Смешанная экономика:становление и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют.

Содержание

Введение…………………………………………..3
Глава I. Смешанная экономика………………………………………………..5
1.1 Сущность и значение смешанной экономики……………………………5
1.2 Характеристика смешанной системы хозяйства………………………...6
1.3 Принципы рыночной экономики в смешанной модели………………....8

Глава II. Основнык черты смешанной экономики………………………23
2.1 Традиционная экономика…………………………………………………23
2.2 Административно-командная…………………………………………….23
2.3 Рыночная экономика……………………………………………………...25
2.4 Модели смешанной экономики…………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эконом.теории.docx

— 66.26 Кб (Скачать)

 

Решение ключевых экономических задач имеет специфические  особенности в рамках различных  укладов. Для традиционной системы  характерна такая особенность —  активная роль государства. Перераспределяя  через бюджет значительную часть  национального дохода, государство  направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки  беднейшим слоям населения.

2.2 Административно-командная 

Административно - командная система (централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в   СССР, странах Восточной  Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

 

Характерными  чертами административно-командной  системы являются общественная (а  в реальности государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

 

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах  труда .

 

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический  централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

 

В странах  с административно-командной системой решение общеэкономических задач  имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

 

Поэтому структура  общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми  органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах  принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно  задачей удовлетворения минимальных  потребностей.

 

Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного  планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

 

Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

 

Отличительной особенностью распределения продукции  в административно-командной системе  являлось привилегированное положение  партийно-государственной элиты.

 

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежным коренные социально-экономические  преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических  реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

2.3 Рыночная экономика

Чистый капитализм, или капитализм эпохи  свободной  конкуренции (laissez  faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.  Основные вопросы были рассмотрены выше.

 

Одной из главных  предпосылок чистого капитализма  выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но и  наемного работника.

 

В такой системе  поведение каждого ее участника  мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица  стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального  принятия решений. Рыночная система  функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются  гласности и координируются. Тот  факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих  покупателей и продавцов каждого  продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса  стала свобода предпринимательской  деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты ры­ночных отношений.

 

Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому  товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы  выбора стала личная ответственность  за поддержание рабочей силы в  нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий  трудового соглашения [3, 342].

 

Каков механизм решения фундаментальных задач  экономического развития в рассматриваемой  экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий  или низкий уровень служат индикатором  общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и  динамику цен, товаропроизводитель  самостоятельно решает проблему распределения  всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом  на рынке.

 

Предприниматели стремятся получать все больший  доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально  широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые пред­принимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

 

Защитники чистого  капитализма утверждают, что такая  экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот  почему здесь очень мала или вовсе  отсутствует необходимость в  правительственном планировании, в  правительственном контроле и вмешательстве  в экономический процесс. В самом  деле, сам термин laissez  faire   в приблизительном переводе означает "пусть идет, как идет" ("let it be"), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

2.4 Модели смешанной экономики

Общая линия  на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

 

    Реально  в разных странах и регионах  складываются различные модели  смешанной экономики. Они отличаются  друг от друга своими "национальными  коэффициентами смешения" разных  форм собственности, рынка и  государственного регулирования,  капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

 

Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

 

Германская  модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

 

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском  обществе и социальном равенстве  индивидов (равенстве прав, стартовых  возможностей и правовой защите). Они  фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы  мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между  рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства  как источника и защитника  правовых норм, регулирующих хозяйственную  деятельность, и конкурентных условий  не выходит за пределы западной экономической  традиции. Но понимание государства  в германской модели и, в целом, в  концепции социальной рыночной экономики  отличается от понимания государства  в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику .

 

Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

 

- индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

 

- социальное  равенство - рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве;

 

- антициклическое регулирование;

 

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

 

- проведение  структурной политики;

 

- защита  и поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности германской модели  есть производные от основополагающих  принципов социальной рыночной  экономики, первым из которых  является органическое единство  рынка и государства.     

 

Японская  модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

 

Шведская  модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются [3, 348].

 

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной  системой из всех когда-либо существовавших.

Ее основной особенностью является то, что в  ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого  капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма  и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой.

Такой тип  хозяйствования присущ современным  экономически развитым странам. Хотя современная  рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

В случае, когда  рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему  на помощь приходит государство. Целью  государственного регулирования экономики  является поддержание экономической  и социальной стабильности. Современную  рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие  важные функции, как поддержание  конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и  др. Однако государство не должно вмешиваться  в те области рынка, где его  механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может  вызвать развал рыночной системы  и превращение ее в командно-административную.

Информация о работе Смешанная экономика:становление и основные черты