Социальное выравнивание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:10, реферат

Описание работы

История экономического развития общества показывает сложную комбинацию между понятиями «экономика» и «социальное равенство». На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным неравенством, несправедливостью, давлением одних слоёв населения на другие.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория реферат.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

           Величина прожиточного уровня служит ориентиром при определении  минимально допустимой заработной платы, пособий по безработице и других трансфертных платежей.

           Что касается проблемы бедности, то она не поддаётся точному  определению. Но в широком смысле можно сказать, что бедность характеризует  состояние, когда основные потребности  людей превышают их возможности  для удовлетворения этих потребностей. Состав людей, живущих в бедности, неоднороден. Эта категория охватывает сельских и городских жителей, молодых и старых. Этот факт существенно усложняет определение целей государственной политики.

           В экономической  теории существует две концепции  бедности: 1) абсолютная (использование  в качестве черты бедности денежного  эквивалента минимальной потребительской корзины); 2) относительная (использование в качестве черты бедности статистической нормативной величины в 40-60 % среднедушевого дохода).

     Гарантией уровня жизни работника не ниже прожиточного минимума выступает трудовой доход. Если брать во внимание, что работник не одинок, у него есть дети, престарелые родители, то нижней границей трудового дохода следует считать доход в 1,5-1,6 прожиточного минимума.

     Потенциал противодействия бедности заключается  в возможностях внутрисемейного распределения (компенсации низких трудовых доходов одних членов семьи за счёт более высоких доходов других).

     Противодействуют  снижению уровня жизни, увеличению или  углублению бедности также трудовые доходы от дополнительной и самостоятельной  занятости.

     Таким образом, для повышения уровня жизни  и снижения бедности необходимо добиваться реального повышения трудовых доходов. Минимальную оплату труда необходимо поднять до уровня прожиточного минимума. Но проблема заключается не в том, чтобы издать закон об их соответствии, а в том, чтобы экономика страны перешла на траекторию устойчивого экономического роста. 

     4. Основные направления социальной  политики государства 

     После второй мировой войны в индустриально  развитых странах стала активно претворяться в жизнь концепция социального государства, согласно которой оно несёт ответственность за создание достойных условий жизни для людей. В её основу положены следующие принципы (схема 6). 
 
 

Схема 6

 
 
 
 
 
 
 
 

     Каковы  бы ни были различия в современных  теориях организации производства и распределения, в их основе лежит признание необходимости экономической свободы человека. В то же время в современных типах экономических систем имеет место комплекс мер, нацеленных на ограничение имущественного неравенства. В странах Запада утвердилась смешанная экономика, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций, а граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и через демократические институты имеют возможность влиять на политику государства, добиваясь лучшего соблюдения их социально-экономических интересов.

     Масштабы  средств, выделяемых государством на решение  социальных задач, конкретное наполнение социальных программ в каждой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение жизненного уровня, а также сложившихся традиций в решении социальных проблем.

     Из  развитых стран на неолиберальную схему экономического развития (с минимальным вмешательством государства) ориентируются США и Япония. западноевропейские страны в больше мере реализуют политику социального партнёрства. Наиболее ярко общность и различия в подходах к решению проблем распределения доходов и участию государства видны на примере сопоставления США и Швеции. В США государство несёт более ограниченную ответственность за предоставление неустроенным в жизни людям средств к существованию. Для борьбы с бедностью государство принимает меры по расширению программ по профессиональной подготовке и переподготовке рабочей силы, введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидий на жильё и бесплатную медицинскую помощь.

     В Швеции провозглашено равное право  всех на высокий уровень жизни. Здесь  существует единая для всех система  здравоохранения, образования и  пенсионного обеспечения. Хорошо развиты системы государственных дошкольных учреждений и школьного обучения. Большое внимание уделяется реализации политики солидарных требований оплаты труда. Заработная плата формируется на коллективно-договорной основе. Суть принципа солидарности заключается в формировании равной оплаты для рабочих одной специальности, равной квалификации и выполняющих сопоставимые работы, одинаковые для всех предприятий отрасли. Значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных.

     В бывшем СССР считалось, что доход  граждане могли получать только за свой труд. Запрещалась деятельность частных предприятий и всякая деятельность, позволяющая жить за счёт чужого труда. Ориентиром политики доходов провозглашался рост уровня жизни населения в целом и всех социальных слоёв при постепенном сближении уровней и структур доходов. В результате различия в доходах существенно нивелировались с 4.4 раза в децильных группах в 1956 г. до 3,5 раза в 1990 г. Этот процесс происходил под давлением государства, что в конечном счёте привело к значительному снижению трудовой мотивации.

     Вместе  с тем, общий уровень жизни  населения страны был довольно высок. Так, СССР входил в группу стран, величина национального дохода которых в  расчёте на душу населения находилась в границах от 7 до 13 тыс. долл. В год. за чертой бедности проживало 14,5 % населения страны.

     Переход России к рыночной экономике внёс глобальные изменения в систему  перераспределительных отношений. Распределение по труду уступило место формам рыночного распределения доходов по факторам производства. в то же время государство на макроуровне не обеспечило необходимого приоритета для зарабатывания доходов (по отношению к другим способам их извлечения), не создало условий для предпринимательской активности и эффективной трудовой деятельности. существенно усилилась дифференциация населения по доходам до масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных составило на конец 90-х гг. от 13 : 1 до 15 : к 1. Однако по подсчётам независимых аналитиков это соотношение колебалось в пределах от 25 : 1 в целом по стране до 60 : 1 в Москве.

     В результате реформ общие доходы населения  упали в 2 – 2,5 раза, а по уровню потребления общество отброшено на 20 лет назад. К концу 90-х гг., по данным Мирового банка, Россия относится к странам с доходами ниже среднего уровня (до 3 тыс. долл. На душу населения в год). экономическая стратификация населения страны по доходам на конец 90-х гг. представляла следующую картину (табл. 2).  

     Наряду  с традиционной бедностью (одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, престарелые), сегодня появились «новые бедные», в состав которых вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда раньше не относились к низшим слоям населения. Их низкие доходы обусловлены небольшой заработной платой на государственных предприятиях (15 % от прожиточного уровня), невыплатой заработной платы, частичной занятостью, безработицей.  
 
 

     Таблица 2.

     Экономическая стратификация российского населения (конец 90-х гг.) 

Основные  страты Доля в общем  населении,

 в  %

Уровень текущих  денежных доходов на душу населения в месяц, в долл.
Богатые 3-5 Свыше 3000
Состоятельные 15 3000 – 1000
Средние 20 1000 – 100
Малообеспеченные  20 100 – 50
Бедные  40 Менее 50
     в т.ч. «социальное дно» 10 – 12 Отсутствуют стабильные доходы
 

     Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов привели к появлению устойчивого слоя социальных пауперов – «социального дна», которое включает нищих, бомжей, беспризорных детей, алкоголиков, наркоманов, проституток.

     Лишь  пятую часть российского населения  с доходами от 100до 1000 долл. В месяц  с большой условностью можно  назвать «средним слоем». Но и внутри него материальное положение отдельных  групп существенно различается, что свидетельствует о неустойчивости российского «среднего класса».

     С другой стороны, небывалое в мировой  истории обогащение узкого круга  людей за счёт присвоения государственного имущества смогло произойти вследствие отсутствия полноценных законов, адекватных условиям рыночной экономики, либо их массового нарушения.

     Однако  создание высокодоходного слоя населения  не должно рассматриваться как самоцель. Требуется создание возможностей для  большей трудовой самореализации и тем самым получения высоких заработков у широких слоёв населения. Это решающая предпосылка повышения эффективности экономики и стабилизации социальной обстановки.

  1. Специфика социальной политики в России.

     Рассмотрим  факторы, которые предопределяют сложность  проведения социальной политики в переходной экономике России.

     1. Среди российского населения  сохраняется выработанная за  период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограниченной. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень и качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы, системой связей, социально-политическим положением.

     В настоящее время у российского  населения постепенно начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса. Государство должно поощрять реализацию населением самопомощи.

     2. Социальная политика в России усложняется недостаточной зрелостью социальных отношений. Общество пока ещё является недостаточно зрелым, что проявляется, в частности, в следующем:

  • Отсутствует сложившаяся политическая структура, которая, как показывает опыт развитых стран, предполагает наличие двух-трёх крупных партий. В России активность проявляют преимущественно многочисленные лидеры, а не ведущие партии. Формирование же традиционных партий – дело будущего. Рыхлость политической картины не даёт возможности проводить чёткую линию в области социальной политики в ходе предвыборной кампании, парламентских дебатов, формирования состава правительства, ориентированного на социально-демократические или на либеральные ценности;
  • В российском обществе заметно наличие множества властных групп влияния. Общественный контроль над ними (через систему СМИ) достаточно слаб. Более того, наблюдалась тенденция к тому, что многие каналы СМИ подпадали под полный контроль крупного капитала, что, естественно, снижало необходимую контрольную функцию СМИ. Большое влияние властных групп – одна из причин того, что вопрос о чрезмерно низком уровне заработной платы и завышенной доле прибылей до сих пор активно не обсуждался в российском обществе.
  1. Наблюдавшиеся в течение 1990-х гг. значительные трудности финансового положения России также затрудняли решение многих социальных проблем. Лишь достигнутое в начале ХХI в. положительное сальдо бюджета позволило заметно расширить группу мер социального плана (схема 7).

Информация о работе Социальное выравнивание