Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос об экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Место и роль собственности в экономической системе.

Ее правовые аспекты

«Собственность» как экономическая категория 5
Основные формы собственности 9
История становления и развития собственности 13
Характеристика понятия права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц 15
Способы приобретения прекращения права собственности 18
Глава 2. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном

этапе развития

2.1 Преобразование форм собственности в России в условиях

перехода к рыночным отношениям 21

2.2 Состояние основных форм собственности в РФ на

сегодняшний день 25

Заключение 33

Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию2.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Стали известны и первые названия активов, поделиться которыми чиновники готовы с частниками. Сейчас обсуждаются  порты и аэропорты, «Совкомфлот», «Росагролизинг». Ранее Игорь Шувалов  не исключил продажи государственной доли в Роснефти, крупнейшем нефтедобытчике страны.

     Отметим, что данные заявления звучат всего  через год после утверждения  правительством перечня стратегических областей экономики, в которые усложнен вход для иностранных капиталов. Уже четыре года действует закон о сокращении исковой давности по приватизационным сделкам. Больше того, приватизация в России не закончилась в 90-е. Так, в 2008 году план по приватизации госимущества был выполнен лишь на 60 процентов, но даже если бы он был выполнен полностью, сумма, вырученная от продажи госактивов, не превысила бы 12 миллиардов рублей.

     Таким образом финансово-экономические  власти активно ориентируют экономическую  политику страны на новый цикл приватизации.   
Целью объявляется получение доходов в дефицитный бюджет. Вообще-то при этом надо помнить, что не предпринимается мер для устранения причин приведших к этому дефициту. Можно распродать все госимущество, но что потом? В этом подходе ответа нет. 
Приватизация целесообразна тогда, когда ведет к санации экономики и росту ее эффективности, но об этом с государственных трибун не говориться ни слова. Речь только о получении дохода и затыкании дыр, созданных никуда негодной экономической политикой.

     Очевидно, что этот шаг вызван полным провалом либерально-монетаристской экономической политики в следствии сброса цен на нефть и закрытия западных кредитных линий.

     Дефицит бюджета достигает сегодня 10%, валовой  спад экономического роста – 10-11%, спад промышленного производства – 12-15% и так практически по всем важным экономическим показателям. Естественно, что в ситуации близкой к коллапсу утопающие хватаются за любые соломинки и приватизация одна из них.

     Но  если нет системного механизма успешного  развития экономики, то, распродав последнее имущество, потратив за два года все золотовалютные резервы, что они будут делать дальше?

     Простейшие  расчеты показывают, что эффект от приватизации во-первых, кратковременный, во-вторых, объем выручаемых таким  образом средств явно недостаточен для решения задач развития страны. Впрочем, и первого аргумента достаточно, чтобы считать этот шаг непродуманным.

     Понятно и желание крупного капитала вернуться  к ситуации девяностых годов, когда  госактивы уходили в частную  собственность за ничтожную долю реальной стоимости. Понятно когда Чубайс, возглавив госкорпорацию Роснанотех, получив в уставной капитал около десяти миллиардов долларов государственных средств, тут начал спекулировать ими, прокручивая их в коммерческих банках. А на днях и вовсе заявил о возможной приватизации госкорпорации.

     Удивляет  риторика вокруг этих планов. Экономический  блок правительства рассуждает о  некоей доле государственного присутствия  в экономике. Хотелось бы понять, что  конкретно в данных ведомствах понимают, под «долей государственного присутствия». Всерьез можно говорить о доле госимущества в общей структуре собственности страны и из опыта стран мира известно, что этот параметр является параметром оптимизации и для стран Европы и российского типа этот показатель лежит в пределах 50-75% (в либеральных моделях экономики, типа американской, это параметр может быть меньше). Но откуда следует, что  в России оптимальная дола присутствия государства в экономике должна быть снижена? Никаких состоятельных аргументов в пользу того, что уменьшение доли гособственности положительно скажется на росте ВВП, производительности труда, диверсификации экономики – просто нет.

     Присутствие государства в экономике измеряется еще и таким основополагающим для  государства параметром как объем перераспределения добавочной стоимости. Речь идет о доле государственных расходов в валовом внутреннем продукте. В России этот показатель уже ниже 30% и продолжает уменьшаться, в то время как в мире наблюдается прямо противоположная тенденция. Америка и государства Европы в целях стабилизации обстановки только наращивают этот показатель. И снова действия российского правительства ничем не обоснованы.  

     Откровенно  говоря, риторика чиновников, отвечающих в нашей стране за экономику, выглядит просто шумовым прикрытием вышеупомянутой процедуры передачи в частную собственность государственных активов. Заявления Владимира Путина о сохранении либерального режима как фундаментальной основы для инвестирования в экономику России – это глубокая ошибка. Никакой зарубежный инвестор не будет инвестировать в страну, в которой отсутствуют государственные инвестиции, в которой нет элементарных синдикативных механизмов для защиты иностранных вложений.

     Готовящаяся волна приватизации не имеет никакого отношения к решению проблем  экономического развития страны, к реальному привлечению инвестиций в страну. Истинные цели данной политики, надо полагать, скрыты от общества и находятся в сфере интересов крупного бизнеса и связанных с ним чиновников. Самое страшное, что тупиковая монетаристская политика экономического блока правительства, ответственная за тяжесть кризиса, не только не преодолевается, но получает дальнейшее развитие. Сегодня такая линия закладывает основу для будущих тяжелых кризисов российской экономики, в условиях которых будет гораздо сложнее оздоровить экономику России. [8]

06.10.09 премьер-министр РФ В.В.Путин на совещании по вопросу приватизации федерального имущества на 2010-2012 годы заявил:  
"Федеральное имущество должно продаваться только по реальным, рыночным ценам, без каких-либо скидок…Необходимо ясно, четко представлять, что мы будем делать с так называемыми ФГУПами. Потому что частенько, и мы это знаем, анализ работы показывает, они работают исключительно как частные конторы. Их основной целью является извлечение прибыли, только при этом они бесплатно используют государственное имущество. Вот и вся разница."
 
Премьер-министр добавил, что смена собственника должна привести к росту эффективности производства, привлечению дополнительных инвестиций, улучшению конкурентной среды. В. Путин поставил задачу в ближайшее время утвердить программу приватизации федерального имущества на 2010 год. [6] 
Впрочем, из слов премьер-министра Владимира Путина, открывшего совещание, напрямую следовало, что по крайней мере в 2010 году больших задач перед обновленной программой приватизации ставить никто не будет. Цели государства — продолжить программу акционирования и разгосударствления ФГУП (Владимир Путин признал, что нередко эти предприятия действуют на рынке как частные структуры без прибылей для государства. 
Все приватизационные акции 2010 года могут быть перенесены на 2011 год. Приватизации в привычной форме 1997-2002 годов, судя по всему, новый план не возобновит. Как заявил  глава и совладелец "Росгосстраха" Данил Хачатуров, "мы были готовы к такому заявлению, безусловно, мы готовы выкупить госпакет "Росгосстраха". Господин Хачатуров затруднился оценить стоимость госдоли в страховщике. На прошлой неделе собрание акционеров страховщика приняло решение об увеличении уставного капитала. Исходя из параметров ожидаемой эмиссии, компания оценена в 60,5 млрд руб., оценка госпакета — около 7,8 млрд руб. (9% суммы сборов от приватизации на 2010 год). В случае с "Совкомфлотом" и портами речь также идет скорее о поиске стратегического инвестора, а не о выводе бумаг на биржу.  
Сверхпрогнозные доходы от приватизации в 2010 году незначительно снизят дефицит бюджета и сократят объем внешних госзаимствований на 12-20%. Впрочем, похоже, что на совещании обсуждалась не столько приватизация-2010, сколько принципы приватизации на 2011-2012 годы, когда из-за исчерпания резервного фонда проблемы с дефицитом бюджета могут быть острее. Кроме того, Владимир Путин объявил, что правительству нужно иметь "ясный и понятный план работы с избыточными активами", накопленными государством в кризис.[9]  
Памятный раздел (Власти Петербурга продают архитектурные памятники)

     Около 30, а возможно и больше, зданий в Северной столице будут приватизированы. В том числе и архитектурные памятники, имеющие историческую или эстетическую ценность.

     Премьер-министр  В.В.Путин подписал распоряжение правительства о распределении памятников между Петербургом и федеральной собственностью 20 мая 2009 года. Северной столице досталось 50 зданий, а 58 остались в ведении центра.

Еще ранее, 31 декабря 2008 г., федеральное правительство передало в собственность Петербурга 155 архитектурных объектов. В том числе Петропавловскую крепость, Михайловский (Инженерный замок), крепость "Орешек", Павловский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли.

     Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга планирует в течение года выставить на торги объекты, принадлежащие городской казне. Как сообщили в пресс-службе КУГИ, программа масштабной приватизации будет принята правительством города уже в октябре 2009 года.

     Точного списка самих объектов пока нет. В  КУГИ назвали только восемь из особо  значимых памятников архитектуры.

     В целом, согласно предварительным оценкам, городская казна планирует заработать 6-7 млрд рублей (200-235 млн долларов). Что  в Петербурге оценили как "самая масштабная приватизация" за годы губернаторства Валентины Матвиенко.

В федеральной собственности остались Александро-Hевская Лавра, Эрмитаж (Зимний дворец), Адмиралтейство, Биржа, Таврический  дворец, Летний сад, объекты музея-заповедника "Петергоф", "Царское село" и некоторые другие.

Саму  приватизацию чиновники оправдывают "финансовой необходимостью". Так  как содержать большое количество объектов в "пристойном виде" очень  накладно для городского бюджета.

А частный владелец будет это делать уже исходя из своих коммерческих интересов. Так считают в КУГИ Петербурга.

"Сейчас  город сочетает в себе две  функции – владение архитектурными  шедеврами и контроль за их  состоянием и использованием, - заявил  Игорь Метельский. - Цель приватизации  – найти рачительных собственников для зданий, а за правительством оставить контроль и надзор".

Но  именно эффективность надзора со стороны чиновников и вызывает опасение у петербургских экспертов. Культуролог  Михаил Кушнир считает, что полный контроль за действиями новых владельцев невозможен.

"Внешний  вид здания трогать не будут,  но внутренний интерьер могут  сильно изменить, - предполагает  культуролог. – Ведь коммерсантам  нужно эффективно использовать  помещения".

"Да, потом чиновники придут с проверкой  и обнаружат, что интерьер изменен. И что? Отберут здание? В лучшем случае владелец отделается штрафом. Который он легко возместит, устроив в здании еще пару-тройку магазинчиков или кафе", - уверен Михаил Кушнир.

Также многие эксперты считают, что время  для приватизации выбрано неудачно. В эпоху кризиса цены на такие объекты слишком низкие. Да и спрос невелик.

Поэтому есть предположение, что покупателями выступят те коммерческие структуры, кто  и сейчас арендует эти объекты. А  петербургские чиновники согласятся на "вполне приемлемую цену".[10] 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог, отметим, что собственность - это  отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий  производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

     Можно выделить два типа собственности: частную  и государственную (общественную).

     Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.

     Государственная (общественная) собственность — это отношения собственности, при которых различные субъекты совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника. В рамках общественной собственности возникают различные ее виды: 1) коллективная собственность; 2) государственная собственность. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной.

      После 1991 г. в Российской Федерации произошло  отделение средств производства от рабочей силы в форме преобразования общегосударственной формы собственности  в частную.

      Для превращения государственной формы собственности в частную в России был использован наиболее развитый в социалистическом обществе инструмент выполнения решений - команда сверху. На высшем государственном уровне приняли решение и организовали сначала кампанию разгосударствления,  а потом приватизиции общественной собственности.

Информация о работе Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития