Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:25, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социально-ориентируемого рыночного хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- исследовать сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- охарактеризовать существующие модели социально-ориентируемой экономики,
- рассмотреть процесс формирования и развития германской модели социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- рассмотреть шведскую модель экономики,
- проанализировать перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России,
- исследовать приоритеты социально-экономического развития России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.теоретические основы социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.1.Сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.2.Модели социально-ориентируемой экономики 11
2.Германская и шведская модели экономики 14
2.1.Германская модель экономики 14
2.2. Социально-ориентируемая экономическая модель Швеции 21
3.Россия на пути к социальному рыночному хозяйству 29
3.1.Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России 29
3.2.Приоритеты социально-экономического развития РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
В кратчайший срок удалось мобилизовать производственные силы страны. Теперь потребители наконец-то могли получить, то чего они хотели. Основой восстанавливающейся экономики стала конкуренция, при которой несколько предприятий стали выпускать аналогичные товары.
Нормальная рыночная торговля наконец сменила спекулятивную, стали восстанавливаться промышленные предприятия, страна уверенно шла по пути восстановления. Двигателем всего стало стремление к прибыли. В итоге среднегодовые темпы прироста ВНП к 1960 году составили 8 %13.
Германия вышла на качественно новый уровень развития, опережая в этом отношении все больше стран.
В экономической и исторической литературе это явление получило название «германского чуда». Основоположником его стал профессор Людвиг Эрхард, директор управления хозяйства вновь созданной Федеративной Республики Германии с 1949 по 1963 год, а также канцлер республики, после смерти К.Аденауэра, с 1963 по 1966 год.
Во
франкфуртском экономическом
Нельзя не отметить тот факт, что США сыграли весьма значительную роль при восстановлении экономики Германии. США оказали существенную помощь, в том числе и «в деле обеспечения внутренней политической стабильности и внешней безопасности… Трудно сказать, насколько успешно завершилась бы реформа Эрхарда, если бы его не поддержал – и весьма активно – генерал Л.Клей, руководивший военной администрацией американской обороны»14. США в рамках оказания помощи Германии предоставляли также и таможенные льготы на производимые там товары.
Мысль о том, что «наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция», Л. Эрхард выразил в своей работе «Благосостояние для всех»15. Поддержание конкуренции, как известно, остается неотъемлемым признаком рыночной экономики вообще и социально ориентированной модели в частности.
Эрхард придавал важное значение смыслу термина «социальный». Социальность в той или иной степени присуща любой модели рыночной экономики. Эффективность социальной политики государства не должна определяться своими масштабами. Правильно проводимая социальная политика должна ориентироваться на каждого отдельно взятого человека, поскольку именно так он в то же время обретает экономическую свободу. Человек же в свою очередь несёт на себе ответственность за самого себя, за свою семью. Свобода и ответственность – неразрывно связанные между собой понятия. И, наконец, чем выше благосостояния общества в целом, тем выше благосостояние каждого отдельно взятого человека, и тем меньше он нуждается в социальной поддержке, оказываемой государством.
Эрхард никогда не отказывался от принципов рыночной экономики, со свободой и ответственностью как неотъемлемыми его чертами. Он был уверен в значимости личной ответственность и самостоятельности людей. Рынок Эрхард рассматривал как средство для достижения поставленных перед государством и обществом социальных целей, в частности, преодоления социального неравенства и максимального развития потенциальных сил страны. Свободная частная инициатива, по его мнению, сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Единственно возможные ограничения со стороны государства должны относиться к созданию картелей и попыткам ограничения конкуренции.
Изменения, привнесенные Л.Эрхардом в немецкую экономику, изменили путь её развития. За последующие годы экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от практически полностью разрушенного послевоенного хозяйства до современной развитой рыночной экономики.
Её современное состояние можно охарактеризовать, используя действующие в наше время правовые основы, важнейшие общеэкономические цели, а также инструменты, используемые для их достижения.
Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства16:
- демократическое,
- федеративное,
- правовое,
-социальное.
Главным нормативно-правовым актом Германии, гарантирующим права и свободы человека и гражданина, является Основной закон, который вступил в силу в 1949 году только на территории западных оккупационных зон и стал конституцией всего немецкого народа после объединения страны 3 октября 1990 года17. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики, например:
- гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции, свободу образования профсоюзов и объединений работодателей, свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
- гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но также и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью, делает возможной в определённых условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
- защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам.
Основной закон представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.
Цели социально-ориентируемого рыночного хозяйства Германии можно определить следующим образом (Рис.1):
Достижение максимально высокого благосостояния общества достигается при поддержании конкуренции, обеспечении полной занятости, использовании таких инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу, обеспечении свободы внешней торговли, свободного обмена валют и расширению международного расширения труда в рамках мировой экономики.
Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы подразумевает обеспечение стабильности цен, существование независимого Центрального эмиссионного банка, стабильность государственного бюджета.
Социальная обеспеченность и защищенность, социальный прогресс предполагают, прежде всего, защиту от любых видов дискриминации человека, справедливое распределение доходов, защиту семьи, поддержание конкуренции как фактора, сглаживающего социальную несправедливость и общественные противоречия, а также способствующего социальному прогрессу, государственное участие в перераспределении доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий, компенсаций, субсидий и т.п.
Достижение этих целей и определяет степень развития социально ориентированной рыночной экономики.
Одной
из прикладных задач при переходе
к данной модели в Германии стало
формирование собственности у большого
числа людей, что призвано уменьшить
зависимость наемных работников
от единственного основного
В рамках этой политики выделяют три основных направления:
- общее стимулирование сбережений;
-
стимулирование образования
- участие наемных работников в прибыли, содействующее накоплению собственности18.
В настоящее время, в условиях глобальной конкуренции страны должны постоянно достигать и поддерживать позиции инновационных лидеров, то есть повышать издержки на научные исследования, развитие наукоемких секторов с одной стороны, а с другой – стараться сокращать издержки за счет стоимости рабочей силы. В Германии наблюдается тенденция сокращения стоимости труда за счет высокой доли социальных отчислений.
Политику
социальной защиты населения в Германии
можно разделить на два основных
направления (Рис.2):
Нормирование
отношений в сфере труда
Государственная
поддержка и защита населения
выражается, прежде всего, в создании
эффективной системы
Все
эти положения закреплены соответствующими
законодательными актами и служат принципами
социальной справедливости в условиях
социально ориентированной
До начала всемирного экономического кризиса Германия находилась на пятом месте в мире по уровню ВВП (после США, КНР, Японии и Индии), что составляло почти 30% от общего ВВП стран Евросоюза. ВВП на душу населения составлял около 25 тыс. долларов.
Однако согласно предварительным данным, обнародованным 15 мая 2009 года объем ВВП Германии в первом квартале 2009 года сократился на 3,8%. Это самое масштабное понижение индикатора экономической силы с 1970 года19.
Но, несмотря на это, в Германии на сегодняшний день все ещё успешно функционирует система социальных институтов (пенсионные фонды, социальное и медицинское страхование), способных максимально защитить каждого гражданина государства.
Пособия по безработице в Германии остаются на одном из самых высоких в мире уровней. Многие люди могут не работать достаточно длительное время не работать, живя на пособие, и при этом иметь возможность оплачивать жилье, приобретать автомобили, отправляться в заграничные поездки.
Государство проводит рациональную политику по поддержке предпринимательства по принципу равноправных отношений: федеральное правительство – федеральный союз Германской промышленности (как представитель 80 тысяч частных предприятий)20.
Граждане принимают непосредственное участие в управлении – через, например, Коммунальное управление.
Подводя
итог рассмотрению германской экономической
модели, необходимо ещё раз подчеркнуть,
что современная Германия является страной
с развитой социально-ориентируемой рыночной
экономикой. Сама идеология германской
модели исходит из того, что эффективное
рыночное хозяйство возможно только при
условии взаимосвязанной с ним сильной
социальной политики, а сильная социальная
политика в свою очередь обеспечивается
лишь на основе эффективного развития
рыночной экономики.
2.2.
Социально-ориентированная
Социально-экономическая политика Швеции за прошедшее более чем столетие претерпела значительные изменения. Был проведен ряд важных преобразований, охвативших все сферы жизни населения и каждого отдельно взятого гражданина.