Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы во многих странах на первое место вышли проблемы социальной политики и это не случайно. Ведь именно от того, как живет и развивается общество и народ, зависит успех данного государства. Экономическая деятельность человека направлена прежде всего на создание базы для благоприятной жизни. Так как люди в своей экономической жизни тесно связаны друг с другом, то изменение условий жизни отдельного индивида не может пройти незамечено для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Именно эта деятельность и получила название социальной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы социальной политики государства………..……. .5
1.1 Сущность социальной политики государства…………….…………. .5
1.2 Функции социальной политики государства…………………….……7
1.3 Основные направления социальной политики государства………...10
2 Социальная политика в России и странах запада…………………..…….13
2.1 Социальная политика современной России на современном эта-пе…………………………………………………………..…………….13
2.2 Сравнительный анализ современной социальной политики Рос-сии и запа-да………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 к печати.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться  на срок более 10 лет.

Целевая программа — это скоординированное  по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы требует  проведения следующих поэтапных  разработок:

    1. Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;
    2. Концептуальная разработка планируемой программы;
    3. Информационный поиск вводимых данных;
    4. Собственно формирование программы;
    5. Прогнозирование результатов реализации программы;
    6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;
    7. Разработка управления реализацией программы.

В России разрабатывается очень  много различных социальных программ, но многие из них не реализуются. На современном этапе были созданы такие социальные программы как:

  1. «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы. Эта программа проводится в Самаре. Основная цель этой программы состоит в осуществлении социальной поддержки молодым семьям, проживающих на территории городского округа Самара и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
  2. Программа "Социальное развитие села до 2012 года". Суть этой программы заключается в том, чтобы обеспечить села и деревни врачами, учителями, дошкольными образовательными учреждениями и другим. В России очень большую часть занимают деревни и села. Если повысить там уровень жизни населения, то, соответственно, увеличится уровень жизни и во всей России.
  3. Программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Целью реформирования существующей системы военного образования в Российской Федерации является приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
  4. Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В России создается очень много  различных социальных программ в  таких отраслях как развитие социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, программы нового поколения, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов и другие.

Государство ставит перед собой  определенные цели для регулирования  и улучшения социальной политики. Рассмотрим эти цели:

  • улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны;
  • сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе;
  • повышение благосостояния и культуры.

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.

 

2.2 Сравнительный анализ современной социальной политики России и запада

В экономически развитых государствах общественный строй состоит из трех структурообразующих компонентов: политической демократии, регулируемой рыночной экономики и государственной системы социальной защиты населения, сводящейся по существу к обеспечению минимального уровня доходов и социальных услуг. [16]

В Западной Европе сформировался Европейский  союз, в который одними из первых вошли высокоразвитые страны. Одной из отличительных черт Евросоюза является единая социальная политика, разрабатываемая на межнациональном уровне. Единая европейская социальная политика концентрируется, в основном, на решении вопросов, связанных с системой здравоохранения, обеспечении равенства мужчин и женщин на рынке труда и нетрудоспособностью. Одним из первых основополагающих документов была Социальная хартия ЕЭС, принятая в 1961 году в Турине, в которой закреплены основные права человека в экономической и социальной областях: право на труд, право на справедливые условия труда, право на достойный заработок и др.

Те или иные аспекты европейской  социальной политики разрабатывались на протяжении всего существования Европейского экономического союза и закреплялись в основополагающих документах.

Социальная политика Евросоюза включает в себя множество направлений и существует в рамках обновленной Лиссабонской стратегии на 2005 - 2010 годы. Одно из ее направлений - занятость. На первое место ставятся конкретные меры, которые следует предпринять национальным правительствам, для того чтобы стимулировать занятость. Следующее направление - это социальная опека. Системы социального обеспечения в странах-членах Евросоюза достигли высокого уровня развития. Формирование системы социального обеспечения находится в ведении национальных правительств. Роль Евросоюза заключается в том, чтобы гарантировать европейцам при нахождении на территории любой из стран Евросоюза возможность получать не меньшую социальную поддержку, чем на родине. [11]

Важным аспектом социальной политики в Евросоюзе является опека людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности. Европейской комиссией был разработан план действий в отношении инвалидности на 2003 - 2010 годы, направленный на обеспечение равных общественных и экономических возможностей для людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности.

Еще одно из направлений - это равенство  и борьба с разными видами дискриминаций. Оно является одним из приоритетных направлений социальной политики Евросоюза и включает в себя:

  • борьба с дискриминацией по половому признаку. На законодательном уровне закреплено право женщин на не меньший заработок, чем у мужчин;
  • борьба с дискриминацией по возрастному признаку. Обеспечение людям пожилого возраста достойного дохода, совершенствование систем здравоохранения и ухода за престарелыми людьми, а так же стимулирование занятости среди людей пожилого возраста;
  • борьба с дискриминацией по уровню доходов. Евросоюз оказывает консультативную и материальную поддержку в вопросах борьбы с бедностью, поддержки детей, бездомных и др.

Государственная система социальной защиты населения получила условное название государства благосостояния или социального государства.

Согласно классификации социальной политики шведского исследователя Г. Терборна по двум критериям - уровня социальных обязательств государства и степени их ориентации на рынок труда и «полную» занятость выделяются четыре категории социальной политики в Западной Европе:

  1. «сильное» (по степени прямого государственного регулирования социальной сферы) интервенционистское. Социальной политикой охватываются в той или иной степени все слои населения при сильной приверженности «полной занятости». Её содержание не только компенсаторное, но и конструктивное. По мнению Г.Терборна, такая политика проводилась в Швеции, Норвегии, Австрии.
  2. «мягкое» государство благосостояния. Преимущественно компенсаторное содержание социальной политики. Социальные обязательства государства, особенно в отношении материальной поддержки малоимущим, при низкой приверженности «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика проводилась в Бельгии, Дании, Нидерландах.
  3. небольшие по масштабам расходы государства благосостояния, ориентированные на поддержание «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика характерна для Швейцарии.
  4. социальная политика, по содержанию ориентированная на рынок. Ограниченная роль системы государства благосостояния и сравнительно узкие пределы социальных прав граждан. Низкая приверженность «полной» занятости. По мнению Терборна, такая политика распространена в Великобритании и Ирландии.

В классификации социальной политики стран Европы существует несколько методов. Так же можно особо выделить такое разделение на две модели - Континентальная или Рейнская модель и Англо-американская (Англо-саксонская) модель социальной политики.

Англо-американская модель отличается либеральным подходам к проблемам бедности и неравенства, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, действующей на пользу всего общества, а бедность - как проблема не столько государства, сколько морали и милосердия и относится к сфере благотворительности. Помощь от государства предоставляется лишь в крайних случаях, при этом денежные выплаты направлены в первую очередь на поддержку людей трудоспособного возраста. Система социальной помощи направлена на поощрение активности безработного в поисках работы. Рынок труда характеризуется слабостью профсоюзов, довольно сильной дифференциацией зарплаты и значительной долей работников, получающих низкую зарплату. По мнению исследователей, такая модель социальной политики характерна для Великобритании и Ирландии.

В Континентальной модели - государство  перераспределяет большую часть  ВВП, его вмешательство направлено на обеспечение равных условий конкуренции и на выполнение социальных задач. Уровень социальной защиты высок, налоговая система обеспечивает относительное выравнивание доходов, признана обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.

Особое внимание уделяется построению социальной защиты на профессионально-корпоративной основе. Логика системы социального страхования «по Бисмарку» заключается в том, что размер получаемых выплат напрямую зависит от величины уплачиваемых взносов работающего. Лица, не имеющие социальной страховки, могут рассчитывать только на предоставление пособий социальной помощи (при проверке нуждаемости), которые финансируются из госбюджета. Несмотря на падение численности профсоюзов в странах, представляющих континентальную модель, их роль в коллективно-договорной политике остается весьма значимой.

Черты данной модели социальной политики в большем или меньшем объеме просматриваются во многих странах  Европы. Основные направления этой социальной модели можно просмотреть на примере таких стран, как Германия и Швеция.

Одна из основных проблем социальной защиты Италии - исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. Так уровень безработицы на Севере составляет приблизительно 7,5%, а на Юге - более 20%. Также важной проблемой является неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам лишились каких либо доходов.

Следующей по значению проблемой является ассиметричная структура социальных расходов. Это выражается в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне 11,9%), тогда как на поддержку материнства, семьи, образования и занятости затрачиваются значительно небольшие средства (около 0,8%).Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров.

Наконец, характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.

К результатам социальной политики в России можно отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств  на социальные нужды, на пособия, выплаты  малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно. Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Информация о работе Социальная политика государства