Автор: D***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа
Издревле человек стремился создать для себя наиболее комфортные, благоприятные условия жизни, но с течением времени количество народонаселения на нашей планете значительно возросло, что намного усложнило задачу создания таких условий. Данное направление, именуемое на сегодняшний день социальной политикой, выполняется уже в масштабах государств, а не отдельных городов или общин. А в перспективе, при гармоничном развитии общества, эта задача должна приобрести характер мировой социально-ориентированной политики, что уже пытаются прогнозировать и воплощать мировые сообщества.
Введение………………………………………………………………… 3
I. Сущность и основные направления социальной политики……… 4
II. Социальная защита населения и ее основные направления…… 8
III. Особенности социальной политики в России………………… 13
Заключение…………………………………………………………… 24
Список литературы…………………………………………………… 25
Социальная помощь (поддержка) является дополняющей государственное социальное страхование формой социального обеспечения. Источником ее финансирования являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов. Осуществляется она путем предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и так далее. Также создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Такой вид обеспечения позволяет расширить круг лиц, находящихся под защитой государства.
Для группы адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов (предприниматели, высокооплачиваемые наемные работники) социальная защита принимает следующие формы: защита государством норм гражданского и хозяйственного права и система мер по поддержанию конкурентной среды. Эти группы населения также должны быть уверены во всеобщности и доступности гарантий, лежащих в основе социальной защиты.
Системообразующим принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу.
Наиболее
полно принцип субсидиарности воплощается
в системе государственных
Неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь (поддержка) как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.
В последнее время общепризнанно, что любая программа социальной защиты для того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнения эффективности тех или иных способов государственного воздействия можно использовать такой аналитический инструмент, как «вложения – результаты», где первое это затраты на социальную программу или проект, а результаты – рост благосостояния населения. А для оценки роста благосостояния могут быть использованы показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных.
С
принципом эффективности
III. Особенности социальной политики в России
Конечная цель общества заключается в создании условий для удовлетворения потребностей населения, повышении его жизненного уровня. Одним из факторов, влияющих на рост благосостояния, является распределение доходов и оно имеет свои особенности на каждом этапе развития. В период становления рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности носят негативный характер. История подтверждает, что любая ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования в любой стране связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.
Чтобы судить о характере происходящих процессов и складывающихся тенденциях, требуется определенный набор социальных индикаторов, характеризующих состояние и динамику уровня жизни и потребления населения. Важной составляющей такого набора является система потребительских бюджетов, в том числе минимальных потребительских бюджетов как стандартов потребления для групп населения с разным уровнем доходов. Из показателей этой системы выделяется «прожиточный минимум» (ПМ), определяющий минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продуктов питания, непродовольственных товаров, предметов санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных и других услуг), а также, «минимальный потребительский бюджет», обеспечивающий удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека.
В России на начальном этапе реформ были предприняты попытки установить черту бедности на уровне минимального потребительского бюджета. В тот период предпринимались определенные шаги в направлении создания методологической базы для построения и использования показателя МПБ. Однако в дальнейшем – вплоть до настоящего времени – никаких решений или практических шагов в этом направлении так и не последовало.
Конечно, можно какое-то время ссылаться на объективные и субъективные причины. Когда треть населения имеет доход ниже прожиточного минимума (ПМ), трудно ставить вопрос об изменении критерия, определяющего черту бедности, и о переносе его функций на минимальный потребительский бюджет (МПБ). Надо также учитывать, что, помимо бедных, есть еще значительная доля населения с доходами выше ПМ, но далеко не состоятельного. Данная группа весьма не однородна по уровню доходов. И для проведения грамотной и эффективной социальной политики требуется анализ и идентификация составляющих ее категорий населения в зависимости от уровня душевого дохода. Вообще говоря, именно эта, по существу, преобладающая часть населения и заслуживает наибольшего внимания.
С середины 90-х годов в рамках мониторинга доходов и уровня жизни населения ВЦУЖ проводит (на основе собственной методики) расчеты величины МПБ как в целом по РФ, так и по ее субъектам.
Сравнение размеров ПМ и МПБ (по данным за IV квартал 2002 г.), руб. | ||||
Регионы | 2001 год | 2002 год | ||
ПМ | МПБ | ПМ | МПБ | |
Всего по Российской Федерации | 1573,5 | 3156,9 | 1893,2 | 4041,0 |
Москва | 2121,1 | 4223,9 | 2620,2 | 6271,6 |
Санкт-Петербург | 1724,6 | 3501,0 | 2097,7 | 4485,5 |
Значительный интерес представляют сопоставления величины ПМ и ПМБ. При увеличении в 2002 г. ПМ в целом по России на 319,7 руб. (или в 1,2 раза), МПБ вырос на 884,1 руб. (или в 1,28 раза). Иными словами, величина минимального потребительского бюджета растет более быстрыми темпами, чем величина ПМ. Значит, происходит увеличение разрыва между ПМ и МПБ. Растет и разрыв в их абсолютном выражении: если в 2001 г. он составлял 1583,8, то в 2002 г. – 2147,8 руб.
За средними по России показателями скрываются весьма существенные их различия по субъектам Федерации. Так, величина МПБ в Москве и Санкт-Петербурге значительно выше среднероссийского показателя: в 2002 г. по Москве разница составляла 55,2%, а по Санкт-Петербургу – 11%, тогда как в 2001 г. она была соответственно 33,8 и 10,9%. То есть в Москве удорожание минимального потребительского бюджета происходит значительно быстрее.
Как по России в целом, так и в этих городах разрыв между данными показателями увеличивается. Если в 2001 г. в Москве он составлял 1,99 раза, то в 2002 г. – уже 2,4 раза; и в Санкт-Петербурге отмечалась негативная динамика, пусть и менее значительная – с 2,03 до 2,13 раза. Величина МПБ примерно в 2-2,5 раза превышает величину ПМ. Конечно, разница между ними будет существовать всегда. Но одновременно с проведением мер по повышению ПМ нельзя ослаблять усилия в отношении МПБ.
Что касается государственного обязательного социального страхования, то в настоящее время осуществляется переход на накопительный принцип финансирования страховых пенсий по старости, то есть государство частично перекладывает ответственность за такой социальный риск, как наступление старости, на работников. Однако основой накопительного принципа во всем мире является высокий уровень самообеспеченности, который еще не создан в российских условиях экономики. Поэтому согласно пенсионной реформе пенсия любого российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше 5 лет, страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника.
Начиная с конца 1992 года, в России началась депопуляция, то есть снижение численности населения. За период с 1992 по 2001 гг. население России сократилось на 3,6 млн человек, причем «естественная» убыль населения составила почти 7 млн человек. За 2000 год население России сократилось более чем на 1 млн человек. Эти величины являются самыми большими за все 90-е годы1. В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться. Подобный прогноз справедливо можно расценивать как геополитическую, экономическую и социальную катастрофу. В демографическом плане депопуляция означает исчезновение нации и ее культуры. Основным рычагом, способным изменить данную ситуацию является государство, вернее проводимая государственная социальная политика, которая является инструментом социальной безопасности.
Одной из стратегий социальной политики является восстановление института семьи и межпоколенческой солидарности. Межпоколенческая солидарность заключается в совместной деятельности в семье, в передаче старшими поколениями нравственных, духовных ценностей и норм. Однако, к великому сожалению, приходится констатировать, что уровень терпимости к потребностям и нуждам пожилых людей, в том числе пенсионеров с каждым годом снижается. Специфичность российских пенсионеров заключается в следующем.
Численность. За годы вхождения России в рыночную экономику численность пенсионеров выросла почти на 10% и наблюдался стабильный дальнейший рост. А в конце 2000 года в Российской Федерации численность пенсионеров, состоящих в органах социальной защиты населения, составила уже 38,6 млн человек, или 26,6% от общей численности населения.
Информация о работе Социальная политика и ее основные направления