Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержке реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

     Социальное  обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями. Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.

     С точки зрения воздействия на объекты, меры социальной защиты реализуются  в активной и пассивной формах.

     Активные  меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью  их устранения. Широкое использование  получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест; переобучение новым  профессиям; организация самостоятельной  занятости населения. К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации  многодетных и неполных семей.

     Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых слоев  населения. К ним относятся: выплата  пособий по безработице, семейных пособий; оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым  людям.

     Активные  меры социальной защиты являются более  эффективными, так как интегрируют  человека в экономическую жизнь  общества, создают условия для  экономической свободы личности, степень которой определяется личной трудовой активностью. Вместе с тем  развитие пассивных форм социальной защиты также объективно необходимо, так как при любом уровне социально-экономического развития всегда будут существовать определенные слои общества, применение в отношении которых активных форм является неэффективным, а порой  и невозможным.

     Система социальной защиты реализуется через  систему прав и гарантий. Частные  лица могут иметь право на определенные пособия благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они  могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие  из Фонда занятости с учетом нынешнего  или прошлого вклада. В большинстве  промышленно развитых государств система  социальной защиты включает также государственную  помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

     По  уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно  разбить на две группы: немецкую и английскую.

     Первая  система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

     Ответственность за финансовое состояние и сохранность  средств несут правления касс (фондов). При этом предполагается, что  они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку  налоговое перераспределение, реализуемое  на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия.

     Для семей с недостаточными возможностями  трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные  службы.

     Вторая  система, которая называется «бевериджской» (по имени также ее родоначальника – Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладают принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

     С учетом различной социальной направленности существуют системы социальной защиты, предполагающие либо защиту всего населения (как, например, в Швеции, Норвегии), либо корпоратистскую защиту (как, например, в Японии, Германии, Франции). С учетом такой общей социальной направленности в ряде стран стало создаваться социальное рыночное хозяйство, которое достигает общественного согласия благодаря тому, что энергию сильных и богатых оно ставит на службу в пользу слабых. Социальное государство – это тип государства, призванного гарантировать каждому определенный уровень жизни (минимум материального и культурного существования) посредством перераспределения доходов и собственности. В соответствии с основным принципом социального государства на первый план выдвигается ответственность общества за условия существования каждого его гражданина.

     В экономически слабых странах система  социальной защиты в состоянии обеспечить лишь относительно низкий уровень социальных гарантий. С ростом эффективности  экономики становится возможным  расширять систему социального  обеспечения в следующих направлениях:

  • расширение сферы социального обеспечения за счет перехода защиты от ограниченного числа определенных социальных рисков к защите все большего их числа;
  • расширение состава социально защищенных групп путем включения в систему социального обеспечения не только лиц наемного труда, но и других, также нуждающихся в защите групп людей (например, различные группы неработающих, находящихся в стадии реабилитации и др.);
  • увеличение количества и повышение качества услуг социального обеспечения.

     В критической ситуации страна сохраняет  от всей системы социальной защиты лишь самые важные гарантии, которые  оформляются в систему специальной  социальной поддержки малообеспеченных. В этом случае система социальной поддержки обычно представляет собой комплекс мер, разработанных с целью уменьшения неблагоприятных последствий безработицы, обеспечения прожиточного минимума и доступа к гарантируемым социальным услугам всех членов общества.

 

Список  литературы 

  1. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.
  2. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы М.: Центр экономики и маркетинга, 2000
  3. Газета Экономика и жизнь 2 январь 2004г. 
  4. Газета Экономика и жизнь 6 февраль 2004г. 
  5. журнал Социальная защита 3 2004г.
  6. Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики. 
  7. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 

Информация о работе Социальная политика государства