Социально-экономическая модель Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:45, реферат

Описание работы

Природно-ресурсный потенциал.
Население.
Сельское хозяйство.
Транспортная система.
Внутренние отличия
Пищевая промышленность
Текстильная и швейная промышленность

Работа содержит 1 файл

Соц.эк1.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

Химическая промышленность  

Химическая промышленность Германии, наряду с автомобилестроением, является ведущим экспортером. Положительное  внешнеторговое сальдо возросло с 30 млрд. ДМ в начале 90-х годов до 49 млрд. ДМ в 1999 г. Коэффициент экспорта в 1999 году составил 0,534, причем отрасль достигла положительной разницы практически  со всеми торговыми партнерами. Основой  экспорта является фармацевтика, органическая химия и пластмассы. Усиление экономической  интеграции позволяет странам ЕС оставаться главными покупателями и  основными поставщиками сырья (2/3 импорта) немецкой химической промышленности. В 1999-2000 гг. отмечен рост товарооборота  со странами НАФТА, Южной Америки  и Азии. Экспорт в Западную Европу в 1999 году увеличился на 4%, поставки в  США, рынок которых приобретает  все большее значение для немецких производителей медицинских препаратов, возрос на 9,5% и составил 20% всего  экспорта фармацевтической продукции  Германии.  

В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние  годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%), которые  все же вынужденно снизили темпы  роста из-за стагнации строительной индустрии. Сильная зависимость  отрасли от внешней торговли предопределила ее повышенную чувствительность к азиатскому и российскому кризисам, которые  ухудшили показатели в фармацевтике. Общеэкономическая обстановка и  рост цен на лигроин (за 2000 год на 150%) и нефть способствуют постепенному повышению цен производителями  химической продукции в Германии (4%).  

Анализ инвестиционной активности в отрасли позволяет  нам сделать вывод о том, что  существенные капиталовложения в 2000 году в заводы и оборудование Германии (15 млрд. ДМ) и предприятия за границей (14 млрд. ДМ) будут способствовать интенсивному развитию химической промышленности, существенному росту объемов  экспорта.  

Металлургия  

Резкий подъем по всему миру испытывает сталелитейная  промышленность. В 2000 году мировой выпуск стали достиг 800 млн. тонн против 780 млн. тонн в 1999 году. Почти 20% из этого объема производится в странах ЕС. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения  в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Вместе с тем на рынке  постоянно появляются новые производители, и странам ЕС приходится проводить  структурные корректировки отрасли, концентрируясь на производстве высококачественной продукции с высоким уровнем  добавочной стоимости и на специализированной продукции.  

После трудного для  отрасли 1999 года металлургия имеет  четкую тенденцию к увеличению объемов  сбыта, особенно растет экспорт стали. Потребление продукции отрасли  в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так  и внешний (+9,7%), что вылилось в  рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют  автомобильная промышленность, которая  поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной  продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Развитию отрасли также способствует оживление деловой активности на рынках Азии, Южной Америки, Восточной  Европы, а также рост инвестиционных вложений в зону евро. В результате воздействия этих факторов выпуск стали  в Германии возрастает на 8% в 2000 году и на 2% в 2001 году.  

Международная конкуренция  заставляет немецких производителей усиливать  концентрацию производства для более  эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего повышения  производительности. Уже сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация позволяет европейцам конкурировать с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.  

Машиностроение  

Германия - главный  производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин  и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ  является несомненным технологическим  лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая  репутация по всему миру, что стимулирует  экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос.  

Устойчивый рост практически во всех секторах машиностроения наблюдается с середины 1999 года. Во многом это достигнуто за счет оптимизации  использования производственных мощностей (88,8%). Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических  и бумагопроизводящих машин и  механизмов составил в 2000 году 0,85, а  его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%). Немецкие производители  текстильных машин и механизмов также являются ведущими экспортерами с экспортным коэффициентом свыше 0,9. Это же можно отнести и к  производителям транспортного оборудования и станков. В 1999 году Германия произвела 21,5% мирового выпуска станков, уступив  только Японии (22,4%).  

Динамичное развитие экспорта немецкого машиностроения обусловлено, по нашему мнению, прежде всего насыщенностью внутреннего  рынка. Немецкие домохозяйства хорошо оснащены бытовыми приборами, а предприятия  обладают преимущественно новым  оборудованием с длительным периодом амортизации.  

Очевидно, что рост инвестиций в зону ЕВС будет способствовать увеличению спроса на немецкие машины и оборудование. Уровень экспорта в страны, находящиеся за пределами  зоны евро, предполагает, что немецкое машиностроение получило в 2000 году существенные выгоды от конкурентоспособных цен  в результате снижения курса евро по отношению к доллару, иене и  фунту стерлингов.  

Таким образом, на основании  анализа хозяйственных результатов  деятельности промышленности Германии за последние годы, мы приходим к  выводу, что усиление глобализации стимулирует поиск новых вариантов  выгодного сотрудничества на внешних  рынках, содействует диверсификации внешнеэкономических отношений. Немецкие корпорации активно пользуются возможностями развивающихся рынков стран с переходной экономикой, вынося в эти регионы значительную долю производственного цикла.  

Таблица 3  

Промышленность Германии: выпуск продукции по отраслям в 1999-2001 гг. (% изменение по годам)

Отрасль  

Изменение объемов  выпуска  

Цены производителей  

Занятость

  

1999  

2000  

2001  

2000  

2001  

2000  

2001  

Добывающая промышленность  

-1,3  

-5,0  

-3,5  

6,5  

-2,5  

-6,8  

-6,0  

Обрабатывающая промышленность  

1,7  

6,0  

4,5  

2,5  

0,8  

0,5  

0,8  

-промежуточные товары   

2,5  

4,8  

4,3  

4,3  

0,0  

0,3  

0,8  

-капитальные товары   

0,0  

9,0  

6,0  

0,3  

0,5  

0,3  

1,0  

-товары длительного  пользования  

3,7  

6,0  

4,0  

0,8  

1,0  

-1,0  

0,3  

-товары краткосрочного  пользования  

1,3  

1,8  

2,5  

0,3  

0,8  

0,3  

0,3  

Пищевые товары, напитки, табак  

2,9  

2,3  

1,8  

0,3  

0,8  

1,0  

0,3  

Текстильная и швейная  промышленность  

-8,6  

-1,8  

1,3  

0,5  

1,0  

-3,5  

-0,5  

Бумажная и полиграфическая  промышл.  

3,7  

4,0  

3,0  

2,5  

1,3  

1,5  

0,8  

Изделия из кокса  и минеральных масел  

-3,5  

3,0  

0,3  

25,0  

-4,0  

3,3  

-2,0  

Химическая промышленность  

4,4  

4,3  

4,8  

-2,0  

0,3  

-0,5  

0,8  

Производство изделий  из резины и пластмассы  

1,6  

6,0  

6,3  

1,8  

1,0  

1,0  

1,5  

Металлургия  

0,1  

6,5  

3,8  

3,5  

0,5  

-0,5  

0,8  

Машиностроение  

-2,0  

7,0  

6,0  

1,0  

1,5  

0,0  

1,3  

Электротехника  

4,2  

10,8  

8,3  

0,0  

0,3  

1,8  

1,8  

Производство транспорта и деталей  

3,0  

6,0  

3,5  

0,8  

1,0  

1,0  

1,0  

Поставка эл/эн  

0,6  

0,5  

1,0  

-  

-  

-  

-  

Строительство  

0,8  

-0,8  

1,3  

-  

-  

-2,0  

0,0  

Производственный  сектор в целом  

1,5  

4,8  

4,0  

-  

-  

0,0  

0,5  
 

В среднесрочной  перспективе следует ожидать  постепенного роста присутствия  немецких товаров в различных  геоэкономических регионах. Вместе с  тем основными партнерами во внешнеэкономической  сфере для Германии останутся  страны ЕС и ЕАСТ. Постепенное же снижение объемов торговли со странами НАФТА должно быть компенсировано адекватным оживлением торгово-экономических  связей с Россией, Украиной, странами Восточной Европы.  

В целом ослабление налогового пресса и рост экономики  вызывает рост цен производителей на 2,5% в 2000 году. Однако уже в 2001 году рост цен составит всего 0,8% по причине  ожидаемого падения цен на нефть  и нефтепродукты и дальнейшего  падения совокупных цен на труд. В комплексе это приведет к  росту благосостояния граждан Германии, так как приток денежной массы  в домашние хозяйства за счет экономического подъема не будет нивелирован  адекватным ростом цен на товары.  

Таблица 4  

Германия: структура  внешней торговли в 1999 г., (%)

Страны  

Экспорт  

Импорт  

ЕС  

57  

53  

ЕАСТ  

Информация о работе Социально-экономическая модель Германии