Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей данной темы является изучение структуры и особенностей смешанной экономики, а также анализ успешности реализации этой модели в белорусской экономике.
Целью исследования является изучение характеристик белорусской экономической модели в переходный период, анализ ее основных макроэкономических показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 11
3. БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсач Эконом теория.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

Третья – стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя – характеризуется достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Полностью соблюдаются ее основные принципы.

Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и  духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Для достижения конечных целей, с учетом длительного характера  преобразований, выделяют следующие этапы социально-экономического развития в направлении построения ПМЭ.

Первый этап (2001 – 2005 гг.) – создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики.

Второй этап (до 2010 г.) – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должна быть завершена разработка законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечение безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.

Третий этап (2011 – 2020 гг.) – гармонизации взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцентов в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитее должно опираться на функционирование зрелых институтов рыночной экономики, углубление структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое внедрение достижений науки и техники, создание экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Республика Беларусь находится  в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной  социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить  резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых  предпосылок, опосредствующих звеньев  и переходных форм.

Опыт прошедших лет  показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий для макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, намеченная Основными направлениями, в целом оказалась верна. Эти два пятилетия, несмотря на сложные внешние и внутренние условия функционирования экономической системы страны, стали трудным, но очевидным шагом вперед по пути построения ПМЭ, подтвердившим, в основном, правильность данной стратегии, ее концептуальные основы и практику реализации. Однако это не освобождает научные институты и государственные структуры от необходимости совершенствовать и теоретико-методологические основы, и программно-целевые подходы к реализации перспективной модели экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная рыночная экономика  смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма  и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма  и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

Достоинством смешанной  экономики является эффективность  использования ресурсов и экономическая  свобода производителей. Смешанная  экономика диктует наиболее эффективное  использование ресурсов,  способствует внедрению более современных  технологий. Важным неэкономическим  аргументом в пользу смешанной экономики  выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным  директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения  экономических проблем. Общество с  различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и  методы эффективного использования  собственных ресурсов.

Государство в смешанной  экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего  на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно  на характер происходящих экономических  процессов.

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная  система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

Современную рыночную экономику  уже невозможно представить без  государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся  такие важные функции, как поддержание  конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и  др. Однако государство не должно вмешиваться  в те области рынка, где его  механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может  вызвать развал рыночной системы  и превращение ее в командно-административную.

На данный момент Беларусь только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.

Безусловно, без заимствования  передового опыта, накопленного развитыми  странами, здесь не обойтись. Вместе с тем следует учитывать действие закона неравномерности экономического развития. Так, для страны трансформационной  группы, вынужденной форсировано  наращивать экономический потенциал, нет необходимости слепо повторять  все прежние исторические «зигзаги»  развития передовых стран. Наоборот, в период трансформации открывается  шанс использовать более развитые формы  организации хозяйственной жизни, а не исторические полуфабрикаты, умело  обходя промежуточные фазы развития, экономя в итоге и ресурсы, и время.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР – 2020) поставлена задача формирования эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения продовольственной безопасности страны, наращивание экспортного потенциала и сокращение импорта.

Стратегия содержит комплекс внутренних общесистемных условий и предпосылок перехода к модели устойчивого развития и построения ПМЭ. Это прежде всего мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния народа.

Переход к рынку – очень  сложный и длительный процесс. Чтобы  создать национальную структуру  своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Беларусь должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Национальная модель переходной экономики должна быть готовой дать достойный ответ на ряд конкретных внутренних и внешних вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие для вузов /  А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.
  2. Байнев В. Испытание экономической модели / Валерий Байнев, Елена Дадеркина // Беларуская думка. – 2008. – № 1.
  3. Кизима, С. Белорусская модель: неквантифицируемые факторы успеха / Сергей Кизима // Беларуская думка. – 2008. - № 6.
  4. Ковалев, М. Белорусская модель экономического развития на фоне мировых тенденций: итоги 2007 г. / Михаил Ковалев // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2008. - № 11.
  5. Козырев, В.М. Основы современной экономики: учеб. для вузов / В.М. Крзырев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (эконом. теория, ч. 3): учеб. пособие для вузов / И.М Лемешевский – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.
  7. Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы Вводный курс. Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – 2-е изд., доп. и перераб. – МН.: ФУАинформ, 2005. – 672 с.
  8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 – 400 с.
  9. Мартынов, А. Смешанные общества в многополярном мире / А. Мартынов // Общество и экономика. – 2008. - № 5.
  10. Национальная экономика Белоруссии: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006 – 751 с.
  11. Новиков, Д. Концептуальные вопросы планирования и управления современной экономикой и российская практика / Д. Новиков, Е. Гребенев, Ф. Новиков // Общество и экономика. – 2007. - № 11/12.
  12. Носова, С.С. Экономическая теория: краткий курс / С.С. Носова. – М.: Владос, 2003. – 288с.      
  13. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учеб. для вузов / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
  14. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Н.Г, Кузнецова. – М.: март, 2007. – 528с.
  15. Ярошевич, В. В контексте западных подходов / Вячеслав Ярошевич // Финансы, учет, аудит. – 2008. - № 5.

Информация о работе Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель