Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:28, реферат
Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Система должна за определенный короткий срок обеспечить максимально полный охват населения.
С учетом вышеизложенного предполагается организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков и включающую в себя следующие элементы защиты:
- государственные
выплаты всем гражданам на
одинаковом уровне за счет
средств бюджета,
- обязательное
социальное страхование за
- накопительная пенсионная система;
- социальная
помощь и специальные
Кроме того, граждане имеют право на осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков.
Учитывая специфику Казахстана, на основе международного опыта при рассмотрении институциональной базы системы социальной защиты предпочтение должно быть отдано смешанной системе, при которой эффективно используются возможности как государственных, так и частных институтов.
Для более эффективного
управления социальными выплатами
должна быть разработана
Широкомасштабное
социальное обеспечение материнства
и детства будет одним из приоритетов
всей системы социальной защиты государства.
В перспективе по мере совершенствования
системы социальной защиты будут
заложены стимулы по поддержке позитивных
тенденций демографических
Планируется вовлечение
общественных объединений, защищающих
права инвалидов, в формирование
позитивного общественного
Адресная социальная помощь будет предоставляться только самым незащищенным слоям населения на основе реальных критериев нуждаемости. Кроме того, будут разработаны специальные программы, нацеленные на предоставление дополнительной защиты определенной группе лиц - ветеранам, инвалидам, малообеспеченным гражданам.
Важным в общих
подходах к реформированию социальной
защиты является повышение роли социальных
нормативов, поэтапное увеличение и
приближение минимальной
Принципы обеспечения
выплат уже назначенным на момент
внедрения социального
Предполагается повышение уровня участия в системе социальной защиты не только каждого конкретного гражданина, но и социальных партнеров Правительства - профессиональных союзов трудящихся и объединений работодателей, поскольку все системы социальной защиты прямо или косвенно финансируются за счет средств работников и работодателей.
2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков
Все работники,
занятые в организациях, отчисляющих
социальный налог, станут участниками
системы социального
Социальная защита в случае потери трудоспособности. Будут приняты меры по развитию индивидуальных программ профилактики социальных рисков и реабилитации инвалидов (медицинская, социальная, профессиональная), созданию системы социальной трудовой адаптации инвалидов, оказанию содействия интеграции инвалидов в общество.
В оценке степени инвалидности граждан трудоспособного возраста предполагается осуществить переход от оценки ограничения жизнедеятельности к оценке ограничения трудоспособности. Будут предприняты меры по повышению ответственности работников системы здравоохранения и медико - социальных экспертных комиссий в определении степени утраты трудоспособности.
Потеря трудоспособности
по вине работодателя. Будет внедрена
система обязательного
Законодательно будут установлены минимальные размеры выплат (не ниже гарантированных государством) и внедрена система штрафных санкций в отношении работодателей за несвоевременное заключение договоров страхования. Введение данного вида страхования послужит работодателям стимулом для соблюдения и улучшения условий безопасности труда.
Для работников государственных учреждений, финансируемых за счет республиканского и местных бюджетов, будет определен особый порядок возмещения вреда при потере трудоспособности по вине работодателя.
Потеря трудоспособности не по вине работодателя. Реформирование системы социальной защиты в случае потери трудоспособности предусматривает внедрение ее трехуровневой структуры.
Первый уровень: предоставление всем гражданам пособий на одинаковом уровне за счет средств государственного бюджета.
Второй уровень:
предоставление работникам формального
сектора дополнительных выплат из системы
обязательного социального
Третий уровень: добровольное страхование граждан по потере трудоспособности за счет собственных средств.
Размер пособия
из системы социального
Социальная защита в случае потери кормильца. Государство гарантирует предоставление социальной защиты всем гражданам в случае потери кормильца в виде государственных пособий на одинаковом уровне вне зависимости от участия в системе, за исключением случаев смерти по вине работодателя.
Потеря кормильца
по вине работодателя. Так же, как
и в случае потери трудоспособности,
предлагается введение аналогичного по
условиям обязательного страхования
ответственности работодателя за вред,
причиненный жизни работника. Размер
страховой выплаты будет
Потеря кормильца
не по вине работодателя. Аналогично обязательному
социальному страхованию по случаю
потери трудоспособности предполагается
внедрение трехуровневой
Социальная защита в случае потери работы. Реформирование системы социальной защиты граждан в случае потери работы предусматривает внедрение ее двухуровневой структуры.
Первый уровень: социальная защита всех безработных граждан путем содействия в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, предоставления оплачиваемых общественных работ за счет местных бюджетов.
Второй уровень:
предоставление дополнительной защиты
в зависимости от вноса через
механизмы обязательного
Право гражданина
на получение выплаты из системы
социального страхования будет
возникать в случае, если гражданин
официально признан безработным
и занят активным поиском работы,
и при наличии определенного
вклада в систему. Размер выплаты
будет зависеть от уровня заработной
платы и продолжительности
Будет применена
система дисквалификации
Внедрение системы
обязательного страхования от безработицы
значительно улучшит и расширит
систему обеспечения граждан
в период потери работы. Потенциальные
получатели будут знать предполагаемый
размер пособия и, исходя из ограниченности
периода выплаты пособия, будут
стимулированы к активному
Социальная защита при наступлении старости. Будут совершенствоваться параметры солидарной пенсионной системы. При повышении размеров пенсионных выплат будет учитываться период выхода на пенсию. Принципы осуществления социальной защиты состоявшихся пенсионеров солидарной системы не претерпят изменений.
Предусматриваются меры по расширению охвата населения, прежде всего сельских жителей, услугами накопительных пенсионных фондов с использованием возможностей почтово - сберегательной службы, Государственного центра по выплате пенсий и других институтов. Будут предприняты меры по обеспечению сохранности пенсионных активов и регулированию механизма диверсификации рисков при инвестировании средств накопительных пенсионных фондов в различные финансовые инструменты. Предполагается активизация пропаганды и разъяснения положений накопительной пенсионной системы. Будет продолжено совершенствование механизма пенсионных выплат. Будут предложены меры по внедрению рынка аннуитетных пенсионных выплат, в том числе стимулирование покупки супружескими парами совместных аннуитетов. Будут внесены изменения в действующее пенсионное законодательство в целях уравнивания правового статуса негосударственных и государственного накопительных пенсионных фондов и предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельного инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты при соответствии требования уполномоченного органа.
Социальная защита малообеспеченных граждан. Снижение потенциала бедности будет достигнута путем создания новых рабочих мест и повышения размеров заработной платы. Адресная государственная социальная помощь будет предоставляться гражданам в денежной, натуральной, институциональной формах, а также в виде предоставления оплачиваемых общественных работ на основе реальных критериев нуждаемости. Будет продолжено совершенствование как механизмов предоставления адресной социальной помощи, так и методики оценки уровня доходов.
В натуральной
и институциональной форме