Смешанная экономика:становление и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют.

Содержание

Введение…………………………………………..3
Глава I. Смешанная экономика………………………………………………..5
1.1 Сущность и значение смешанной экономики……………………………5
1.2 Характеристика смешанной системы хозяйства………………………...6
1.3 Принципы рыночной экономики в смешанной модели………………....8

Глава II. Основнык черты смешанной экономики………………………23
2.1 Традиционная экономика…………………………………………………23
2.2 Административно-командная…………………………………………….23
2.3 Рыночная экономика……………………………………………………...25
2.4 Модели смешанной экономики…………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эконом.теории.docx

— 66.26 Кб (Скачать)

 

Государственное регулирование экономики в области  отраслевой и территориальной структуры  также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным  отраслям и регионам. В одних случаях  поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся  в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств  – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным  структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению  его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься  меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики  является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли  всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая  политика поощрения накопления в  первую очередь соответствует экономическим  интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам государственного регулирования  экономики. Создавая дополнительные стимулы  и возможности в разное время  всем инвесторам или их отдельным  группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости – это поддержание  нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между  спросом и предложением рабочей  силы. Соотношение это должно удовлетворять  потребность экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии  безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

 

Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования  денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную  опасность для экономики. Регулирование  денежного обращения опосредованно  воздействует и на другие объекты  – условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной  экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования  – цены. Динамика и структура  цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

 

Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и  внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

 

Объекты государственного регулирования экономики различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

 

Средства  государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

 

Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

 

Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными  административными акциями по регулированию  экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение  ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный  сектор. Высшая форма государственного регулирования экономики – это  государственное экономическое  программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор его инструментов.

 

Основные  экономические средства – это:

 

- регулирование  учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

 

- установление  и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке;

 

- операции  государственных учреждений на  рынке ценных бумаг, такие как  эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических  интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

 

Действенность государственного регулирования экономики  с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

 

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов – регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

 

Особое место  среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого  при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним  образование и реализация скрытых  резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого  в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений .

 

Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важнейшую  роль в государственном регулировании  экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное  хозяйство.

 

Активно используется государственный сектор и как  средство государственного регулирования  экономики. Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный  сектор, как правило, растут. Таким  образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду  производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

 

В целом государственный  сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация  для частного капитала оказывается  недостаточной. В результате государственный  сектор служит повышению эффективности  народного хозяйства в целом  и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

 

Наряду с  перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

 

Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней  торговле; меры по привлечению или  ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение  условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной  рабочей силы, участие в международных  экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

 

Отдельные инструменты  государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или  иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования  экономики в конкретный период .

 

Очевидно, что  современная рыночная система немыслима  без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой  происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно истает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для  регулирования. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно называется на поведении участников экономического процесса.

 

Среди методов  государственного регулирования не существует совершенно непригодных  и абсолютно неэффективных. Нужны  все, и вопрос лишь в том, чтобы  определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы  разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

 

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и  не заменяя рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, то он начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием,

 

Надо иметь  в виду, что среди экономических  регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный  эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия  в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические  инструменты регулирования, обязано  их контролировать и своевременно останавливать [2, 215].

 

По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические  процессы, различная комбинация форм и методов регулирования и являются отличительными чертами многообразных моделей современной рыночной экономики.

 

 Глава II. Основные черты смешанной экономики

 

    

 

2.1 Традиционная экономика

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы  базируется на отсталой технологии, широком  распространении ручного труда, многоукладности экономики.

 

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике .

 

В условиях относительно слабо развитого национального  предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых  стран часто играет иностранный  капитал.

 

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический  прогресс.

Информация о работе Смешанная экономика:становление и основные черты