Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:18, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Профессиональное
обучение безработных в целях
предоставления возможности приобрести
новую профессию или повысить
квалификацию для последующего трудоустройства.
В этих целях разработана нормативно-правовая
база профобучения взрослых. На конкурсной
основе сформирована сеть профессиональных
образовательных учреждений по различным
специальностям и профессиям. К проблемам
в этой сфере относятся: неготовность
образовательных учреждений к эффективной
профподготовке взрослых, недостаточной
развитие учебно-методической базы. В
период экономической нестабильности
трудно отбирать перспективные профессии.
Несовпадение спроса и предложения на
учебные услуги в профессионально-
Профессиональное
консультирование призвано повысить обоснованность
выбора гражданами вида деятельности
и формы занятости в
а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенности профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности;
б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения;
в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места;
г) психологической поддержки, цель которой - развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеют трудности организационного и кадрового плана [11, с. 34].
Общественные работы и организация временной занятости; временная субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест - программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться.
Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.
Территориальное перераспределение рабочей силы и др.
Пассивная политика занятости - это совокупность мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов безработных граждан (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовой обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдых и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным целям и др.) и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.
К
пассивным мерам также
Государство осуществляет политику занятости на федеральном и региональном уровнях. Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки повышения благосостояния граждан, создания условий для разностороннего развития человека, оптимального сочетания и чередования труда и отдыха. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.
Политика занятости на региональном уровне должна быть направлена на:
- устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
- подготовку и переподготовку рабочей силы;
- поддержку деятельности по созданию рабочих мест;
- расширение диапазона общественных работ;
- налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и тру до не достаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставление, в случае необходимости работы;
- государственная поддержка привлечение иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.
По данным Минэкономразвития, в 2008 году количество безработных в России повысилось до 5 млн. человек, что на 750 тыс. человек больше, чем годом ранее. Таким образом, безработица настигнет 6,6% экономически активного населения.
В конце декабря официально зарегистрировано 1 млн 454 тыс. человек. Рост за неделю до 29 декабря, по его словам, составил 4%. В 2009 году, безработица может составить 2,1-2,2 млн. человек [16, с. 3-4].
Ранее Росстат впервые оценил динамику безработицы в России за ноябрь, который оказался первым кризисным месяцем, заметно сказавшемся на рынке. На 1 декабря число безработных в России, по методологии подсчета Международной организации труда, выросло до 5 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения. Еще месяц назад безработными считались 4,6 млн. (6,1%) - прирост составил 0,5 млн. (0,5%). Выросла на 4,8% по сравнению с октябрем зарегистрированная безработица - до 1,3 млн. человек, 1 млн. человек из официальных безработных получают пособие по безработице. Более подробная статистика приведена в приложении 1.
Однако, по мнению директора ИГСО Бориса Кагарлицкого, официальные сведения нельзя считать точными. По его словам, государственная статистика неверна по той причине, что не учитывает ряд факторов. В частности, многие предприятия сокращают штаты без положенного уведомления чиновников за два месяца до начала увольнений, и часто людей вынуждают уходить по «собственному желанию». Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований, добавляет, что большое количество граждан, потеряв работу, не обращается в службы занятости, поскольку проживает далеко от регионов прописки. Не учитывает официальная статистика и иммигрантов, многие из которых являются нелегальными.
Ситуация
в отечественной экономике
Глобальный кризис только вступил во вторую фазу, начав поражать индустрию. Он не подойдет к концу в 2009 году. Исследователи считают, что кризис не окончится, пока не произойдет новая технологическая революция, в ходе которой появятся новые принципы хозяйственного регулирования и новые ресурсы.
Провозглашенный правительством России план поддержки крупнейших предприятий не является системным, считают в Центре. Он не затрагивает средний и малый бизнес, а также не решает основной проблемы кризиса - проблемы поддержания сбыта. Доходы населения беспрепятственно сокращаются, - пишут исследователи. - Внутренний рынок России терпит катастрофу, что гарантированно повлечет массовые банкротства и рост безработицы. Отрицательное влияние на российский и мировой спрос оказывает международная девальвационная гонка. В ходе нее правительства стремятся быстрее девальвировать национальные валюты, чтобы поднять рентабельность, снизив издержки на рабочую силу. В результате падение потребительского спроса ускоряется, что повсеместно активизирует рост безработицы. В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно [12, с. 13].
Для
обеспечения приоритетного
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.
В
связи с кризисными процессами в
экономике в сложной ситуации
окажутся студенты, в первую очередь
обучающиеся на платной основе, а
также студенты, воспользовавшиеся
или планировавшие
Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы