5 тысяч). Переподготовку и повышение квалификации прошли 8 тысяч человек (в 2008 — 4 тысячи).

В 2010 году Правительством РФ было принято решение продолжить реализацию мер, позволивших в 2009 году стабилизировать ситуацию на рынке труда.

В рамках соответствующих региональных программ осуществляется предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда, на реализацию чего в 2010 году в федеральном бюджете было предусмотрено 40,5 млрд. рублей.

По состоянию на 6 октября 2010 года средства федерального бюджета для реализации региональных программ перечислены во все субъекты Российской Федерации в размере 36,6 млрд. рублей из 38,9 млрд. рублей.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов. За период с начала 2010 года иностранным гражданам было выдано 853,1 тыс. разрешений на работу, что на 18,5% меньше, чем за аналогичный период 2009 года (1046,6 тыс. разрешений). Это связано с тем, что органы службы занятости населения стремились занимать вакантные рабочие места российскими гражданами, а не привлекать иностранных. По состоянию на 1 октября 2010 г. в 32 субъектах Российской Федерации реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С начала действия Государственной программы в Россию прибыло более 23 тысяч переселенцев с членами семей (за 8 месяцев 2010 года – 5551 человек). Таким образом, были рассмотрены основные неэкономические, в том числе и социальные, последствия инфляции, а также меры государственного регулирования, осуществляемые Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы и минимизации ее негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).

Одной из важнейших макроэкономических проблем является безработица, уровень которой непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработным является человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Различные теории по-разному объясняют причины безработицы; для полного понимания этого сложного вопроса рекомендуется их комплексное рассмотрение.

В настоящее время рынок труда РФ характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий.

Проанализировав демографическую ситуацию в стране, изучив последние отчеты Росстата по занятости населения и безработицы за октябрь 2011 года, и рассмотрев последние меры государственного регулирования, можно сделать вывод, что рассмотренные данные, так или иначе, предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда, улучшению ситуации с занятостью.

 


Список использованных источников

 

1. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами – Ростов н/Д: Феникс,2008 – с.221

2. Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации». С практ. коммент./ Научн.центр профсоюзов. -3-е изд.-М.,1999. -с.109

3. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами – Ростов н/Д:Феникс,2008 – с.225-231

4. Институт демографических исследований - http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1902

5. Источник – сайт Федеральной службы Государственной Статистики –

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/252.htm

6. Оганян К.М./Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование – СПб.: Изд. «Бизнес-пресса», 2008. – С.87-96.

7. Источник – сайт Федеральной Службы Государственной Статистики  - http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/156.htm

8. Источник – сайт Федеральной Службы Государственной Статистики  -  http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 683а "Об организации работы консультационных пунктов, телефонных "горячих линий" и предувольнительных консультаций работников"-http://www.zankhakasia.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopUpDocument.aspx?docid=9e93b964-3a2d-4cec-893a-12bf708bb35f

10. Демоскоп weekly –  http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0389/mir01.php#12

11. Ольга Джелебова. Безработица в Европе: итоги 2008 года - http://www.ukrrudprom.ua/digest/derffggfgtgr020209.html

12. Деловой Петербург –

http://www.dp.ru/a/2011/04/14/CHinovniki_zajavljajut_o_snizh/

 

 

 

 

 

 

4

 



[1] См.: Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами – Ростов н/Д:Феникс,2008 – с.221

[2] См.: Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации». С практ. коммент./ Научн.центр профсоюзов. -3-е изд.-М.,1999. -с.109

[3]См.: Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами – Ростов н/Д:Феникс,2008 – с.225-231

[4]См.: Институт демографических исследований - http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1902

[5] См.: Источник – сайт Федеральной службы Государственной Статистики –

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/252.htm

 

[6]См.: Оганян К.М./Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование – СПб.: Изд. «Бизнес-пресса», 2008. – С.87-96.

[7] Источник – сайт Федеральной Службы Государственной Статистики  - http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/156.htm

 

[8] Источник – сайт Федеральной Службы Государственной Статистики  -  http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm

 

 

[9] См.: Деловой Петербург –

http://www.dp.ru/a/2011/04/14/CHinovniki_zajavljajut_o_snizh/

 

[10] См.: Источник – сайт Федеральной Службы Государственной Статистики  -   http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm

 

[11] См.: Ольга Джелебова. Безработица в Европе: итоги 2008 года - http://www.ukrrudprom.ua/digest/derffggfgtgr020209.html

[12] См.:  Демоскоп weekly –

http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0389/mir01.php#12

[13] Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации». С практ. коммент./ Научн.центр профсоюзов. -3-е изд.-М.,1999. -с.109

[14] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 683а "Об организации работы консультационных пунктов, телефонных "горячих линий" и предувольнительных консультаций работников" – http://www.zankhakasia.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopUpDocument.aspx?docid=9e93b964-3a2d-4cec-893a-12bf708bb35f

 

 

 


Информация о работе Состояние и проблемы занятости населения в современной России