Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, реферат
Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержке реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную ориентированность развития.
Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества – обеспечения адресной социальной защиты.
Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.
Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных жизненных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
Таким
образом, под социальной защитой
понимается защита человека либо определенных
групп населения от социальных рисков,
связанных с утратой
3.
Механизм и основные
направления социальной
защиты
Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.
Современная
экономическая теория использует в
качестве аксиомы построения социальной
защиты предположение, что каждый индивидуум
стремиться иметь постоянное потребление,
а, следовательно, и доход на протяжении
всей своей жизни. Помочь ему в
этом могут частные сбережения или
государственная система
Понятие
«социальная защита» по-
Однако при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной защиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты – поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Основополагающим
документом по вопросам социальной защиты
в международном праве является
Конвенция Международной
На основе рекомендаций Международной организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах Северной Европы, наименее – в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.
Несмотря
на разнообразные подходы в
Первым
принципом можно назвать принци
Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.
Сфера
применения этих стандартов включает
основные виды выплат населению: заработную
плату, пенсии, стипендии, а также
бесплатные и общедоступные услуги
учреждений социально-культурной сферы,
финансируемые за счет средств государственного
бюджета и государственных
Основными задачами установления стандартов являются:
Третий принцип системы социальной защиты – принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.
Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты за счет местного бюджета.
Важную роль в развитии системы социальной защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.
Хотя
неправительственные
В
настоящее время
В отличие от экономики, где основные функции регулируются через рыночные структуры; в сфере социальной защиты господствующее положение занимает государство.
В
настоящее время основными комп
Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, а также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только наниматели; в Дании финансирование социальных выплат осуществляется из государственных средств; в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взносов в страховые фонды несут наемные работники. В США практически нет обязательных взносов со стороны нанимателей; основной упор делается на договорные условия.
Расходы
средств социального
Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирная плата).