Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:25, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социально-ориентируемого рыночного хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- исследовать сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- охарактеризовать существующие модели социально-ориентируемой экономики,
- рассмотреть процесс формирования и развития германской модели социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- рассмотреть шведскую модель экономики,
- проанализировать перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России,
- исследовать приоритеты социально-экономического развития России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.теоретические основы социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.1.Сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.2.Модели социально-ориентируемой экономики 11
2.Германская и шведская модели экономики 14
2.1.Германская модель экономики 14
2.2. Социально-ориентируемая экономическая модель Швеции 21
3.Россия на пути к социальному рыночному хозяйству 29
3.1.Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России 29
3.2.Приоритеты социально-экономического развития РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Сегодня
в Швеции развиваются новые
Однако
в 1990-е гг., когда шведская модель
социально-ориентированной
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства, — видимо, потребует новых методов, которые должны отвечать изменившимся условиям.
В результате этого в Швеции, начиная с 90-х годов прошлого столетия, идет процесс модернизации механизма государственного регулирования экономики, который выразился, например, в отказе от регулирования ряда отраслей и проведении приватизации ряда предприятий, либерализации рынка труда и способов привлечения иностранных инвестиций.
В 1995 году Швеция вступила в ЕС. Вследствие этого шведская модель экономики претерпела ряд изменений. Например, существенно изменяется нормативно-правовая база государственного регулирования, унифицированная в рамках ЕС.
Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на шведской экономике. Снизилась ликвидность банков, подорожал кредит, особенно долгосрочный, безработица выросла в январе 2009 года в Швеции до 7 –7,3 %. Увеличилось число банкротств31.
Швеция осуществляет борьбу с кризисом, главным образом, по двум главным направлениям32:
1.
Меры по стабилизации
Создан Стабилизационный Фонд с капиталом в 15 млрд. шв.крон. Для удешевления кредита Центральный банк страны уменьшил ставку кредитного процента сначала до 2 %, а затем - до 1 %. Для поддержания банковской системы через Государственный Гарантийный Фонд (с капиталом в 18 млрд шв.крон) реализуется программа выдачи правительственных гарантий. В поддержку финансово-банковской системы стран-партнеров были заключены соглашения с банками Исландии, Эстонии и Латвии, а Исландии (совместно с другими странами Северного региона) был предоставлен кредит в размере 2 млрд долларов.
2. Меры содействия экспорту.
В конце 2008 г. правительство провело через Риксдаг законопроект, в соответствии с которым увеличивается капитал Шведской корпорации экспортных кредитов и Шведского Совета по экспортным гарантиям. Швеция усиливает внимание к рынкам менее развитых стран, в т.ч. в Китае, Индии и Африке. В рамках ЕС были пересмотрены списки отдельных категорий товаров, по которым вводятся дополнительные импортные пошлины.
Несмотря на кризис, основные показатели уровня жизни населения, отмеченные выше, в Швеции остаются высокими. Эта страна уверенно занимает лидирующие места в мировых рейтингах.
Таким
образом, подводя итог, можно подчеркнуть,
что Швеция является высокоразвитой
страной с успешно действующей
социально-ориентированной
3.РОССИЯ
НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНОМУ
3.1. Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России
В настоящее время Россия идет по пути значительных экономических преобразований. Долгое время в России господствовала командно-административная экономическая система. Однако время показало её неэффективность, а также необходимость решительных перемен.
Экономику
Российской Федерации можно
Первый
этап социально-экономических
Второй этап, продолжающийся по сей день, характеризуется рядом стратегических задач, требующих решения. Совершенствуется система политических, экономических и социальных институтов. Были приняты или окончательно сформированы Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новое пенсионное законодательство33.
Кроме
всего прочего, важнейшей особенностью
экономических преобразований в
России является то, что она выбрала
для себя социально-ориентированную
модель хозяйства. Это в большой
степени обусловлено
Конституция
России 1993 года определила Российскую
Федерацию как государство с
социально-ориентированной
Перед началом формирования социально-ориентированной рыночной экономики перед государством стояли следующие задачи (Рис. 3.) 35:
Рис. 3. Формирование социально-ориентируемой рыночной экономики в России.
Переход
к социально-ориентированной
Во-первых, это низкая эффективность государственного управления. Свою неэффективность показывают важнейшие институты – государственный аппарат, судебная и правоохранительная системы. Существует проблемы бюрократии, несогласованности действий федеральных, региональных и местных уровней власти.
Во-вторых, существующая модель экономики унаследовала ряд черт из исторического прошлого. Государство по-прежнему обладает мощным сектором собственности в важнейших отраслях экономики. Доля малого и среднего бизнеса остается сравнительно небольшой.
В-третьих, низки условия для развития человеческого капитала. В России все еще остро стоит демографическая проблема, высок уровень смертности, остаются малоподдающимися решению социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, проституция, беспризорность. Высокая детская смертность ведет к возникновению проблем с трудовыми и интеллектуальными ресурсами, усугубляет демографические проблемы. Уровень жизни остается достаточно низким.
В-четвертых, существуют значительные инфраструктурные ограничения роста. Экономический рост достаточно часто сталкивается с проблемами развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи, энергетики. При реализации программ развития инфраструктуры особую сложность представляют высокие коррупционные риски и неэффективность сложившейся системы управления этими проектами36.
В-пятых, российское общество не может характеризоваться высокой степенью уважения к нормативно-правовым актам, доверие к государству как к гаранту прав и свобод человека и гражданина только формируется. Высок уровень коррупции, преступности. Теневая криминальная экономика все ещё остается одной из остро стоящих перед государством проблем.
В-шестых, переход к новой экономической модели осуществляется неравномерно в различных сферах экономики и в различных регионах страны. Например, активно совершенствуется денежно-кредитная система, но все ещё сильно отстающим в развитии является аграрный сектор. Отдельные регионы страны, особенно территории, отдаленные от крупных развитых городов нуждаются в значительной государственной помощи.
И этот список проблем не является полным. Российская экономика претерпела множество радикальных изменений, и в этих условиях переход к современной прогрессивной политике представляется весьма сложным и длительным.
Однако несмотря на все трудности, российская экономика быстро развивается, в основном, как страна сырьевого капитала. Высокий уровень налогообложения, дефицит трудовых ресурсов, недостаток инвестиционного капитала сдерживают развитие перерабатывающего сектора.
Важным элементом переходной экономики России является переориентация значительной части потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора37.
Особенность перехода России к социально-ориентированной модели экономики заключается в том, что ей приходится одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.
При
реализации программы перехода к
социально-ориентированной
1. Развитие человеческого потенциала в России.
Оно подразумевает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение качества жизни населения, также повышение роли человеческого капитала. Необходимо преодолевать демографические проблемы, обеспечивать население доступным и качественным жильем, развивать систему социального страхования, повышать качество образования, ориентированного на развитие творческой личности, разработать эффективную систему мер по охране труда. Кроме того, нельзя оставлять без внимания экологические проблемы, а также необходимо постоянно снижать уровень преступности.
2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
В рамках этого направления необходимо развивать конкурентность рынков и осуществлять антимонопольную политику, поддерживать предпринимательство, особенно малый и средний бизнес, обеспечивать высокое качество государственного администрирования в сфере экономики.
3. Ориентация на инновационное технологическое развитие.
Данное
направление подразумевает
4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).