Состояние и проблемы занятости населения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту, а также влияние экономического кризиса на занятость населения.

Содержание

Введение

1.Занятость населения в свете демографической ситуации в России.

2.Безработица как социально - экономическое явление.Виды, российская специфика.

3. Государственная политика России в области занятости населения

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.doc

— 191.50 Кб (Скачать)


Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине Экономическая теория

На тему «Состояние и проблемы занятости населения в современной России»

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Факультета ЭСУ

Группы №МКБ-117

Очной формы обучения

Касаткина Дарья Михайловна

 

 

(подпись)

Принял:

 

Доцент, кандидат экономических наук

Локтионов Александр Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение

1.Занятость населения в свете демографической ситуации в России.

2.Безработица как социально - экономическое явление.Виды, российская специфика.

3. Государственная политика России в области занятости населения

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Введение

Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. Легко согласится с тем, что безработица во многих странах является самой большой проблемой. Временной опыт России по регулированию безработицы, по сравнению с другими развитыми странами, невелик.

Каково же положение дел в России? Что делается в этой области социально-экономической жизни страны?

В России уже существует рынок труда, но необходимо сделать его цивилизованным, с наличием таких институтов, которые помогут преодолеть путь от стихийности к регулированию. Так сложилось, что целенаправленные реформы проводились в финансовой системе, преобразовывались формы собственности, большие усилия прилагались к оживлению инвестиционной активности и преодолению спада производства. В то же время традиционно такой важный макроэкономический элемент  социально-экономической системы, как занятость, затронут реформами незначительно: как и раньше, решение актуальнейших проблем зачастую отодвигается на второй план.

В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на концепцию рыночной экономики с социальной направленностью. Одна из особенностей проявления в российской безработице является ее непривычность для массового общественного сознания и, как следствие  этого, неготовность принять ее подавляющим большинством населения. Немаловажным фактором является при этом отсутствие у граждан России практических навыков и умения жить и действовать в условиях, также огромная масса россиян все еще не имеет достаточной информации для объективного понимания сущности рынка и рыночных отношений.

Цель – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту, а также влияние экономического кризиса на занятость населения.

Достижение цели предполагает следующее решение задач:

1) раскрыть экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показать ее связь с категорией рынка труда и дать ее всестороннюю характеристику в условиях рыночной экономики;

2) проанализировать основные тенденции и структурные сдвиги в занятости в условиях современного состояния рынка;

3) дать обобщающую характеристику состояния государственного регулирования занятости в России; показать своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России

4) показать влияние экономического кризиса на состояние занятости населения в России.

 

Объект исследования – система государственного регулирования занятости населения. Предметом исследования являются пути снижения безработицы.

 

 

 

 


1.Занятость населения в свете демографической ситуации России.

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок). Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему. Как экономическая категория занятость – совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах, получении дохода.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи, является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясением в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве государственная политика занятости  как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества.[1]

В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе    «О занятости населения в РФ».

В законе « О занятости населения в РФ»[2], а также в Конституции РФ отражены основные принципы занятости: 1) Исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости.

2) Ответственность государства за создание условий реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно полезной деятельности.

3) Комплексный подход к решению проблем занятости и включает координацию усилий органов власти всех уровней.

 

Виды занятости. Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

1.      продуктивная – имеет место в сферах общественного материального производства, приносит работникам трудовой доход, исключает скрытую безработицу лиц (наличие лиц желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных), формально занятых, но ничего не производящих (излишняя численность работников);

2.      полезная – распространяется на все социально значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;

3.      рациональная – отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;

4.      полная -  занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами;

5.      эффективная – занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.

Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:

       граждане, работающие по найму;

      граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);

       граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

         военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;

      учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

      работающие граждане других стран на территории нашей страны и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

      занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.

Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.[3]

На начало 2011 года численность постоянного населения Российской Федерации, по оценке с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи, составила 142,9 млн. человек и уменьшилась за 2010 г. на 48,3 тыс. человек, или на 0,03%. Естественная убыль населения в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 7,4 тыс. человек. Миграционный прирост на 65,5% компенсировал численные потери населения (в 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 4,2%).

Общие итоги миграции                                                                                Таблица 1.

 

2010

2009

 

человек

На 10 тыс. человек населения

человек

На 10 тыс. человек населения

Миграция (всего):

Прибывшие

2102304

148,2

1987598

140,1

Выбывшие

1944225

137,0

1704149

122,7

Миграционный прирост

+158079

+11,1

+247449

+17,4

В пределах России

Прибывшие

1910648

134,7

1707691

120,4

Выбывшие

1910648

134,7

1707691

120,4

Миграционный прирост

-

-

-

-

Информация о работе Состояние и проблемы занятости населения в современной России