Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа
Цели работы:
1) Раскрыть социальный аспект взаимосвязи и развития техники и труда
Задачи работы:
1) Определить какого влияние развития техники на труд на текущем этапе развития человечества.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда………………………………..4
Закономерности развития техники и труда………………………………4
Социологические аспекты взаимосвязи техники и труда……………...14
Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда………………………….21
2.1. Анализ структуры персонала торгового предприятия по содержанию труда………………………………………………………………………………21
2.2. Социологический анализ удовлетворенности трудом…………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда………………………………..4
Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда………………………….21
2.1. Анализ структуры персонала
торгового предприятия по
2.2. Социологический анализ удовлетворенности трудом…………………...23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение 1……………………………………………………………………30
Введение
Наука, техника и труд как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло эти явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли.
Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно и, то, как она влияет на труд. Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Стремительное развитие
техники обусловило ее
Цели работы:
1) Раскрыть социальный аспект взаимосвязи и развития техники и труда
Задачи работы:
1) Определить какого влияние развития техники на труд на текущем этапе развития человечества.
Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда.
1.1. Закономерности развития техники и труда.
Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия.
Так произошло
и с техникой. Это понятие возникло
еще в античном обществе и
берет свое начало от
Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопедическому словарю.
ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, умение) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса, опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации. [6. С. 564]
Таким образом техника - это феномен, требующий детального анализа и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отметить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной философии" и "Философии права" связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.
Начнем с трудов
крупнейшего испанского
Философская концепция
техники М.Хайдеггера (1889-1976) противостоит
антропологии техники и ее
можно назвать онтологией
Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п." [11. С. 117]
Анализ техники
не может быть ограничен
Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг, на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?
В обстановке широкого
распространения взглядов
Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например, французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и, во-первых, и, во-вторых, причиной ускорения прогресса является прогресс науки. [1. С.192]
Обращение к науке
сейчас вполне естественно, т.
Часто помимо науки
обращаются непосредственно к
изобретательству, стремясь здесь
найти первопричину развития
техники. Разумеется, техническое
творчество, изобретательство необходимы
для развития техники. Но
Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.
Любое общественное
явление развивается при
Таким образом,
основные причины и