Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 10:08, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность понятия «собственность» и ее роль в современном мире;
* рассмотреть классификацию форм собственности, особенности форм собственности в деятельности хозяйствующих субъектов;
* проанализировать преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям (последствия и перспективы отношений собственности).
Введение 3
1 Характеристика понятия собственности 5
1. Сущность, значение и роль собственности в современном мире 5
2. Происхождение и этапы развития собственности 11
2 Классификация форм собственности и их особенности в деятельности
хозяйственно-экономических субъектов 14
3 Последствия и перспективы развития отношений собственности
в России 28
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Наиболее интенсивно приватизация в Росси происходила в 1993-1994 гг. основной чертой этого периода была неподготовленность, спонтанность. Это объясняется объективными условиями: экономическое развитие страны резко пошло на спад, тенденции были таковы, что могли привести к голоду в стране. Правящие круги страны были поставлены перед необходимостью признать необходимость частной собственности и быстро реализовать эту необходимость. Опыта проведения приватизации в стране не было, не могло быть и законодательной базы. Закон « о приватизации государственного и муниципального имущества», в котором предусмотрены 10 возможных способов приватизации, был принят лишь в декабре 2001 года, когда процесс приватизации в основном был завершен. Так, уже на середину 1998 года совокупная доля частного сектора в ВВП в России составил 70%, а объем производства промышленной продукции – 26,7%. Доля частного сектора в промышленности была ниже, чем в экономике в целом, но была тенденция к ее росту и в 2005 эта доля составила 42,3%.
Современные проблемы процессов приватизации в России были объективно обусловлены особенностями проведения приватизации на начальном этапе. В литературе отмечаются следующие наиболее значимые проблемы приватизации в России:
-
основной доход от
-
крупная приватизация
- органы власти, предприятия и организации, имеющие на балансах зарубежную собственность, часто предоставляют в Мингосимущество недостоверную информацию; 19
-
из числа приватизированных
Все выше указанные недостатки приватизации явились основой проведения реприватизации, путем пересмотра приватизационных сделок, возврата пакетов акции госструктурам за долги, но деприватизация часто использовалась менеджерами как инструмент корпоративной борьбы и т.п. некоторые российские экономисты считают эти процессы деприватизации позитивными и предлагают провести национализацию предприятий и вернуться в системе планового регулирования. По мнению других экономистов процесс пересмотра итогов приватизации вносит общую неопределенность в экономику и препятствует созданию неблагоприятного инвестиционного имиджа России. В связи с вышеуказанными процессами «формирующаяся в России (как и в других странах с переходной экономикой) структура собственности (корпораций) носит пока промежуточный характер, и выводы об абсолютном доминировании той или иной классической модели структуры владения пока преждевременным».
За период с 2004 по 2007 гг. доля государственной собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2008 г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2005 г. до 190 млрд дол. на начало 2008 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго». 20
Планируется усиление контроля над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2007 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». В 2008 г. приобретено 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний.
Российская Федерация является весьма крупным собственником. Динамика структурных изменений госсобственности и финансовые результаты показаны в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2010 года), тыс. ед.
Показатель | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Всего организаций | 2249,5 | 3346,5 | 3593,8 | 3845,3 | 4199,8 | 4417,1 | |
В том числе по формам собственности: | |||||||
частная | 1425,5 | 2509,6 | 2725,9 | 2956,8 | 3237,7 | 3499,2 | |
государственная | 322,2 | 150,8 | 155,1 | 157,1 | 161,3 | 159,2 | |
муниципальная | 197,8 | 216,6 | 231 | 239,3 | 246,1 | 248,2 | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| |||||||
Поступило средств от приватизации государственного и муниципального имущества, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.) | 3815 | 41609 | 16756 | 22857 | 88673 | 90143 | |
В том числе находившегося в собственности: | |||||||
федеральной | 1994 | 37927 | 12772 | 14719 | 72543 | 67919 | |
региональной (субъекта РФ) | 354 | 2199 | 1886 | 4444 | 10295 | 13798 | |
муниципальной | 1467 | 1483 | 2098 | 3694 | 5835 | 8426 |
Несмотря
на явные изменения в структуре
собственности, государство еще
не распродало принадлежащие ему
пакеты акций в тысячах открытых
и закрытых АО; до настоящего времени
не завершена инвентаризация государственного
и муниципального имущества; не определены
функции значительного
Для
современной экономической
В 2009 г. в разы возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной собственности. Ротация форм собственности происходит двумя способами.
Первый - это отъем собственности у так называемых эффективных собственников. Инструментом деприватизации служит дополнительная эмиссия акций в размере долга и эти акции становятся собственностью государства.
Второй
способ — выкуп контрольного пакета
акций корпорации, предотвращающий
ее неизбежное банкротство (инициируемое
или планируемое
Как
показывает опыт развитых стран, в конкретных
экономических ситуациях
Считается, что эта временная мера, обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением такой потребности может снова измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники имеют больше финансовых возможностей для приобретения значимых для государства активов, чем национальные.
Когда отечественным, пусть даже достаточно эффективным корпорациям не хватает финансовых ресурсов для «стратегических» сделок, в игру вступает государство - покупателем становится 100%-но подконтрольная государству корпорация. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти «временно-государственные» активы будут реализованы частному сектору.
Итак,
в России в настоящее время, действующее
законодательство предусматривает функционирование
следующие организационно-правовые формы
предприятий: государственных, частно-индивидуальных,
товариществ (полные, смешанные, с ограниченной
ответственностью), акционерных обществ.
3 Последствия и перспективы развития отношений собственности в России
Любое
государство структурирует
Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Современное состояние частной собственности в России было рассмотрено выше, а перспективы ее развития можно только прогнозировать. Идеальная модель частной собственности базируется по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях. Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы. Вторая, по сути обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные.
Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость.
Укрепление
форм частной собственности может
существенно изменить в лучшую сторону
нынешнюю экономически и социально
неэффективную модель. Главная задача
частной собственности вытекает
из необходимости противостоять
номенклатурному и
Этот путь, к сожалению, сталкивается с большими трудностями в нестабильной экономике. Объединение мелкой частной собственности у нас пока гораздо менее распространено, нежели в развитых странах и более того, перспективы его развития далеко не так радужны прежде всего в силу господства того типа хозяйственной организации, когда в условиях возникающего рынка происходит отчуждение собственности от работника, а хозяйственная власть принадлежит корпорациям и бюрократии.
Тем не менее тенденция объединения мелких частных собственников на основе их поддержки обществом и государством — перспективное направление эволюции частной собственности в становлении рыночной экономики России.
Проведенные
исследования показывают, что уже
сейчас частный сектор по многим позициям
сравнительно более эффективен, чем
государственный. Можно сослаться
на два исследования, посвященные
сравнительному анализу: «Сравнение экономических
результатов работы российских предприятий
различных форм собственности», проведенное
МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и
«Система статистического наблюдения
за развитием частного сектора» —
Института стратегического
Наряду
с уже указанными мерами для развития
форм частной собственности было
бы полезно развитие механизмов общественного
контроля за функционированием частной
собственности; введение различных
форм ответственности частных
Информация о работе Собственность, сущность и виды собственности