Собственность и многообразие ее форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить сущность и значение собственности на различных этапах развития общества;
Рассмотреть разнообразные формы собственности;
Проанализировать преобразование форм собственности в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение собственности на различных этапах развития общества 5
1.1. Представления о собственности на различных этапах общественного развития 5
1.2. Собственность на современном этапе развития общества. Право собственности 10
1.3 Формы и виды собственности 15
Глава 2. Преобразование форм собственности в РФ 24
2.1. Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям 24
2.2. Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 133.67 Кб (Скачать)

Владельцы акций выступают  собственниками, а владельцы облигаций  – кредиторами акционерного общества.

Доля акций, обеспечивающая их владельцу фактический контроль за деятельностью акционерного общества, называется контрольным пакетом акций. Теоретически контрольный пакет акций должен быть равен 50% голосующих акций плюс одна акция. Однако на практике, поскольку акции распределены между многими акционерами, достаточно 15–20%, а иногда всего нескольких процентов от общего числа акций, чтобы быть "полновластным" хозяином акционерного общества.

Акционерные общества как  форма объединения капиталов  рассчитаны на крупное предпринимательство. Эта форма обычно не используется мелкими компаниями.

Акционерная форма собственности  была широко распространена в дореволюционной  России, существовала она и в первые годы Советской власти. Однако в  начале 30-х годов все акционерные  общества были превращены в государственные  предприятия. Эта форма собственности  в России возродилась с конца 80-х годов. За 1992–1999 гг. в России было создано 30,8 тыс. акционерных обществ.

Коллективная и кооперативная  собственность – это общая (совместная) долевая собственность, которая  предполагает коллективно-групповой  характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами  и результатами производства. Возникает  такая собственность путем объединения  имущественных, денежных взносов (паев) или распределения выкупленной  собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников  в делах (управлении) соответствующего предприятия.

Особенностью кооперативной  и коллективной собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником  является коллектив (группа) собственников  в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество.

Взамен они получают право  на часть дохода, распределяемого  либо пропорционально внесенному паю, либо пропорционально трудовому  вкладу, право на участие в управлении и на изъятие своей доли при  выходе из коллектива.

В совместной (долевой) собственности, как правило, находятся мелкие и  средние предприятия, где достаточно четко прослеживается связь между  долей собственности и участием в управлении, в распределении  дохода. В России совместная собственность  представлена преимущественно товариществами, кооперативами и акционерными обществами закрытого типа.

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность  – собственность общества (народа) в целом. Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень  имеет относительную экономическую  самостоятельность, соответственно, и  общественная собственность многоуровневая. И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность  выступает, прежде всего, в форме  государственной. При этом равенство  всех членов общества как собственников  обусловлено степенью развития демократических  начал в стране. Является ли государственная  собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько  интересы государственного аппарата совпадают  с интересами общества в целом, так  как практически управление и  распоряжение объектами государственной  собственности осуществляются представителями  государственной власти.

Формы общественной собственности  зависят от государственного устройства общества, она может выступать  в форме собственности государства  в целом или того или иного  национального или административно-территориального образования. В России, соответственно, существуют федеральная собственность  и собственность субъектов Федерации (региональная). Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Государственная собственность  преобладает в отраслях, имеющих  общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны  для частного бизнеса.

Практически государственная  собственность представлена преимущественно  в таких сферах и отраслях экономики, как:

  1. производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.);
  2. непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);
  3. новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу ;
  4. атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности. Так, например, на отрасли инфраструктуры приходится 62% занятых в госсекторе Европейского союза.12

Государственные предприятия  не являются собственниками своего имущества. Закрепленное за ними имущество находится  в их хозяйственном ведении. Оно (имущество) не делится ни на какие  вклады, паи или доли, в том  числе работников предприятия, поскольку  оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству. Предприятия, находящиеся  в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, как правило, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли, и их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом (голосование, делегирование прав профессионалам, единоличное распоряжение главой государства и т.п.)

Государственные предприятия  образуют государственный сектор страны, доля которого в странах с развитой рыночной экономикой колеблется в пределах 20–40%.

Государственная собственность  может возникать в результате:

  1. национализации – перехода имущества из частной собственности в государственную, осуществляемого, как правило, методом выкупа;
  2. строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
  3. покупки государством контрольного пакета акций частной компании.

В России, к началу 90-х  годов, в государственной собственности  находилось более 80% основных фондов страны. В ходе экономической реформы, осуществленной в России 90-х годов, в частности  в результате приватизации доля государственной  собственности резко сократилась.

 

 

Глава 2. Преобразование форм собственности в РФ

2.1. Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям

 

Основой экономической системы  в СССР являлась общественная собственность  на средства производства, которая  выступала в виде государственной  собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура собственности имела следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан — 1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была государственной, то можно прийти к выводу об абсолютной государственной монополизации средств производства в этот период.13

Одновременно с этим абсолютная государственная монополизация  средств производства сопровождалась объективно обусловленным «сращиванием» исполнительной, законодательной и судебной ступеней власти под руководством ЦК КПСС и его органов на местах. Такая «партийно-бюрократическая машина», захватив все «рычаги власти», управляла экономически, социально и идеологически уже не только средствами производства от имени народа, но и самим народом, манипулируя его сознанием в своих собственных интересах.

В экономической области  это проявилось, прежде всего в прямом отрицании:

  1. конкуренции как регулирующего и контролирующего механизма и замены ее на социалистическое соревнование, с вручением его победителям переходящих знамен, вымпелов, почетных грамот, медалей, денежных премий и т.п.;
  2. системы рынков и цен как основной организующей силы и замены их планом и плановым ценообразованием.

В годовых планах, которые  «спускались сверху» (от Госплана к  министерствам, а оттуда предприятиям), в качестве основного директивного документа (обязательного к исполнению) содержалось большое число показателей (объем производства продукции, фонд зарплаты, численность работников и т.д.). Кроме того, определялось, кому, в каком количестве, по каким ценам продавать продукцию, у кого приобретать необходимые для производства сырье, материалы и т.п.

Таким образом, органы управления «наверху» присвоили себе все  основные правомочия собственника, передав  коллективам предприятий лишь право  пользования средствами производства, а руководству предприятий —  лишь ограниченное право оперативного управления.

Однако в конечном итоге  «партийно-бюрократическая машина, сохранив свое ведущее положение, вошла  в конфликт с «перестройкой», и  сложившиеся в 1987—1990 гг. благоприятные  возможности для перехода к рыночным отношениям были упущены. В довершение ко всему произошел распад СССР и образовались самостоятельные государства, в т.ч. и Российская Федерация (РФ).

Курс, взятый в РФ на коренную перестройку экономики, был ориентирован на создание условий для перехода к рыночным отношениям и осуществлялся  по варианту «шоковой терапии». Стратегия  этого варианта предполагала:

  1. разработку и применение антиинфляционной стабилизационной программы;
  2. проведение глубоких институциональных реформ и прежде всего кардинальных преобразований в отношениях собственности.

Преобразование отношений  собственности  в экономическом  плане достаточно подробно рассмотрено  в «Экономикс» (Р. Мак-коннелл, Л. Брю) на примере перемещения ресурсов из негосударственного (частного) в государственный (общественный) сектор экономики. Критерий такого перемещения основывается на сравнительном анализе издержек и выгод, получаемых вследствие этого перемещения: если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод, полученных в государственном секторе, то такое перемещение экономически целесообразно. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную имеет экономический смысл тогда, когда оно способствует более эффективному использованию ресурсов обществом. Этот критерий используется и при перераспределении прав собственности между ее различными субъектами.

Необходимость преобразований абсолютно монополизированной государственной  собственности в нашей стране практически не вызывала сомнения, даже у большинства властных структур. Однако по поводу направлений и методов  этих преобразований разгорелась ожесточенная борьба не только между представителями  «старой» и «новой» партийно-бюрократической  номенклатуры, но и внутри нее. К  этой борьбе «подключились» и представители  региональных и местных структур, хозяйственные руководители, а также  «теневой» и криминальный капитал. 83

Все они хотели получить на «законных» основаниях в соответствии с возможностями занимаемого  положения свою долю общественного  имущества или легализовать уже  имеющееся.

Результатом этой борьбы и  стала государственная программа  приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г. В основу программы  приватизации была положена модель сочетания  коммерческого подхода с льготной продажей и безвозмездной передачей части госсобственности трудовым коллективам или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах приватизации — ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

Приватизация, являясь одним  из важнейших направлений разгосударствления, означает переход объекта собственности  от государства в частные руки.

Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой приватизации»  начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производства товаров народного  потребления. За это период было приватизировано  свыше 70% всех малых предприятий, которые  перешли в частную собственность, было создано более 25 тыс. акционерных  обществ, составивших основу корпоративного сектора.

«Большая приватизация» (второй этап) предполагала продажу  государственной собственности  по конкурсу или на аукционах; продажу  акций предприятий (акционерных  обществ); полный или частичный выкуп  госимущества, сданного в аренду; продажа  недвижимости и земли и т.д.

О результатах приватизации можно судить по распределению предприятий  и организаций по формам собственности  в России (таблица 1).

 

Таблица 1 - Распределение  предприятий и организаций по формам собственности в России 14

 

 

 

 

 

 

Число предприятий и организаций (тыс.)

Год

1995

1996

1997

1998

После дефолта

Всего

1946

2250

2505

2727

2901

Государственная

325

322

233

143

148

Муниципальная

171

198

184

178

183

Собственность общественных организаций

53

95

130

158

183

Частная

1216

1426

1731

2014

2147

Прочие формы собственности

181

209

277

235

240

Информация о работе Собственность и многообразие ее форм