Социально-экономическая модель Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:45, реферат

Описание работы

Природно-ресурсный потенциал.
Население.
Сельское хозяйство.
Транспортная система.
Внутренние отличия
Пищевая промышленность
Текстильная и швейная промышленность

Работа содержит 1 файл

Соц.эк1.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

Социально-экономическое  положение Германии

Страница 1 
 

Германия- одна из наиболее развитых стран мира и Западной Европы. Она расположена в центре Европы. На севере территория Германии выходит  к Северному и Балтийскому  морям, на востоке граничит с Польшей  и Чехией, на западе - с Нидерландами, Бельгией, Францией, Люксембургом, на юге - со Швейцарией и Австрией, на севере - с Данией.  

Германия - федеративная республика, состоящая из 16 земель. Высшая законодательная власть принадлежит  бундестагу (палате депутатов), избираемому  на 4 года, и бундесрату (палате земель), состоящей из членов земельных правительств. Исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое федеральным канцлером.  

До 19-го столетия страна состояла из 300 светских и духовных стран-княжеств и 50 имперских городов, формально входивших в состав «Священной Римской империи». В последней  четверти 19-го века из них было образовано единое немецкое государство. В 20 веке это государство инициировало начало двух мировых войн. После поражения  во Второй мировой войне страна была разделена на две части : восточную - ГДР (Германскую Демократическую Республику) и западную - ФРГ (Федеративную Республику Германию), которые с 1949 года по 1990 год  находились в составе двух противоположных  мировых общественно-политических систем. После объединения в 1990 году регион бывшей ГДР получил название «новые федеральные земли». Процесс  интеграции земель оказался сложным  не столько с экономической точки  зрения , сколько в силу психологии людей, которые на протяжении 40 лет  жили в совершенно разных социально-экономических  условиях.  

Природно-ресурсный  потенциал.  

Природно-ресурсный  потенциал страны довольно истощен. Главным богатством Германии является каменный (Рурский и Саарский бассейны) и бурый уголь. Рурский бассейн  по запасам занимает первое место  в Западной Европе, однако условия  добычи сложные. Есть также большие  запасы калийных солей (между реками Везер и Заале). Промышленное значение имеют залежи строительных материалов. По особенностям рельефа страну можно  разделить на три части : Северогерманская низменность, Среднегерманские горы (Рейнские Сланцевые, Гарц, Рудные, Тюрингенский Лес), возвышенная Южная Германия (Шварцвальд, Швабские Альпы, Баварский  Лес, Баварское плоскогорье). Территория страны хорошо освоена и плотно заселена. Климат умеренный с переходом  от морского на севере до умеренно континентального на юге, благоприятен для проживания населения. Суровые зимы бывают только в горах. В отличие от многих западноевропейских стран в Германии густая речная сеть. Самую большую протяженность  в пределах страны имеют Рейн, Дунай и Эльба. До недавнего времени эти реки были наиболее грязными в Европе. Государственные мероприятия, а также программы ЕС позволили в основном решить экологические проблемы Рура и Рейна.  

Важную природоохранную  функцию выполняют лесные массивы, занимающие почти ¼ территории страны. В 70-е годы созданы первые национальные парки. Это значительные территории, охраняемые государством.  

Население.  

Германия - этнически  однородная страна. На границах с Нидерландами и Данией проживают несколько  тысяч датчан и голландцев. На востоке - около 100 тыс. лужицких сербов. Почти 5 млн составляют эмигранты из Турции, стран Центральной и Восточной  Европы, приехавшие сюда на заработки  и постоянное место жительства. Эмиграция  дополняет комплекс социальных и  политических проблем, потому правительством принята система законодательных  мер по регулированию миграционного  потока.  

Несмотря на большие  человеческие потери во время Второй мировой войны (10 млн человек), количество населения страны восстановилось, в  частности, благодаря возвращению  репатриантов - немцев, оказавшихся  на территориях других государств после  изменения границ. Возвращение “этнических  немцев” продолжается, в частности, с территории России и Казахстана.  

Немецкий язык относится  к германской группе индоевропейской  семьи. Кроме немцев , на этом языке  говорят австрийцы, жители Швейцарии  и Люксембурга. Южные регионы  страны заселены преимущественно католиками, северные - протестантами. Средняя плотность  населения составляет почти 220 человек  на 1км2, размещено оно довольно равномерно. Городских жителей -более 85%. В стране насчитывается 15 больших городов  с населением более 500 тысяч человек. В Берлине проживает 3,5 млн человек, Гамбурге-1,6, Мюнхене-1,2 млн человек. Количество населения в агломерации  Рура составляет 10 млн человек. В  сельской местности довольно много  сел и хуторов.  

Вследствие исторических причин (политическая раздробленность  страны в средние века) в Германии нет четко определенного политического  центра типа Парижа или Лондона. Главным  промышленным ядром страны является самая крупная в Европе Рурская  агломерация. Основной финансовый центр - Франкфурт-на-Майне, главные политические центры - Бонн и Берлин. Города в Германии в основном очень древние: те, что  находятся на запад от Дуная и  Рейна, насчитывают более 2000 лет, другие - около 1000 лет. Многие из них были когда-то столицами княжеств, поэтому имеют  древние исторические и культурные памятники. Особенно выделяются Кельн, Мюнхен, Штутгарт- в западной, Дрезден, Потсдам - в восточной частях страны.  

Доля занятых в  промышленности и строительстве (45% экономически активного населения) значительно выше, чем в других западноевропейских странах. Кроме  того, много людей работает в научно-исследовательской  области, на транспорте, в сфере услуг.  

Сельское хозяйство.  

Сельское хозяйство  Германии - высокоразвитая отрасль. В  нем работает 4% занятого населения. До 1990 года в ФРГ преобладали фермы  с наделами 20 га, в ГДР - государственные  хозяйства. В обоих случаях сельское хозяйство получало значительную поддержку  государства. После объединения  Германия превратилась в самого крупного в Европе сельскохозяйственного  производителя. Однако собственных  потребностей населения отрасль  не удовлетворяет, поэтому Германия, наряду с Японией , является самым  большим в мире импортером сельскохозяйственной продукции. Импортируют продовольственное  зерно, растительное масло, овощи,фрукты.  

Животноводство дает 4/5 стоимости сельскохозяйственной продукции. Это мясо, твердые сыры, масло. Из зерновых культур высевают пшеницу, рожь, ячмень. Средняя урожайность  зерновых - 53 ц с гектара. Германия является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, овощей и винограда. Национальной культурой стал хмель.  

Главными сельскохозяйственными  регионами являются южная окраина  Северогерманской низменности от Мааса  до Эльбы, где имеются плодородные  почвы; речные долины среднегерманских гор; равнины юга страны.  

Транспортная система.  

Транспортная система  Германии хорошо развита. Она обеспечивает не только внутренние перевозки, но и  транзитные, поскольку страна находится  в центре Европы. Германия принимает  участие в создании Европейской  системы автострад и трансевропейских скоростных железных дорог. Грузо- и  пассажироперевозки осуществляются железными  дорогами, автодорогами и водными  путями. На водный транспорт приходится около 20% грузоперевозок, что выделяет страну по этому показателю в Европе. Наиболее важную роль играет речная система  Рейна. Канал Рейн-Везер дал выход  Руру к Северному морю в пределах государственной территории. Среднегерманский канал, пересекая территорию с запада на восток, соединяет реки севера в  единую транспортную систему. Построенный  в 90-е годы канал Рейн-Майн-Дунай  соединяет Северное и Чёрное моря, образуя трансевропейскую водную магистраль. От северного порта Киль начинается глубоководный Кильский канал, по значению уступающий только Суэцкому и Панамскому. Паромные переправы соединяют Германию с Данией, Швецией, Финляндией, Литвой.  

До второй мировой  войны наиболее важным транспортным узлом был Берлин, однако в годы существования двух Германий он потерял  свою роль. Основной транспортный коридор  проходит по оси Рейна. Есть локальные  транспортные узлы, крупнейшими из которых являются Гамбург, Лейпциг, Мюнхен и др. Крупнейший узел воздушных  коммуникаций - Франкфурт-на-Майне. В  стране зарегистрировано почти 40 млн. легковых и 2 млн. грузовых автомобилей. Страна покрыта густой сетью скоростных автомагистралей высокого класса.  

Внутренние отличия  

На территории страны можно выделить следующие экономические  районы: Северная Германия, Северный Рейн-Вестфалия, Прирейнский Юго-Запад, Бавария, Юг Восточной Германии и Брандебург с Берлином.  

Северная Германия (земли Нижняя Саксония, Шлезвиг -Гольштейн, Макленбург-Передняя Померания, Гамбург  и Бремен) занимает большую площадь, выходит к морю, в хозяйственном  отношении имеет развитые аграрные и торгово-транспортные функции.  

Северный Рейн-Вестфалия - земля, имеющая важные промышленные, финансовые и сельскохозяйственные функции, развитые металлургию, химию, машиностроение, текстильную и пищевую  промышленность. Здесь находятся  Рурский каменноугольный бассейн  и промышленная агломерация Рура.  

Прирейнский Юго-Запад (земли Гессен, Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртенберг, Саар) - наиболее развитый и самый  крупный по своему экономическому потенциалу район Германии ( 30% промышленного  и 25% сельскохозяйственного производства). Это основное сосредоточие наукоёмких отраслей промышленности выделяется производством  машин и химических товаров, а  в сельском хозяйстве - выращиванием овощей, винограда и табака.  

Бавария - самая большая  по площади земля Германии, занимает третье место в стране по промышленному  и сельскохозяйственному потенциалу. Выращивают пшеницу, хмель, ячмень. Развито  пивоварение. Промышленность представлена новейшими отраслями, прежде всего  электротехнической отраслью и автомобилестроением.  

Юг Восточной Германии ( земли Саксония, Тюрингия, Саксония-Ангальт) - наиболее экономически развитая территория восточных земель. Именно благодаря  этому району ГДР входила в  десятку самых крупных машиностроительных и химических районов мира. В настоящее  время здесь происходит так называемая деиндустриализация: реконструкция  устаревшей структуры, ликвидация неконкурентоспособных  предприятий и отраслей.  

Брандебург с Берлином. Брандебург - ядро Пруссии, земля, вокруг которой образовалось Германия, а  Берлин - главный экономический и  политический центр этой земли. С 1871 г. Берлин провозглашён столицей страны, что дало толчок к его развитию. После второй мировой войны Берлин был разделён на две части: Западный, имевший особый статус, и Восточный, ставший столицей ГДР. В 1961 г. Восточный  Берлин отделили от Западного Берлинской стеной. Снос Берлинской стены стал символом объединения Германии и  вернул городу его мировое значение и разнообразные хозяйственные  функции.  

Геополитические изменения  последнего десятилетия, коренным образом  поменявшие ранее незыблемые установки  и ориентиры, одновременно формируют  основания для создания обновленной  многополярной мировой экономической  системы на современном этапе  развития крупнейших социо-культурных образований. В связи с этим естественным является появление новых векторов экономического сотрудничества, таких, например, как достаточно заметное стремление бывших союзных республик  и стран СЭВ к углублению взаимодействия со странами Европейского Союза. Эта  тенденция выражает не только объективное  тяготение переходных экономик к  развитому экономическому эпицентру, которым является ЕС, но и выявляет некоторые структурные особенности  современной социо-культурной динамики.  

Германия выступает  в качестве проводника идей и новаций  промышленно-развитого мира в регионах смешанного социо-культурного освоения, и в частности в Восточной  Европе. Поэтому в увеличении деловой  активности Германии на Востоке можно  усмотреть достаточно стандартную  логику поэтапного навязывания западных экономических стандартов "новым" территориям. Но, вместе с тем, необходимо отметить нарастающее противоречие в валютно-финансовой и торговой сфере между Европой и странами НАФТА, которое может привести к  новому структурному переделу зон влияния  между промышленно-развитыми странами. С этой точки зрения у России, Украины и других стран постсоветского пространства появляется критическая  масса предпосылок геополитического и геоэкономического характера, которая должна активизировать сотрудничество с ЕС, и, прежде всего, с Германией - его экономическим лидером.  

Общеэкономическая обстановка в мировом хозяйстве  положительно характеризуется большинством европейских экспертов, которые  отмечают подъем мировой экономики  за последние три года. Практически  все регионы мира проходят в 1999-2000 гг. этап повышения деловой активности, что способствует улучшению основных макроэкономических показателей.  

1999 год дал основания  делать оптимистические прогнозы  как для стран с несбалансированной  хозяйственной системой, где вероятны  потрясения, особенно в финансовом  секторе (примером в последние  годы могут служить кризисы  в России и Бразилии), так и  для стран со стабильной экономикой, характеризующейся высоким объемом  производства и относительно  низкими темпами экономического  роста.  

Информация о работе Социально-экономическая модель Германии