Социально-экономическая модель Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:45, реферат

Описание работы

Природно-ресурсный потенциал.
Население.
Сельское хозяйство.
Транспортная система.
Внутренние отличия
Пищевая промышленность
Текстильная и швейная промышленность

Работа содержит 1 файл

Соц.эк1.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

Таблица 1  

Рост экономики  в отдельных регионах мира (реальный ВВП в % к предыдущему году).

Страна/ регион  

1999  

2000  

2001  

Северная Америка   

4,2  

5,0  

3,3  

Латинская Америка   

-0,1  

4,0  

4,0  

Западная Европа  

2,0  

3,3  

3,3  

Из них: Страны зоны евро  

2,4  

3,5  

3,3  

Центральная и Восточная  Европа  

2,6  

3,3  

2,8  

Из них: Россия  

3,2  

3,0  

1,8  

Япония  

0,3  

1,0  

1,3  

Азия  

5,7  

6,0  

5,3  

Из них: Малайзия, Филиппины, Таиланд,  

Индонезия, Корея   

4,8  

5,8  

5,0  

Китай  

7,2  

7,0  

6,0  

ИТОГО  

3,6  

4,5  

3,8  
 

Даже японские производители, сильно жалующиеся на стагнацию последние  два года, могут смотреть в будущее  с оптимизмом, хотя, несмотря на повторные  меры поддержки со стороны фискального  фронта, слабый покупательский спрос  остается все еще негативным признаком  японской экономики. На этом фоне очевидные  успехи германской экономики могут  не впечатлить, но не стоит забывать, что прирост любого макроэкономического  показателя Германии в абсолютном выражении  значительно превышает аналогичный  показатель менее развитой экономики, к примеру, российской или украинской. Немецкие аналитики усматривают  экономический рост своей страны как естественное следствие крупного и затяжного кризиса в странах  ЮВА, который, собственно, в значительной мере стал катализатором и общемирового экономического всплеска. Ослабление экспортных позиций конкурентов  позволило немцам добиться усиления эффекта подъема в отдельных  отраслях хозяйства.  

Таблица 2  

Германия, ВВП и  его составляющие (в ценах 1995 г., % изменения реального ВВП к  предыдущему году)

Показатели  

1999  

2000  

2001  

Личное потребление   

2,1  

2,0  

3,3  

Капитальные вложения:  

2,3  

2,5  

4,3  

-машины, механизмы,  оборудование  

5,7  

6,5  

7,8  

-строительство  

0,0  

-0,3  

1,5  

Внутренний спрос   

2,2  

2,3  

3,3  

Экспорт  

4,2  

12,3  

8,0  

Импорт  

7,1  

9,8  

8,8  

ВВП  

1,5  

3,0  

3,0  
 

Важной опорой для  подъема в дальнейшем является обрабатывающая промышленность, где и в дальнейшем прогнозируется оживление экспорта, вплоть до 2002 года. Затем же, когда  экспорт в этом секторе экономики  потеряет тенденцию к росту, эта  потеря компенсируется внутренним спросом, основанном на налоговых послаблениях со стороны федерального правительства  в 2000 году и увеличении внутренних инвестиций. Все это приведет к росту промышленного  выпуска на 6% в 2000 году и на 4,5% - в 2001 году.  

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное  место занимала проблема подъема  восточных земель, (что требовало  ужесточения налогового пресса), а  также большой объем выплат в  бюджет ЕС, теперь на первое место выходит  проблема безработицы. Относительно неплохо  с уровнем занятости обстоят  дела в экономически благополучных  федеральных землях, таких как  Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли  имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать  значительные средства на пособия и  социальную защиту населения, кроме  того, отторгает значительные массы  людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько  лет существует реальная возможность  снизить уровень безработицы  за счет увеличения объемов производства в промышленности.  

Интеграционные процессы, усиливающиеся в последние годы в европейской экономике, существенно  коррелируют рыночную стратегию  отдельных государств Европы, что  в полной мере относится и к  странам - лидерам ЕС. Германия, являющаяся движущей силой европейской интеграции в настоящий момент находится  в стадии умеренного экономического роста. Причем промышленность ФРГ преимущественно  определяет результат работы экономики  в целом.  

Анализ хозяйственных  результатов и внешнеторговой деятельности в отдельных отраслях промышленности, наиболее подверженных трансформации, позволяет сформировать целостную  картину, отражающую основные тенденции  трансформации внешнеэкономической  деятельности экономики Германии под  влиянием глобализации.  

Обрабатывающая промышленность  

Обрабатывающая промышленность Германии в значительной мере определяет успех работы немецкой экономики  в целом. Производители товаров  производственного назначения занимают лидирующие позиции в немецком экспорте. На наш взгляд, рост в этой отрасли  является следствием увеличения объемов  международного инвестирования, вызванного процессами глобализации в мировой  экономики. За счет привлечения иностранного капитала во многом удалось вывести  из кризиса Восточные земли. В  то же время приход иностранных инвесторов способствует увеличению заказов из-за границы: в 2000 году отмечается рост экспорта на 26,2%, тогда как внутренние заказы возросли лишь на 12,5%. Еще более показательна ситуация на рынке товаров длительного  пользования, где рост экспортных поставок (15,2%) более чем в 3 раза превысил рост внутренних заказов (4,4%).  

Выпуск промышленной продукции в Германии имеет стабильную тенденцию к росту из года в  год. Так, в середине 2000 года был зафиксирован рост в 7,4%. Хорошая международная  обстановка будет способствовать росту  в дальнейшем. 2000 год был отмечен  существенным повышением индекса деловой  активности, предпосылки для чего были сформированы недавними налоговыми реформами и увеличением объемов  утилизации в обрабатывающей промышленности. Производственные фирмы в настоящее  время пополняют свои рабочие  места и наращивают производственные мощности, ориентируясь на сохранение в 2001 году имеющихся объемов сбыта. Немецкие аналитики прогнозируют рост выпуска товаров обрабатывающей промышленности на 6%, в случае, если произойдет ожидаемое укрепление евро на 4,5%. Падение доллара, вызванное  кратковременной стагнацией экономии США, снизит объемы экспорта в Северную Америку.  

Пищевая промышленность  

(включая производство  напитков и табачной продукции)  

По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек  и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной  в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.  

Немецкий рынок  продуктов питания предельно  насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев  продуктами питания в настоящее  время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. По нашему мнению, развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и  увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в  России и некоторых странах Восточной  Европы.  

Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так  как демографические процессы в  самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам  немецких демографов к 2020 году население  Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета  населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление  продуктов питания.  

Анализируя структурные  изменения потребительского спроса, необходимо отметить повышение среднего уровня потребления замороженных продуктов  на душу населения (26,6 кг. в 1999 году); рост потребления минеральной воды (97,1 л.); молока (рост объемов производства 1,8%); фруктов и овощей, а также  рост популярности безалкогольного  пива, несмотря на то, что общее потребление  пива в Германии падает: 127,5 литров в 1999 году против 138 литров в 1994 году.  

В табачной промышленности наблюдается изменение структуры  рынка, все большую долю которого занимают легкие сигареты (33% против 20% в начале 90-х годов). Общее потребление  табачных изделий в странах ЕС снижается. Так, в 1999 году в Германии выкурено 173,3 млрд. шт. сигарет, что почти  на 15% ниже уровня начала 90-х годов.  

Основные внешнеэкономические  партнеры Германии на рынке продуктов  питания - страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота  отрасли, благодаря похожим потребительским  привычкам и близости европейских  стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные  потребители немецкой продукции, особенно молочных продуктов, кондитерских изделий, мяса и пива. Однако, чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать  вывод о том, что в среднесрочный  и долгосрочный период экспортные акценты  будут смещены в пользу Центральной  и Восточной Европы. Показательно в этой связи, что эти регионы  приобретают все большее значение как объекты вложения ПИИ немецкими  производителями продуктов.  

Текстильная и швейная  промышленность  

Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные  тенденции глобализации в мировой  экономике. Большинство работ немецкой текстильной и швейной промышленности практически осуществляется в других странах, переносится в страны с  меньшей стоимостью труда, с последующим  импортом готовой продукции. Всего 20% одежды, проданной в Германии, произведены на ее территории: за границей производится 95% мужских брюк, реализуемых  в ФРГ, 85% блуз и жакетов, а также  почти все рубашки среднего ценового диапазона. Наличие квалифицированной  рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к  западноевропейскому рынку - факторы, способствующие вынесению большей  части производства в страны Центральной  и Восточной Европы. В итоге, корпоративное  взаимодействие немецких производителей формирует преобладание промежуточных  товаров в экспорте отрасли, а  конечных - в импорте.  

Основные рынки  продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе. Немецкие производители ориентируются на высококачественную и дорогостоящую  продукцию. Благодаря благоприятной  потребительской среде во Франции, странах Бенилюкса, Австрии и  Швейцарии можно ожидать роста  экспорта в отрасли. Вместе с тем, размещение производственных мощностей  преимущественно за границей ведет  к потере рабочих мест в самой  Германии.  

По нашему мнению, оживление деловой активности в  отрасли можно ожидать после  уменьшения налогов, которое запланировано  в Германии на 2001 год. Это приведет как к росту объемов производства, так и к незначительному росту  цен производителей (в пределах 1-2%), что также обусловлено конъюнктурой рынка в Германии и странах  ЕС.  

Информация о работе Социально-экономическая модель Германии