Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержке реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

     Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому  трудоспособному человеку возможности  своим трудом и предприимчивостью  обеспечить доходы и необходимый  уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества –  обеспечения адресной социальной защиты.

     Создание  эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим  направлением социальной политики.

     Потребность в социальной защите со стороны государства  для конкретного человека наступает  в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности  за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения  основных жизненных потребностей.

     Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две  группы:

  • личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);
  • порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).

     Таким образом, под социальной защитой  понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для  обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.  

     3. Механизм и основные направления социальной защиты 

     Социальная  защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.

     Современная экономическая теория использует в  качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремиться иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в  этом могут частные сбережения или  государственная система социальной защиты. Чем больше развита система  социальной защиты в стране, тем  меньше стремление населения делать частные сбережения.

     Понятие «социальная защита» по-разному  рассматривается в разных странах  и международных организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий жизни человека, например, благоприятную экологическую  среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

     Однако  при всем многообразии подходов к  пониманию роли социальной защиты, масштабов охвата населения социальными  программами можно выделить общую  для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты – поддержание  уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное  воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.

     В соответствии со сложившейся законодательной  практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда  обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально  уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.

     Функция социальной защиты заключается в  оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

     Основополагающим  документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации  труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе  содержится перечень основных видов  социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское  обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному  травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей  кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам  уделяется все большее внимание во многих странах.

     На  основе рекомендаций Международной  организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах Северной Европы, наименее – в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.

     Несмотря  на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие  принципы ее организации в различных  странах.

     Первым  принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

     Вторым  принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых  обществом каждому члену и  обеспечивающих соблюдение его важнейших  социальных прав. Иными словами, это  принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

     Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также  бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты  в области оплаты труда, социального  обеспечения, образования, культуры, социального  обслуживания населения, жилья и  жилищно-коммунального обслуживания.

     Основными задачами установления стандартов являются:

  • выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;
  • повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов;
  • совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;
  • совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

     Третий  принцип системы социальной защиты – принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.

     Как показывает опыт зарубежных стран, защитой  нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно  местные органы власти, что существенно  повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация  социального обслуживания пожилых  людей, инвалидов, многодетных и  неполных семей, содержание отдельных  учреждений социальной защиты за счет местного бюджета.

     Важную  роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные  некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

     Хотя  неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех  или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.

     В настоящее время неправительственные  некоммерческие организации стали  весьма влиятельной силой, защищающей права человека и обеспечивающей людям защиту от различных рисков. Так, например, в системе неправительственных  некоммерческих организаций в США  сейчас работают почти 9 млн человек; в странах Европейского союза – почти 6 млн; в Японии – более 2 млн.

     В отличие от экономики, где основные функции регулируются через рыночные структуры; в сфере социальной защиты господствующее положение занимает государство.

     В настоящее время основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

     Социальное  страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, а также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только наниматели; в Дании финансирование социальных выплат осуществляется из государственных средств; в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взносов в страховые фонды несут наемные работники. В США практически нет обязательных взносов со стороны нанимателей; основной упор делается на договорные условия.

     Расходы средств социального страхования  могут осуществляться в виде таких  выплат, как пенсии, пособия. Право  на получение социальных выплат приобретается  в зависимости от уплаты страховых  взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного  возраста, безработицей, а также  потерявших кормильца. Система социального  страхования компенсирует указанной  категории населения потерю дохода за счет средств фонда социального  страхования. В индустриально развитых странах право на социальные выплаты  возникает, как правило, при наличии  определенного уровня страхового и  трудового стажа, выплаты определенного  объема страховых взносов.

     Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирная плата).

Информация о работе Социальная политика государства