Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Работа содержит 1 файл

социально-экономические последствия безработницы. Проблемы безработницы.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    Профессиональное  обучение безработных в целях  предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по различным специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся: неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточной развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении лиц, ищущих работу.

    Профессиональное  консультирование призвано повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению:

    а) профессиональной информации о состоянии  и перспективах рынка труда, об особенности профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности;

    б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения;

    в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места;

    г) психологической поддержки, цель которой - развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеют трудности организационного и кадрового плана [11, с. 34].

    Общественные  работы и организация временной  занятости; временная субсидируемая  занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест - программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться.

    Поддержка предпринимательской активности безработных  и самостоятельной занятости  заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.

    Территориальное перераспределение рабочей силы и др.

    Пассивная политика занятости - это совокупность мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов  безработных граждан (выплата пособия  по безработице; доплаты на иждивенцев, разовой обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдых и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным целям и др.) и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

    К пассивным мерам также относятся  так называемые компенсационные  выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнении, временная  частичная компенсация доходов  работников предприятии, находящихся  в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных зарплат). Преимущества имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате зарплаты.

    Государство осуществляет политику занятости на федеральном и региональном уровнях. Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки повышения благосостояния граждан, создания условий для разностороннего развития человека, оптимального сочетания и чередования труда и отдыха. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

    Политика  занятости на региональном уровне должна быть направлена на:

    - устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

    - подготовку и переподготовку рабочей силы;

    - поддержку деятельности по созданию рабочих мест;

    - расширение диапазона общественных работ;

    - налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и тру до не достаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставление, в случае необходимости работы;

    - государственная поддержка привлечение иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Глава 3. Проблемы безработицы  в России, и пути их решения

 

    По  данным Минэкономразвития, в 2008 году количество безработных в России повысилось до 5 млн. человек, что на 750 тыс. человек больше, чем годом ранее. Таким образом, безработица настигнет 6,6% экономически активного населения.

    В конце декабря официально зарегистрировано 1 млн 454 тыс. человек. Рост за неделю до 29 декабря, по его словам, составил 4%. В 2009 году, безработица может составить 2,1-2,2 млн. человек [16, с. 3-4].

    Ранее Росстат впервые оценил динамику безработицы в России за ноябрь, который оказался первым кризисным месяцем, заметно сказавшемся на рынке. На 1 декабря число безработных в России, по методологии подсчета Международной организации труда, выросло до 5 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения. Еще месяц назад безработными считались 4,6 млн. (6,1%) - прирост составил 0,5 млн. (0,5%). Выросла на 4,8% по сравнению с октябрем зарегистрированная безработица - до 1,3 млн. человек, 1 млн. человек из официальных безработных получают пособие по безработице. Более подробная статистика приведена в приложении 1.

    Однако, по мнению директора ИГСО Бориса Кагарлицкого, официальные сведения нельзя считать  точными. По его словам, государственная  статистика неверна по той причине, что не учитывает ряд факторов. В частности, многие предприятия сокращают штаты без положенного уведомления чиновников за два месяца до начала увольнений, и часто людей вынуждают уходить по «собственному желанию». Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований, добавляет, что большое количество граждан, потеряв работу, не обращается в службы занятости, поскольку проживает далеко от регионов прописки. Не учитывает официальная статистика и иммигрантов, многие из которых являются нелегальными.

    Ситуация  в отечественной экономике ухудшается значительно быстрее чем в странах ЕС, считают в ИГСО. Если темп хозяйственного спада не будет снижен, то по завершении 2009 года без работы может оказаться существенно больше людей, чем на конец 2008 года. Поэтому аналитики Центра не исключают, что безработица в России подскочит более чем вдвое.

    Глобальный  кризис только вступил во вторую фазу, начав поражать индустрию. Он не подойдет к концу в 2009 году. Исследователи считают, что кризис не окончится, пока не произойдет новая технологическая революция, в ходе которой появятся новые принципы хозяйственного регулирования и новые ресурсы.

    Провозглашенный правительством России план поддержки  крупнейших предприятий не является системным, считают в Центре. Он не затрагивает средний и малый бизнес, а также не решает основной проблемы кризиса - проблемы поддержания сбыта. Доходы населения беспрепятственно сокращаются, - пишут исследователи. - Внутренний рынок России терпит катастрофу, что гарантированно повлечет массовые банкротства и рост безработицы. Отрицательное влияние на российский и мировой спрос оказывает международная девальвационная гонка. В ходе нее правительства стремятся быстрее девальвировать национальные валюты, чтобы поднять рентабельность, снизив издержки на рабочую силу. В результате падение потребительского спроса ускоряется, что повсеместно активизирует рост безработицы. В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

    На  высшем правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или  сокращением персонала, а также  перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

    Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке  труда. Субъектами Российской Федерации  приняты 82 региональные программы, предусматривающие  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

    Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

    Дополнительные  бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета  на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

    Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

    Остальные средства будут перечисляться в  регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

    Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

    Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно [12, с. 13].

    Для обеспечения приоритетного права  российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

    Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным  участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

    В связи с кризисными процессами в  экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь  обучающиеся на платной основе, а  также студенты, воспользовавшиеся  или планировавшие воспользоваться  образовательными кредитами. Правительство  предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы