Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:18, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.
Важными
мерами будут принятие закона, позволяющего
образовательным и научным
Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации. Увеличение объема таких субсидий произойдет за счет сокращения количества иных субсидий, предоставляемых по различным направлениям и имеющих схожие цели.
Безработица
представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого
человека. Потеря работы для большинства
людей означает снижение жизненного
уровня и наносит серьезную
Понятие «безработица» и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
Циклическая безработица порождена общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Наличие циклической безработицы свидетельствует об ухудшении состояния рынка рабочей силы. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности. Структурная и циклическая безработица, в отличие от текучей носит, как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы. В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этой формы безработицы является не причина порождающая безработицу, а ее продолжительность.
Безработица
оказывает положительное
Различают пять видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, крытая.
В ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, формирующиеся в странах СНГ рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста.
Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Исходя из этого принципы государственной политики занятости, сформулированные в ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
По данным Минэкономразвития, в 2008 году количество безработных в России повысилось до 5 млн. человек, что на 750 тыс. человек больше, чем годом ранее. Таким образом, безработица настигнет 6,6% экономически активного населения.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Дополнительные
бюджетные средства выделяются в
виде субсидий из федерального бюджета
на основании специальных
1. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 01.11. 2008 (в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года Федеральным законом.)
2. Ансофф И. Экономическая теория Пер. с англ. Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2007 г.
3. С.Бородянский,
В. Кузьмин. Реальный путь
4.Винокуров В.А. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 2007 г.
5. ВиханскийО.С. Экономическая теория. Учебник. М.: Гардарики, 2008 г
6. Волынский
Г. К вопросу о безработице//
7. Кнорринг В.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Норма—Инфра-М, 2008 г.
9. «Социально-политический журнал», № 1. 2008 год, с. 63.
10. Человек и труд-, № 1. 2008 год, с. 37-46.
11. «Российский экономический журнал», Г.Волынский «К вопросу о безработице», № 4 – 2008
12. Экономическая теория: учебное пособие/В.М. Соколинский и др., под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007г.
13. Экономическая теория: учебное пособие. И.А. Амосов и др. М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2007г.
14. Экономическая теория: учебник Азов Г.Л. М.: ОАО Типография «Новости», 2008 г.
15. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/С.С. Носова. – М.:Кнорус, 2007 г.
16. Жданаев
И. Сметенные кризисом: безработица//Комерсантъ-
Приложение 1
Численность экономически активного населения к концу февраля 2009г. составила, по оценке, 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В январе 2009г. в них работало 36,3 млн.человек, или 52,2% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в январе 2009г. составило 38,0 млн. и было меньше, чем в январе 2008г. на 0,7 млн.человек, или на 1,9%.
Таблица 1
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без
субъектов малого
2009г., млн. |
В % к |
январь 2008г. в % к | |||
2008г. |
2008г. |
2007г. |
2007г. | ||
|
|
|
98,6 | 101,2 |
|
работниками списочного состава (без внешних совместителей) |
36,3 | 98,2 |
|
101,0 |
|
внешними совместителями | 0,9 |
|
|
102,6 |
|
работниками,
выполнявшими работы по договорам гражданско- |
0,8 |
|
|
107,4 |
|
Безработица. В конце февраля 2009г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.
Таблица 2
Динамика численности безработных
на конец месяца
|
зарегистрированных безработных | |||||
человек |
|
человек |
| |||
ствующему периоду предыдущего года |
периоду |
ствующему периоду предыдущего года |
периоду | |||
2008 год | ||||||
Январь | 4954 | 94,2 | 107,7 | 1552 | 89,1 |
|
Февраль | 5308 | 98,5 | 107,1 | 1574 |
|
|
Март | 4904 |
|
92,4 | 1534 | 89,7 |
|
I квартал (в среднем за месяц) | 5055 |
|
115,8 | 1553 |
|
|
Апрель | 4500 | 94,4 |
|
1478 |
|
|
Май | 4097 |
|
|
1397 |
|
|
Июнь | 4222 | 96,1 | 103,1 | 1332 |
|
|
II квартал (в среднем за месяц) | 4273 |
|
|
1402 |
|
|
III квартал (в среднем за месяц) | 4521 | 105,6 | 105,8 | 1286 | 88,9 |
|
IV квартал (в среднем за месяц) | 5368 | 123,0 | 118,7 | 1357 |
|
|
Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы