Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:10, реферат
История экономического развития общества показывает сложную комбинацию между понятиями «экономика» и «социальное равенство». На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным неравенством, несправедливостью, давлением одних слоёв населения на другие.
Величина
Что касается проблемы бедности, то она не поддаётся точному определению. Но в широком смысле можно сказать, что бедность характеризует состояние, когда основные потребности людей превышают их возможности для удовлетворения этих потребностей. Состав людей, живущих в бедности, неоднороден. Эта категория охватывает сельских и городских жителей, молодых и старых. Этот факт существенно усложняет определение целей государственной политики.
В экономической
теории существует две концепции
бедности: 1) абсолютная (использование
в качестве черты бедности денежного
эквивалента минимальной
Гарантией уровня жизни работника не ниже прожиточного минимума выступает трудовой доход. Если брать во внимание, что работник не одинок, у него есть дети, престарелые родители, то нижней границей трудового дохода следует считать доход в 1,5-1,6 прожиточного минимума.
Потенциал противодействия бедности заключается в возможностях внутрисемейного распределения (компенсации низких трудовых доходов одних членов семьи за счёт более высоких доходов других).
Противодействуют снижению уровня жизни, увеличению или углублению бедности также трудовые доходы от дополнительной и самостоятельной занятости.
Таким
образом, для повышения уровня жизни
и снижения бедности необходимо добиваться
реального повышения трудовых доходов.
Минимальную оплату труда необходимо
поднять до уровня прожиточного минимума.
Но проблема заключается не в том, чтобы
издать закон об их соответствии, а в том,
чтобы экономика страны перешла на траекторию
устойчивого экономического роста.
4.
Основные направления
После
второй мировой войны в индустриально
развитых странах стала активно
претворяться в жизнь концепция
социального государства, согласно
которой оно несёт ответственность за
создание достойных условий жизни для
людей. В её основу положены следующие
принципы (схема 6).
Схема 6
Каковы
бы ни были различия в современных
теориях организации
Масштабы средств, выделяемых государством на решение социальных задач, конкретное наполнение социальных программ в каждой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение жизненного уровня, а также сложившихся традиций в решении социальных проблем.
Из развитых стран на неолиберальную схему экономического развития (с минимальным вмешательством государства) ориентируются США и Япония. западноевропейские страны в больше мере реализуют политику социального партнёрства. Наиболее ярко общность и различия в подходах к решению проблем распределения доходов и участию государства видны на примере сопоставления США и Швеции. В США государство несёт более ограниченную ответственность за предоставление неустроенным в жизни людям средств к существованию. Для борьбы с бедностью государство принимает меры по расширению программ по профессиональной подготовке и переподготовке рабочей силы, введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидий на жильё и бесплатную медицинскую помощь.
В Швеции провозглашено равное право всех на высокий уровень жизни. Здесь существует единая для всех система здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. Хорошо развиты системы государственных дошкольных учреждений и школьного обучения. Большое внимание уделяется реализации политики солидарных требований оплаты труда. Заработная плата формируется на коллективно-договорной основе. Суть принципа солидарности заключается в формировании равной оплаты для рабочих одной специальности, равной квалификации и выполняющих сопоставимые работы, одинаковые для всех предприятий отрасли. Значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных.
В бывшем СССР считалось, что доход граждане могли получать только за свой труд. Запрещалась деятельность частных предприятий и всякая деятельность, позволяющая жить за счёт чужого труда. Ориентиром политики доходов провозглашался рост уровня жизни населения в целом и всех социальных слоёв при постепенном сближении уровней и структур доходов. В результате различия в доходах существенно нивелировались с 4.4 раза в децильных группах в 1956 г. до 3,5 раза в 1990 г. Этот процесс происходил под давлением государства, что в конечном счёте привело к значительному снижению трудовой мотивации.
Вместе с тем, общий уровень жизни населения страны был довольно высок. Так, СССР входил в группу стран, величина национального дохода которых в расчёте на душу населения находилась в границах от 7 до 13 тыс. долл. В год. за чертой бедности проживало 14,5 % населения страны.
Переход России к рыночной экономике внёс глобальные изменения в систему перераспределительных отношений. Распределение по труду уступило место формам рыночного распределения доходов по факторам производства. в то же время государство на макроуровне не обеспечило необходимого приоритета для зарабатывания доходов (по отношению к другим способам их извлечения), не создало условий для предпринимательской активности и эффективной трудовой деятельности. существенно усилилась дифференциация населения по доходам до масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных составило на конец 90-х гг. от 13 : 1 до 15 : к 1. Однако по подсчётам независимых аналитиков это соотношение колебалось в пределах от 25 : 1 в целом по стране до 60 : 1 в Москве.
В результате реформ общие доходы населения упали в 2 – 2,5 раза, а по уровню потребления общество отброшено на 20 лет назад. К концу 90-х гг., по данным Мирового банка, Россия относится к странам с доходами ниже среднего уровня (до 3 тыс. долл. На душу населения в год). экономическая стратификация населения страны по доходам на конец 90-х гг. представляла следующую картину (табл. 2).
Наряду
с традиционной бедностью (одинокие
матери, многодетные семьи, инвалиды,
престарелые), сегодня появились «новые
бедные», в состав которых вошли те слои
населения, которые по своему образованию
и квалификации, социальному статусу и
демографическому положению никогда раньше
не относились к низшим слоям населения.
Их низкие доходы обусловлены небольшой
заработной платой на государственных
предприятиях (15 % от прожиточного уровня),
невыплатой заработной платы, частичной
занятостью, безработицей.
Таблица 2.
Экономическая
стратификация российского населения
(конец 90-х гг.)
Основные страты | Доля в общем
населении,
в % |
Уровень текущих денежных доходов на душу населения в месяц, в долл. |
Богатые | 3-5 | Свыше 3000 |
Состоятельные | 15 | 3000 – 1000 |
Средние | 20 | 1000 – 100 |
Малообеспеченные | 20 | 100 – 50 |
Бедные | 40 | Менее 50 |
в т.ч. «социальное дно» | 10 – 12 | Отсутствуют стабильные доходы |
Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов привели к появлению устойчивого слоя социальных пауперов – «социального дна», которое включает нищих, бомжей, беспризорных детей, алкоголиков, наркоманов, проституток.
Лишь
пятую часть российского
С другой стороны, небывалое в мировой истории обогащение узкого круга людей за счёт присвоения государственного имущества смогло произойти вследствие отсутствия полноценных законов, адекватных условиям рыночной экономики, либо их массового нарушения.
Однако создание высокодоходного слоя населения не должно рассматриваться как самоцель. Требуется создание возможностей для большей трудовой самореализации и тем самым получения высоких заработков у широких слоёв населения. Это решающая предпосылка повышения эффективности экономики и стабилизации социальной обстановки.
Рассмотрим факторы, которые предопределяют сложность проведения социальной политики в переходной экономике России.
1. Среди российского населения сохраняется выработанная за период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограниченной. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень и качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы, системой связей, социально-политическим положением.
В настоящее время у российского населения постепенно начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса. Государство должно поощрять реализацию населением самопомощи.
2. Социальная политика в России усложняется недостаточной зрелостью социальных отношений. Общество пока ещё является недостаточно зрелым, что проявляется, в частности, в следующем: