Социальная политика и ее основные направления

Автор: D***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Издревле человек стремился создать для себя наиболее комфортные, благоприятные условия жизни, но с течением времени количество народонаселения на нашей планете значительно возросло, что намного усложнило задачу создания таких условий. Данное направление, именуемое на сегодняшний день социальной политикой, выполняется уже в масштабах государств, а не отдельных городов или общин. А в перспективе, при гармоничном развитии общества, эта задача должна приобрести характер мировой социально-ориентированной политики, что уже пытаются прогнозировать и воплощать мировые сообщества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
I. Сущность и основные направления социальной политики……… 4
II. Социальная защита населения и ее основные направления…… 8
III. Особенности социальной политики в России………………… 13
Заключение…………………………………………………………… 24
Список литературы…………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КурсоваяРец.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
     Таблица 1

      Динамика  численности пенсионеров с 1992 по 2000 гг.*

  1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Всего пенсионеров, млн чел. 35,3 36,1 36,6 37,1 37,8 38,2 38,4 38,4 38,6
в % от общей численности населения  
23,8
 
24,4
 
24,8
 
25,2
 
25,7
 
26,6
 
26,3
 
26,4
 
26,6

* Таблица  сделана на основе данных Госкомстата  РФ за 2000 год 

     Как видно из таблицы 1, общая численность  пенсионеров в России за приведенный период остается стабильно высокой.

     Видовое многообразие пенсионного  обеспечения. Согласно Российскому законодательству предусмотрены два вида пенсий: трудовые и социальные. К трудовым пенсиям, назначаемым в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам прав на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. По данным Госкомстата РФ наблюдается особая динамика численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения (таблица 2).

     Таблица 2

Изменение численности пенсионеров

по видам  пенсионного обеспечения (1992–2000 гг.) *

  1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Из  общей численности получают пенсию по старости, % 80,5 80,4 79,4 78,2 76,9 75,9 75,6 75,4 75,3
По  инвалидности 9,5 9,9 10,7 11,5 12,0 12,6 12,5 12,6 12,7
По  случаю потери кормильца 7,0 6,7 6,6 6,7 6,5 6,7 6,8 6,8 6,9
За  выслугу лет 0,3 0,3 0,4 0,6 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8
Социальные  пенсии 2,7 2,7 2,9 3,0 3,2 3,3 3,5 3,5 3,6

* Таблица  сделана на основе данных Госкомстата  России за 2000 год. 

     Из  приведенных данных видно, что за минувшее десятилетие значительно  изменился численный состав пенсионеров  по видам пенсионного обеспечения. Наиболее многочисленной является группа пенсионеров по старости. Однако за этот же период наблюдается некоторый спад численности пенсионеров по старости и по случаю потери кормильца.

      В тоже время за минувшее десятилетие  отмечается значительное увеличение числа пенсионеров, получивших пенсии за выслугу лет (в 7,2 раза), социальные пенсии (на 41,6%) и по инвалидности вследствие общего заболевания (на 49,2%). Это приводит к тому, что значительно омолаживается состав российских пенсионеров, так как к этой категории относятся военные пенсионеры (средний возраст выхода на пенсию для мужчин – 49 лет, для женщин 46 лет), театральные работники (средний возраст выхода на пенсию – 34 года для женщин и 36 лет для мужчин), лица занятые на особых участках работы (средний возраст выхода на пенсию для женщин – 40 лет, для мужчин – 50 лет). Существенный вклад в изменение среднего возраста пенсионеров вносят и пенсии по инвалидности, особенно инвалидности от рождения, численность которых увеличились за последние 10 лет на 27%. Согласно статистическим прогнозам на ближайшее десятилетие эта динамика сохранится. Таким образом, представленные данные о динамике численности пенсионеров в Российской Федерации за последние 10 лет, носят угрожающий характер.

     Трудовая  занятость. Трудовая деятельность личности определяет ее место в обществе, степень его престижности, уровень благосостояния, удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью, привычки к постоянной занятости. По данным Госкомстата РФ за 2001 год только 17–22% пенсионеров не могут продолжать работать из-за неудовлетворительного состояния здоровья. Официальные данные Госкомстата РФ не содержат достаточно объективной информации о численности работающих пенсионеров, так как совсем до недавнего времени (до 01.01.2002г.) не было выгодно афишировать свою трудовую занятость, так как это существенно отражалось на размере выплачиваемой пенсии. По не официальным данным на 01.01.2002 года число работающих пенсионеров составляет 60–65% от общего числа. Согласно проведенному исследованию российских пенсионеров нескольких регионов по всем видам пенсионного обеспечения (по возрасту, по выслуге лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца) было установлено, что основными мотивами продолжения трудовой деятельности являются: желание чувствовать себя полноценным членом общества – 34%, материальные трудности – 25%, страх перед одиночеством и немощностью – 19%, не считают себя старыми – 12%, иные – 10%. У большинства работающих пенсионеров нет желания в ближайшее время сменить место работы, т. к. найденные ими вакансии, по их мнению, вполне их устраивают и лучшего для их нового статуса не найти.

      Материальное  положение. По данным ВЦИОМ2 доходы населения возросли или сохранились на прежнем уровне у относительно немногочисленного количества (10–20% населения), которое более или менее быстро адаптировалось к новым экономическим условиям или даже выросло от происшедших перемен, остальная же часть оказалась в бедственном положении. Госкомстат России, фиксируя некоторые показатели обнищания народа, таких как численность и доля пенсионеров с денежными доходами ниже прожиточного минимума и другие, отмечает, что ежегодно доля этой категории людей возрастает на 500 тыс чел. в год.

     Социально-психологические  особенности. Пенсионный период жизни часто рассматривается зарубежными и отечественными исследователями как кризисный период в жизни человека, так как он предполагает значительное изменение жизненной ситуации, которая связана как с внешними факторами (официальный выход на пенсию, появление свободного времени, ранее занятого работой, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, пассивно зависимое положение от общества и семьи, что влечет за собой формирование нового психосоциального статуса пожилого человека). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, т. е. перестройки своего сознания, поиска новых возможностей и путей реализации своей активности, адаптации к новым социально-правовым возможностям. У пожилых людей процесс перестройки сознания, связанный с выходом на пенсию происходит по-разному. У одних он происходит быстрее и легче, у других – долгое время и со значительными «потерями». Это так называемый процесс адаптации к пенсионному периоду жизни. Переход от продуктивной в экономическом смысле роли к непродуктивной может также оказаться стрессовым. Все эти факторы говорят о том, что психологическое приспособление к пенсии необходимо, и те, кто в состоянии разработать стиль жизни, сохранив связь с прошлым, и определить новые смыслы жизни, приспосабливаются хорошо.

      Итак, констатируя специфичность пенсионеров  как особой социально-демографической  группы необходимо отметить, что прекращение  работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой  изменения экономического, социального, политического, медицинского, социально-психологического, правового и духовного характера. Следовательно, основополагающая задача современной российской социальной политики как основного инструмента социальной безопасности, должна заключаться не только в виде адресной материальной дотации, а в более тонком понимании специфичности данной категории и планомерном предугадывании и не допущении подобных проблем.

      Экологическая безопасность России

      Действующая Концепция национальной безопасности Российской Федерации начинается словами: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Соответственно этому, внешние и внутренние угрозы в любой выделяемой нами сфере национальной безопасности должны оцениваться в первую очередь степенью социальной дезинтеграции, которую они способны вызвать. Кризисная фаза социальной дезинтеграции характеризуется распадом основных социальных институтов, доминирующей системы ценностей населения страны, социальных норм и т. д., что влечет за собой потерю способности социального механизма к самовоспроизводству, крайнее обострение противоречий и конфликтов между различными слоями общества, массовость преступности, наркомании и т. п., утрату норм социального поведения, социальную дезориентацию личности, чувство изоляции от общества. Следствием данных процессов является утрата основной опоры государства – масс законопослушных граждан, составляющих социальную структуру общества и связывающих с его развитием свои жизненные перспективы.

     Разумеется, реализация подобного подхода сталкивается со сложными методологическими и методическими проблемами. В результате особое значение приобретает выделение основных сфер национальной безопасности. Следует отметить, что в действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации экологическая безопасность выделена в качестве самостоятельной сферы, что можно только приветствовать. Хотя объективная основа данного факта крайне тревожна. Так, например, по данным ЦСИ МЧС России вклад экологических факторов в риск преждевременной смерти в настоящее время равен примерно 20%. Однако анализ содержания, как упомянутой Концепции, так и основных нормативно-правовых актов в данной области показывает, что на практике обеспечение экологической безопасности трактуется в первую очередь как результат контроля соблюдения установленных экологических нормативов (ГОСТОВ, норм).

     Как показывает опыт длительных исследований социально-экологических проблем, накопленный специалистами ИСПИ РАН3, разгадка кроется в общеизвестном, но принципиально важном обстоятельстве: человек лишен способности непосредственного восприятия опасных для него изменений свойств и характеристик окружающей среды в реальном масштабе времени. В то же время особенности своего социального бытия человек ощущает, и весьма однозначно. Поэтому и воздействие негативных последствий человеческой деятельности ощущаются социальными общностями, как правило, только после достаточно длительного вызревания социально-экологических проблем, т. е. уже в виде реальных разнообразных угроз уровню и качеству жизни.

     Реакция социальных общностей на экологические  проблемы в современных условиях, как правило, носит опосредованный характер: то есть реакцию порождает  не экологическая проблема как таковая, а, главным образом, ее социальные последствия. Многие специалисты и лица, принимающие решения, не являются исключением в этом отношении. Так, например, по данным вышеупомянутого экспертного опроса в ТПП РФ, несмотря на общепризнанную критическую экологическую ситуацию во многих регионах России лишь около 40% опрошенных считают улучшение экологической ситуации приоритетной национальной задачей, а примерно 10% полагают, что экологией можно пожертвовать ради нужд промышленного подъема.

     В условиях трансформации российского  общества и связанных с ней  «ценностного разлома», зыбкости и  слабой выраженности новых социальных слоев и групп. Объединение социально-экологических  интересов может повлечь за собой  поливариантные последствия для социальной структуры общества и взаимоотношений ее элементов. В нынешнем «исходном» состоянии данного процесса функции выражения и реализации социально-экологических интересов населения в целом выполняются традиционными социальными институтами, однако новизна и неочевидность социально-экологических проблем для масс населения создают определенные предпосылки к концентрации функций регулирования социально-экологической ситуации в руках нового специализированного института, на роль которого претендуют экспертное сообщество, экологические партии и движения.

     Рассматривая  общество в целом, необходимо учитывать, что одна и та же экологическая проблема может порождать для различных социальных слоев и групп современного общества совершенно различные социально-экологические проблемы, приводить к конфликту социально-экологических интересов и разному поведению в условиях данного конфликта. В то же время социально-экологические интересы могут играть роль консолидирующего фактора, сплачивая отдельные социальные слои и группы.

      Таким образом, проблема социально-экологических  интересов в условиях трансформирующегося  общества несомненно имеет большое  научно-практическое значение, явно недооцениваемое  в настоящее время. Подробный  анализ ситуации неизбежно приводит к выводу о необходимости применения в области национальной безопасности не узко биолого-экологического подхода, а комплексного социально-экологического.

      В результате, нельзя говорить о целенаправленном поддержании экологической безопасности, если при этом не оценивается вклад экологических факторов в такие показатели безопасности как:

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления