Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос об экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Место и роль собственности в экономической системе.

Ее правовые аспекты

«Собственность» как экономическая категория 5
Основные формы собственности 9
История становления и развития собственности 13
Характеристика понятия права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц 15
Способы приобретения прекращения права собственности 18
Глава 2. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном

этапе развития

2.1 Преобразование форм собственности в России в условиях

перехода к рыночным отношениям 21

2.2 Состояние основных форм собственности в РФ на

сегодняшний день 25

Заключение 33

Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию2.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

1.5 Способы приобретения  и прекращения  права собственности  

      Нынешний  период характеризуется сложным переплетением самых различных способов приобретения и прекращения права собственности. Бурно протекает процесс приватизации, в результате которого государственные и муниципальные предприятия, объекты социально-культурного назначения становятся собственностью юридических и физических лиц. С другой стороны наблюдается и обратное – в государственную и муниципальную собственность переходит имущество, ранее принадлежащее гражданам, общественным организациям.

      Способы приобретения и прекращения права  собственности выделены в особые главы ГК – 14 и 15. Способы приобретения права собственности систематизированы независимо от того, сопровождаются они прекращением права собственности у другого лица или нет, в принудительном порядке или по собственной воле. К первоначальным способам приобретения права собственности относятся: приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (ст.218 ГК), переработка (ст.220 ГК), обращение в собственность общедоступных вещей (ст.221 ГК), приобретение права собственности на бесхозное имущество (ст.218, 225-226, 235-236), находку (ст.227-229), клад (ст.223), приобретательная давность (ст.234), право собственности на самовольную постройку (ст.222).

      К производным способам приобретения права собственности относятся: национализация (ч.3 п.2 ст.235, ст.306), приватизация (ст.217, ч.2 ст.235), приобретение права собственности на имущество юридического лица при реорганизации и ликвидации (п.7 ст.63, п.2 ст.218), обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (п.2 ст.235, ст.238), обращение имущества в собственность государства в интересах общества (реквизиция) или в виде санкции (конфискация) (ст.242-243), выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст.239), выкуп бесхозяйственно содержимого имущества (ст.240, 293). Есть такие способы приобретения права собственности, которые в одних случаях выступают как первоначальные, а в других как производные, например приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1, ст.218).

      Производные способы приобретения права собственности  характеризуются тем, что приобретение опирается на правопреемство, то есть зависит от прав предшественника. Национализация является производным способом приобретения собственности. Время доказало, что результаты повальной национализации – непосильное бремя для государства, не дающее экономически эффективных результатов. В настоящее время принудительное изъятие частного имущества юридических и физических лиц в государственную собственность производится только на основании закона, прежде всего ст.35 Конституции, с возмещением всяческих убытков (ст.235 и 306). Обратным процессом является приватизация, в результате которой имущество государства и муниципальных образований и возмездно и безвозмездно переходит в собственность юридических и физических лиц, причем приватизации подлежат самые разнообразные виды имущества: предприятия, объекты жилищного фонда, земельные участки, храмы, монастыри и т.д. Во многих случаях входят в силу права правопреемства (п.5 ст.58). Определяющую роль в процессе приватизации играет Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Важнейшие положения этого Закона:

  • продажа имущества, в том числе акций предприятий, созданных в процессе приватизации;
  • продажа имущества на коммерческом конкурсе;
  • продажа акций работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
  • выкуп арендованного имущества;
  • преобразование унитарных предприятий со 100%-ной государственной собственностью в открытые акционерные общества;
  • внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • отчуждение государственных или муниципальных акций открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.

    Других  способов осуществления приватизации закон не знает. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2. СОБСТВЕННОСТЬ В РФ: ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ФОРМ

      НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  РАЗВИТИЯ 

2.1. Преобразования форм  собственности в  России в условиях

перехода  к рыночным отношениям  

     Основой экономической системы в СССР являлась общественная собственность  на средства производства, которая  выступала в виде государственной  собственности. Уже в 30-е годы она  была объявлена преобладающей, а  к началу 90-х годов социальная структура собственности имела следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан — 1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была государственной, то можно прийти к выводу об абсолютной государственной монополизации средств производства в этот период. [2, с. 80-81]

     Одновременно  с этим абсолютная государственная  монополизация средств производства сопровождалась объективно обусловленным  «сращиванием» исполнительной, законодательной и судебной ступеней власти под руководством ЦК КПСС и его органов на местах. Такая «партийно-бюрократическая машина», захватив все «рычаги власти», управляла экономически, социально и идеологически уже не только средствами производства от имени народа, но и самим народом, манипулируя его сознанием в своих собственных интересах.

     В экономической области это проявилось, прежде всего в прямом отрицании:

  • конкуренции как регулирующего и контролирующего механизма и замены ее на социалистическое соревнование, с вручением его победителям переходящих знамен, вымпелов, почетных грамот, медалей, денежных премий и т.п.;
  • системы рынков и цен как основной организующей силы и замены их планом и плановым ценообразованием.

     В годовых планах, которые «спускались сверху» (от Госплана к министерствам, а оттуда предприятиям), в качестве основного директивного документа (обязательного к исполнению) содержалось большое число показателей (объем производства продукции, фонд зарплаты, численность работников и т.д.). Кроме того, определялось, кому, в каком количестве, по каким ценам продавать продукцию, у кого приобретать необходимые для производства сырье, материалы и т.п.

     Таким образом, органы управления «наверху»  присвоили себе все основные правомочия собственника, передав коллективам предприятий лишь право пользования средствами производства, а руководству предприятий — лишь ограниченное право оперативного управления.

     Однако  в конечном итоге «партийно-бюрократическая  машина, сохранив свое ведущее положение, вошла в конфликт с «перестройкой», и сложившиеся в 1987—1990 гг. благоприятные возможности для перехода к рыночным отношениям были упущены. В довершение ко всему произошел распад СССР и образовались самостоятельные государства, в т.ч. и Российская Федерация (РФ). [2, с. 82]

     Курс, взятый в РФ на коренную перестройку  экономики, был ориентирован на создание условий для перехода к рыночным отношениям и осуществлялся по варианту «шоковой терапии». Стратегия этого  варианта предполагала:

  1. разработку и применение антиинфляционной стабилизационной программы;
  2. проведение глубоких институциональных реформ и прежде всего кардинальных преобразований в отношениях собственности.

     Необходимость преобразований абсолютно монополизированной государственной собственности  в нашей стране практически не вызывала сомнения, даже у большинства властных структур. Однако по поводу направлений и методов этих преобразований разгорелась ожесточенная борьба не только между представителями «старой» и «новой» партийно-бюрократической номенклатуры, но и внутри нее. К этой борьбе «подключились» и представители региональных и местных структур, хозяйственные руководители, а также «теневой» и  криминальный капитал. 83

     Все они хотели получить на «законных» основаниях в соответствии с возможностями  занимаемого положения свою долю общественного имущества или легализовать уже имеющееся.

     Результатом этой борьбы и стала государственная  программа приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г. В основу программы приватизации была положена модель сочетания коммерческого подхода с льготной продажей и безвозмездной передачей части госсобственности трудовым коллективам или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах приватизации — ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

     Приватизация, являясь одним из важнейших направлений разгосударствления, означает переход объекта собственности от государства в частные руки.

     Первый  этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой приватизации» начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. За это период было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, которые перешли в частную собственность, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших основу корпоративного сектора.

     «Большая  приватизация» (второй этап) предполагала продажу государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества, сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.

     Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:

  • осуществлялась в радикальном варианте как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
  • имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
  • преследовала прежде всего политические цели;
  • привела к значительному расслоению общества, сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и номенклатуры разных властных уровней;
  • пока еще мало способствовала созданию действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике, повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных инвестиций. [2, с. 85]

     К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла лишь смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения — это процесс длительный и достаточно сложный и пока не состоявшийся.

     Из  вышесказанного можно сделать следующий  вывод: тотальная смена формы  собственности (приватизация) без одновременной  глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его. 
 
 

2.2 Состояние основных форм собственности  в РФ на сегодняшний день

     Вице-премьер  правительства России Игорь Шувалов, выступая с отчетом в Госдуме, заявил о необходимости новой волны приватизации в России. По словам чиновника, в стране необходимо акционировать большое количество госпредприятий. В частности Шувалов напомнил «в свое время, когда казна недополучала значительные объемы средств, источники от приватизации были одними из самых важных для пополнения казны».

     Анатолий  Чубайс идеолог приватизации 1990 годов  еще в начале этого года на форуме в Давосе дал интервью The Wall Street Journal, в котором заявил, что в ближайшие несколько лет в России пройдет вторая волна приватизации, целью которой станет извлечение доходов в госбюджет.             

     Перспективы начала новой волны приватизации становятся еще более явными после  выступления Владимира Путина на инвестиционном форуме в Сочи, где он в частности заявил: «Все инвесторы, которые входят в Россию, на российский рынок, ясно и четко должны понимать - сегодня и на будущее: мы сохраним для всех этот либеральный режим, который, на мой взгляд, является одной из фундаментальных основ для полномасштабного инвестирования в экономику России».

     После этого заявления выяснилось, что  правительство по поручению премьера с весны разрабатывает новую  программу приватизации и дополнительный план приватизации на 2010 год. Оба документа должны быть завершены до конца 2009 года. По словам Игоря Шувалова, в России есть около 5,5 тысяч предприятий, которые могут быть реорганизованы в акционерные общества. Распродажа, в ходе которой государство сможет заработать сотню миллиардов рублей, может начаться уже в текущем году. Это почти в 15 раз больше, чем Минфин изначально надеялся получить от приватизации в 2010 году. В июле текущего года заместитель министра экономического развития Андрей Клепач оценил долю участия государства в экономике России в 45-50%. При этом он отметил, что речь идет о всех видах участия, включая госкорпорации и доли государства в крупнейших компаниях – «Газпроме», «Роснефти», Сбербанке и ВТБ. Долю федерального правительства в экономике Клепач оценил в 25 процентов. В сентябре Алексей Кудрин подтвердил, что почти половина российской экономики так или иначе контролируется государством, но в ближайшие годы доля государства в бизнесе должна быть сокращена. «Мы должны уменьшить долю государства в экономике, я имею в виду, в чистом бизнесе», - заявил Кудрин, указывая, что госрегулирование, напротив, будет усилено.

Информация о работе Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития