Смешанная экономика:становление и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют.

Содержание

Введение…………………………………………..3
Глава I. Смешанная экономика………………………………………………..5
1.1 Сущность и значение смешанной экономики……………………………5
1.2 Характеристика смешанной системы хозяйства………………………...6
1.3 Принципы рыночной экономики в смешанной модели………………....8

Глава II. Основнык черты смешанной экономики………………………23
2.1 Традиционная экономика…………………………………………………23
2.2 Административно-командная…………………………………………….23
2.3 Рыночная экономика……………………………………………………...25
2.4 Модели смешанной экономики…………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эконом.теории.docx

— 66.26 Кб (Скачать)

Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной системы  служит то обстоятельство, что она  делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем  организации общества заключается  в том, как координировать экономическую  деятельность множества индивидов  и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой  координации: один – это централизованное и использование мер принуждения; другой – это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую  деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу  предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы  обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они  свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые  они получают от самой рыночной системы.

Недостатки  рыночной экономики. Аргументация против рыночной системы несколько более  сложна. Критики рыночной экономики  обосновывают свою позицию следующими доводами.

 

Угасание  конкуренции. Критики утверждают, что  капиталистическая идеология допускает  и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма –  конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция  желательна, она больше всего досаждает  индивидуальному производителю  своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде  в капиталистической системе  якобы присуще то, что предприниматели  в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции  пытаются освободиться от ограничительных  пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний – все это  способствует ослаблению конкуренции  и уклонению от ее регулирующего  воздействия. Свыше 200 лет тому назад  Адам Смит сформулировал этот тезис  следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко  встречаются друг с другом, но когда  такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены» [1, 170].

Во-вторых, некоторые  экономисты утверждают, что сам технический  прогресс, который рыночная система  поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших  количеств реального капитала; крупных  рынков; комплексного, централизованного  и строго интегрированного рынка; богатых  и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость  в существовании фирм – производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также  и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто  требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции  ослабевает и рыночная система в  качестве механизма эффективного распределения  ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также  суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность  распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания  эффективности рыночной системы. Это  – неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система  позволяет наиболее способным, или  ловким, предпринимателям накапливать  огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс  накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.

Какая из этих позиций – одна за, другая против рыночной системы – правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания  относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы  их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный  экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения  ресурсов, – трудно опровергнуть. На деле рыночная система является –  или, по крайней мере, может быть – довольно эффективной.

 

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования  экономики и роль государства  в рыночной экономике [1, 176].

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической  системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической  политики.

 

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено  появлением новых экономических  потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное  регулирование экономики.

В современных  условиях государственное регулирование  экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в конкретный период. Функции государства в экономике. Вмешательство государства в  экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет па себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, гак  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно  дорого и, как правило, не приносит быстрых  доходов. Поскольку рынок не гарантирует  право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы [1, 180].

В целом государство  реализует политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через следующие важнейшие функции:

 

- создание  правовой основы для принятия  экономических решений. Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, определяет права  и обязанности граждан.

- поддержание  конкуренции. Правительство ограничивает  власть монополий при помощи  антимонопольного законодательства  и создает равные условия для  соперничества предпринимателей.

- стабилизация  экономики. Правительство использует  бюджетно-налоговую и кредитно-денежную  политику для преодоления спада  производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания  стабильного уровня цен и национальной  валюты;

- социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство  организовывает производство товаров  и услуг, которым не занимается  частный сектор. Оно создает условия  для развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы  на оборону, на науку, формирует  программы развития образования,  здравоохранения и т.д.;

-  обеспечение  социальной защиты и социальной  гарантии. Государство гарантирует   минимум заработной платы, пенсии  по старости, инвалидности, пособие  по безработице, различные виды  помощи малоимущим и т.д.

 

Две первые экономические функции правительства  заключаются в укреплении и упрощении  работы рыночной системы; три последние  способствуют модификации чистого  капитализма в направлении достижения экономических и социальных целей  общества.

 

Субъектами  государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители  хозяйственных интересов.

Любая страна может быть представлена через соответствующие  социальные группы людей, которые имеют  свои интересы, отличаются принадлежностью  к тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от друга и по имущественному признаку, по доходам, по профессиям, по отношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы  их представления и т.д. Эти группы являются носителями хозяйственных  интересов .

 

Многочисленные  союзы, ассоциации, которые объединяют носителей экономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.д., выступают выразителями хозяйственных интересов.

 

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти, построенные по определенному  иерархическому принципу, и национальный банк.

Все субъекты государственного регулирования взаимодействуют  друг с другом, что осуществляется через соответствующие связи  – прямую и обратную.

 

Прямая связь  устанавливается между носителями, выразителями и исполнителями хозяйственных  интересов. Она может иметь различные  направления проявления:

 

- через средства  массовой информации, на митингах, через просьбы, пожелания, протесты, сборы подписей, обращения в суды  и т.д.:

- через рекомендации, советы, консультации, меморандумы  и др.;

- через трансформацию  частных экономических интересов  в государственной экономической  политике исполнителями хозяйственных  процессов;

- через согласование, корректировку отдельных, частных  хозяйственных интересов с интересами  других групп и отражение их  в государственном регулировании  и т.д.

 

Обратная  связь – это связь между  исполнителями (органами государственной  власти) и носителями хозяйственных  интересов. Она проявляется в  результатах государственного регулирования (например, повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке (или  нет) государственной экономической  политики носителями и выразителями экономических интересов.

Объекты государственного регулирования экономики – это  сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  объекты государственного регулирования  экономики – это:

 

- экономический  цикл;

 

- секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства;

 

- условия  накопления капитала;

 

- занятость;

 

- денежное  обращение;

 

- платежный  баланс;

 

- цены

 

- НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и  реализацию научных идей);

 

- условия  конкуренции;

 

- социальные  отношения, включая отношения  между работодателями и работающими  по найму, а также социальное  обеспечение;

 

- подготовка  и переподготовка кадров;

 

- окружающая  среда;

 

- внешнеэкономические  связи.

 

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Информация о работе Смешанная экономика:становление и основные черты