Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В последние годы во многих странах на первое место вышли проблемы социальной политики и это не случайно. Ведь именно от того, как живет и развивается общество и народ, зависит успех данного государства. Экономическая деятельность человека направлена прежде всего на создание базы для благоприятной жизни. Так как люди в своей экономической жизни тесно связаны друг с другом, то изменение условий жизни отдельного индивида не может пройти незамечено для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Именно эта деятельность и получила название социальной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы социальной политики государства………..……. .5
1.1 Сущность социальной политики государства…………….…………. .5
1.2 Функции социальной политики государства…………………….……7
1.3 Основные направления социальной политики государства………...10
2 Социальная политика в России и странах запада…………………..…….13
2.1 Социальная политика современной России на современном эта-пе…………………………………………………………..…………….13
2.2 Сравнительный анализ современной социальной политики Рос-сии и запа-да………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 к печати.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Социальное страхование – это  одна из самых важных частей политики государства в социальной сфере. В процессе производства может случиться так, что по какой-либо причине работник может потерять работу. При этом он лишается источника дохода. Чтобы решить эту проблему, можно пойти двумя путями: выплата определенной суммы за причиненный ущерб или социальное страхование. Второй путь является более эффективным, так как единовременное пособие не дает возможности существовать длительное время. Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. В зависимости от соблюдения принципов страхования, можно выделить три модели организации социального страхования:

  1. Страховые начала не развиты, размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения.
  2. Страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска.
  3. Строится исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями.

Социальная защита работников –  важнейшее направление социальной политики государства. Большинство  населения во всех странах – это  рабочик класс. Почти у всех единственным доходим является заработная плата. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности. Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

    • социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;
    • социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
    • всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
    • минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации.

Социальная политика в области  заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда. В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса. [9]

Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда. Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике. [2]

Политика обеспечения необходимых  жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

2.Социальная политика в России и странах запада

2.1 Социальная политика современной России

В странах Запада за последние 30 лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

  • сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;
  • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками;
  • досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;
  • создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры;
  • особенно для хронически безработных и молодежи;
  • ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы. [15]

Главное место в социальном регулировании  принадлежит государству, которое  формулирует общую концепцию  и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную  и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

Сегодня вполне очевидно, что социальные ресурсы в обществе постепенно истощились. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе реформ за счет возникновения новых сфер и видов деятельности, а также появления новых источников дохода к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило правительство начать корректировку курса реформ и рассматривать социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства.

Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Вместо этого предполагается:

  • формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей;
  • повышение качества данных услуг;
  • снижение издержек на их производство;
  • изменение модели социальной защиты от превалирующей социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Необходимым условием системного изменения  модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.

Перечислим основы проводимой на сегодняшний  день в России социальной политики. Так, защита от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от инфляции является индексация доходов, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня. Детям, инвалидам и некоторым другим категориям граждан выплачиваются ежемесячные пособия. Вместе с тем существует неопределенность в определении доли бесплатных услуг, финансируемых государством.

Среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:

  • необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • расширение источников финансирования социальных услуг;
  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

В Российской Федерации уже несколько  лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и систему социальных услуг. Большинство социальных программ не позволяют решить все социальные проблемы, они направлены на удаление этих проблем от общества. Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат. Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления  реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что  подобный подход не позволяет выстраивать  государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа — это  содержание и план деятельности с  изложением основных целей и задач решения социальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

В российской практике социальные программы  подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

Информация о работе Социальная политика государства