Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цели работы:
1) Раскрыть социальный аспект взаимосвязи и развития техники и труда
Задачи работы:
1) Определить какого влияние развития техники на труд на текущем этапе развития человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда………………………………..4
Закономерности развития техники и труда………………………………4
Социологические аспекты взаимосвязи техники и труда……………...14
Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда………………………….21
2.1. Анализ структуры персонала торгового предприятия по содержанию труда………………………………………………………………………………21
2.2. Социологический анализ удовлетворенности трудом…………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Техника и труд. Социальные аспекты взаимосвязи и развития.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда………………………………..4

    1. Закономерности развития техники и труда………………………………4
    2. Социологические аспекты взаимосвязи техники и труда……………...14

Глава 2.  Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда………………………….21

2.1. Анализ структуры персонала  торгового предприятия по содержанию  труда………………………………………………………………………………21

2.2.  Социологический  анализ удовлетворенности трудом…………………...23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...29

Приложение 1……………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука, техника и труд как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло эти явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли.

  Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука  - древний объект философской  рефлексии, то техника стала  предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно и, то, как она влияет на труд. Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

 Стремительное развитие  техники обусловило ее всеобъемлющее  влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни.

 Цели работы:

1) Раскрыть социальный аспект взаимосвязи и развития техники и труда

Задачи работы:

1) Определить какого влияние развития техники на труд на текущем этапе развития человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Взаимосвязь развития техники и труда.

 

1.1. Закономерности развития  техники и труда.

 

  Долгий и сложный  путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия.

  Так произошло  и с техникой. Это понятие возникло  еще в античном обществе и  берет свое начало от греческого  слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все то же умение и мастерство. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

  Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопедическому словарю.

  ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, умение) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса, опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации. [6. С. 564]

  Таким образом  техника - это феномен, требующий  детального анализа и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отметить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной философии" и "Философии права" связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.

  Начнем с трудов  крупнейшего испанского философа  Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955). Это  один из философов, оставивших  глубокие и оригинальные размышления  о технике. Ортега исходит из  того, что техника - это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеги и есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека. "человек творит новые, благоприятные обстоятельства." [2. С.39]

  Философская концепция  техники М.Хайдеггера (1889-1976) противостоит  антропологии техники и ее  можно назвать онтологией техники.  В центре его работ - онтологическая  интерпретация техники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения человека с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности инструментальный и антропологический подходы к технике. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В  этом техника родственна искусству и сопряжена с истинным познанием. Подобно искусству техника - творчество, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина. [5. С.143]

        Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п." [11. С. 117]

  Анализ техники  не может быть ограничен рассмотрением  ее только в статике. На протяжении  всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет, что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное, как то, что "в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели", и, что "под историей техники мы понимаем не что иное, как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми". [3. С.112]

Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг, на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?

  В обстановке широкого  распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы общественных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на духовную сферу, на внутренний мир человека, создающего и развивающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории, где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин, определяющих развитие техники именно духовные моменты, становится совершенно очевидным.

  Здесь чаще всего  ссылаются на знания, на науку.  Например, французский философ Ж.  Фурастье пишет: "Следовательно,  и, во-первых, и, во-вторых, причиной  ускорения прогресса является  прогресс науки. [1. С.192]

  Обращение к науке  сейчас вполне естественно, т.к.  ей принадлежит огромная и  в некоторых отношениях именно  авангардная роль в техническом  прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизировать роль науки в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос: чем обуславливается развитие самой науки, есть ли глубинные причины за пределами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?

  Часто помимо науки  обращаются непосредственно к  изобретательству, стремясь здесь  найти первопричину развития  техники. Разумеется, техническое  творчество, изобретательство необходимы  для развития техники. Но взятые  с чисто идеальной стороны,  абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники.

  Преувеличение роли  сознания, науки, чистого технического  творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

  Любое общественное  явление развивается при участии  человека и благодаря его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подразумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными структурными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности, в процессе создания и усовершенствования техники.

  Таким образом,  основные причины и противоречия, связанные с развитием техники  необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно так же то, что в отличие от использования техники, которое может происходить в любой области, непосредственное ее создание и усовершенствование осуществляется только в материальном производстве. В результате образуется очень сложное переплетение и сцепление причин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказывается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

Информация о работе Социологическое исследование взаимосвязей технико – организационных и мотивационных аспектов труда