Социально-ориентированная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социально-ориентируемого рыночного хозяйства.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

- исследовать сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства,

- охарактеризовать существующие модели социально-ориентируемой экономики,

- рассмотреть процесс формирования и развития германской модели социально-ориентируемого рыночного хозяйства,

- рассмотреть шведскую модель экономики,

- проанализировать перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России,

- исследовать приоритеты социально-экономического развития России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.теоретические основы социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.1.Сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.2.Модели социально-ориентируемой экономики 11
2.Германская и шведская модели экономики 14
2.1.Германская модель экономики 14
2.2. Социально-ориентируемая экономическая модель Швеции 21
3.Россия на пути к социальному рыночному хозяйству 29
3.1.Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России 29
3.2.Приоритеты социально-экономического развития РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

      Сегодня в Швеции развиваются новые высокотехнологичные  и наукоемкие отрасли  промышленности, такие как информационные технологии и биомедицина. Кроме всего прочего, все чаще встречается упоминание такой отрасли шведской промышленности, как «промышленность впечатлений». Под этим термином понимают отрасль промышленности, представляющую собой совокупность дизайна, музыки, моды, маркетинга, гастрономии и туризма и становящуюся все более популярной не только в Швеции, но и за её пределами.

      Однако  в 1990-е гг., когда шведская модель социально-ориентированной экономки достигла зрелости, стали проявляться  некоторые негативные черты. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная защита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Экономический кризис, который пережила Швеция в 90-е годы, усилил сомнения в эффективности существовавшей модели экономики. Можно также отметить тот факт, что традиционная для Швеции политика выравнивания доходов больше не имеет массовой поддержки. По данным международных опросов 1990-х годов, только 20% шведов были согласны с тем, что необходимо и дальше сближать уровни доходов30.

      Сохранение  в будущем двух основных целей  шведской модели — полной занятости  и равенства, — видимо, потребует  новых методов, которые должны отвечать изменившимся условиям.

      В результате этого в Швеции, начиная  с 90-х годов прошлого столетия, идет процесс модернизации механизма государственного регулирования экономики, который выразился, например, в отказе от регулирования ряда отраслей и проведении приватизации ряда предприятий, либерализации рынка труда и способов привлечения иностранных инвестиций.

      В 1995 году Швеция вступила в ЕС. Вследствие этого шведская модель экономики претерпела ряд изменений. Например, существенно изменяется нормативно-правовая база государственного регулирования, унифицированная в рамках ЕС.

      Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на шведской экономике. Снизилась ликвидность банков, подорожал кредит, особенно долгосрочный, безработица выросла в январе 2009 года в Швеции до 7 –7,3 %. Увеличилось число банкротств31.

      Швеция  осуществляет борьбу с кризисом, главным образом, по двум главным направлениям32:

      1. Меры по стабилизации финансово-банковской  системы. 

      Создан  Стабилизационный Фонд с капиталом  в 15 млрд. шв.крон. Для удешевления  кредита Центральный банк страны уменьшил ставку кредитного процента сначала до 2 %, а затем - до 1 %. Для поддержания банковской системы через Государственный Гарантийный Фонд (с капиталом в 18 млрд шв.крон) реализуется программа выдачи правительственных гарантий. В поддержку финансово-банковской системы стран-партнеров были заключены соглашения с банками Исландии, Эстонии и Латвии, а Исландии (совместно с другими странами Северного региона) был предоставлен кредит в размере 2 млрд долларов.

      2. Меры содействия экспорту.

      В конце 2008 г. правительство провело  через Риксдаг законопроект, в соответствии с которым увеличивается капитал Шведской корпорации экспортных кредитов и Шведского Совета по экспортным гарантиям. Швеция усиливает внимание к рынкам менее развитых стран, в т.ч. в Китае, Индии и Африке. В рамках ЕС были пересмотрены списки отдельных категорий товаров, по которым вводятся дополнительные импортные пошлины.

      Несмотря  на кризис, основные показатели уровня жизни населения, отмеченные выше, в Швеции остаются высокими. Эта страна уверенно занимает лидирующие места в мировых рейтингах.

      Таким образом, подводя итог, можно подчеркнуть, что Швеция является высокоразвитой страной с успешно действующей  социально-ориентированной моделью  экономики. Данная модель продолжает совершенствоваться, подтверждая свою эффективность как высокими показателями социально-экономического развития в течение нескольких последних десятилетий, так и все более возрастающим интересом к шведской модели экономики со стороны других государств.

      3.РОССИЯ  НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНОМУ РЫНОЧНОМУ  ХОЗЯЙСТВУ

      3.1. Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России

      В настоящее время Россия идет по пути значительных экономических преобразований. Долгое время в России господствовала командно-административная экономическая система. Однако время показало её неэффективность, а также необходимость решительных перемен.

      Экономику Российской Федерации можно охарактеризовать как переходную. Правительство уже  отказалось от командно-административной экономической системы, но полный переход  к рыночной экономике ещё не завершен.

      Первый  этап социально-экономических преобразований охватил 1990-е годы и был направлен  на полное переустройство прежней системы. Перед Россией встала проблема восстановления экономических институтов, включая  базовый – институт собственности.

      Второй  этап, продолжающийся по сей день, характеризуется рядом стратегических задач, требующих решения. Совершенствуется система политических, экономических и социальных институтов. Были приняты или окончательно сформированы Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новое пенсионное законодательство33.

      Кроме всего прочего, важнейшей особенностью экономических преобразований в  России является то, что она выбрала  для себя социально-ориентированную  модель хозяйства. Это в большой  степени обусловлено историческими  традициями России и пониманием необходимости перехода к рыночному хозяйству. В России всегда была высока экономическая и социальная роль государства, которая остается высокой и при переходе к социально-ориентированной модели рыночного хозяйства. И государство является в ней активным участником экономического прогресса.

      Конституция России 1993 года определила Российскую Федерацию как государство с  социально-ориентированной рыночной экономикой. Статья 7 утверждает, то российская политика «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»34

      Перед началом формирования социально-ориентированной  рыночной экономики перед государством стояли следующие задачи (Рис. 3.) 35:

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 3. Формирование социально-ориентируемой рыночной экономики в России.

      Переход к социально-ориентированной модели рыночного хозяйства осложняется  рядом факторов.

      Во-первых, это низкая эффективность государственного управления. Свою неэффективность показывают важнейшие институты – государственный аппарат, судебная и правоохранительная системы. Существует проблемы бюрократии, несогласованности действий федеральных, региональных и местных уровней власти.

      Во-вторых, существующая модель экономики унаследовала ряд черт из исторического прошлого. Государство по-прежнему обладает мощным сектором собственности в важнейших отраслях экономики. Доля малого и среднего бизнеса остается сравнительно небольшой.

      В-третьих, низки условия для развития человеческого капитала. В России все еще остро стоит демографическая проблема, высок уровень смертности, остаются малоподдающимися решению социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, проституция, беспризорность. Высокая детская смертность ведет к возникновению проблем с трудовыми и интеллектуальными ресурсами, усугубляет демографические проблемы. Уровень жизни остается достаточно низким.

      В-четвертых, существуют значительные инфраструктурные ограничения роста. Экономический рост достаточно часто сталкивается с проблемами развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи, энергетики. При реализации программ развития инфраструктуры особую сложность представляют высокие коррупционные риски и неэффективность сложившейся системы управления этими проектами36.

      В-пятых, российское общество не может характеризоваться высокой степенью уважения к нормативно-правовым актам, доверие к государству как к гаранту прав и свобод человека и гражданина только формируется. Высок уровень коррупции, преступности. Теневая криминальная экономика все ещё остается одной из остро стоящих перед государством проблем.

      В-шестых, переход к новой экономической  модели осуществляется неравномерно в  различных сферах экономики и  в различных регионах страны. Например, активно совершенствуется денежно-кредитная система, но все ещё сильно отстающим в развитии является аграрный сектор. Отдельные регионы страны, особенно территории, отдаленные от крупных развитых городов нуждаются в значительной государственной помощи.

      И этот список проблем не является полным. Российская экономика претерпела множество радикальных изменений, и в этих условиях переход к современной прогрессивной политике представляется весьма сложным и длительным.

      Однако  несмотря на все трудности, российская экономика быстро развивается, в основном, как страна сырьевого капитала. Высокий уровень налогообложения, дефицит трудовых ресурсов, недостаток инвестиционного капитала сдерживают развитие перерабатывающего сектора.

      Важным  элементом переходной экономики  России является переориентация значительной части потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора37.

      Особенность перехода России к социально-ориентированной  модели экономики заключается в  том, что ей приходится одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.

      При реализации программы перехода к  социально-ориентированной модели экономики важно реализовывать меры, имеющие важнейшее для развития страны значение в нескольких направлениях38:

      1. Развитие человеческого потенциала в России.

      Оно подразумевает создание благоприятных  условий для развития способностей каждого человека, улучшение качества жизни населения, также повышение  роли человеческого капитала. Необходимо преодолевать демографические проблемы, обеспечивать население доступным и качественным жильем, развивать систему социального страхования, повышать качество образования, ориентированного на развитие творческой личности, разработать эффективную систему мер по охране труда. Кроме того, нельзя оставлять без внимания экологические проблемы, а также необходимо постоянно снижать уровень преступности.

      2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

      В рамках этого направления необходимо развивать конкурентность рынков и осуществлять антимонопольную политику, поддерживать предпринимательство, особенно малый и средний бизнес, обеспечивать высокое качество государственного администрирования  в сфере экономики.

      3. Ориентация на инновационное технологическое развитие.

      Данное  направление подразумевает формирование национальной инновационной системы, которая включает такие элементы, как инновационная инфраструктура, интеллектуальная собственность, формирование мощного научно-технического комплекса.

      4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

Информация о работе Социально-ориентированная экономика