Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей данной темы является изучение структуры и особенностей смешанной экономики, а также анализ успешности реализации этой модели в белорусской экономике.
Целью исследования является изучение характеристик белорусской экономической модели в переходный период, анализ ее основных макроэкономических показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 11
3. БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсач Эконом теория.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

 

Начавшийся с 2001 г. переход  к устойчивому развитию отражает результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются  целенаправленной деятельностью органов  государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения  роста экономики и повышения  уровня жизни населения.

[10, с. 415]

 

 

Каждая страна стремится  к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим  путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территория, население, природные  ресурсы, климат и др.), исторического  пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии  развития.

Путем, избранным в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы, является построение социально-ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром – стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.

В общетеоретическом плане  под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует  понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований к структуре  народного хозяйства, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие. В  прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного  типа – это способ организации  и функционирования народного хозяйства  на основе рыночных принципов, соответствующий  режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления  преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.

Белорусская модель развития формируется в течении последних 10-12 лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношения. И хотя модель находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

За последние столетия развития человеческой цивилизации  в рамках мировой рыночной системы  в различных странах, прежде всего  высокоразвитых, построены эффективнее  модели рыночной экономики. Научная типология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской»).

В наиболее чистом виде типовая модель либеральной, или частнокорпоративной экономики представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономическая система этой страны является эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной  экономики наиболее представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

Наибольший интерес для  нашей страны представляют модели социально  ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Беларусь.

Социально ориентированная  модель развития Республики Беларусь, обусловлена историей страны, менталитетом ее народа, социально-гуманистическими предпочтениями, исходными особенностями  экономики, объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населении, резко упавшим в перестроечные 90-е гг. во всех странах СНГ, в том числе и в Беларуси, а также общей приверженностью мирового сообщества идее устойчивого развития, обязывающей к ответственности за упрочнение взаимосвязи основ общей устойчивости: экономики, социальной сферы и окружающей среды. Социальность экономики предопределяется современным переходом к новой, научно-информационной экономике с главным ее фактором – интеллектом.

Как уже отмечалось, выбор  модели социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики в  качестве перспективной был осуществлен  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы. Это было не просто заимствование  зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических  особенностей страны, ее истории, национального  характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта  развитых рыночных государств. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

  • принадлежность в течении длительного периода времени к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
  • историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;
  • традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;
  • неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства.

Данные факторы учитывал Президент страны А.Г. Лукашенко, который  в своем выступлении 22 марта 2002 г., обобщая практический опыт по выходу страны из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:

  • сильную и эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • равенство различных форм собственности, в основе которых лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;
  • многовекторность внешнеэкономической политики в качестве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • активизацию интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;
  • сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности. А также адресную социальную помощь.

И хотя речь шла о ныне действующей модели развития, т.е. о  принципах и направлениях государственной  политики, ее базовые характеристики являются императивами, которые должны реализовываться в перспективной  модели экономики (ПМЭ). Тем самым  подтверждается правильность контуров образа (модели) белорусской экономики, содержащегося в таких стратегических документах, как Национальная стратегия  устойчивого развития до 2020 года (НСУР – 2020) и Концепция социально-экономического развития  Республики Беларусь до 2015 года. ПМЭ включает следующие принципы и направления государственной политики:

  • общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
  • построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
  • формирования развитого человеческого потенциала;
  • выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;
  • переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
  • повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
  • интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
  • следование экологическому императиву.

Кроме того, перспективная  модель экономики должна обеспечивать:

  • преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;
  • единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;
  • единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;
  • экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;
  • равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;
  • экономическое и социальное партнерство;
  • ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;
  • стабильность стратегического курса на социальное правовое государство;
  • приоритет прав граждан;
  • ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;
  • ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;
  • сочетание свободной конкуренции с регулированием;
  • взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

Базовые принципы белорусской  модели свидетельствуют о том, что  наша страна отвергает крайности  и либерализма, и огосударствленной  экономики, выбирает собственный путь построения будущей экономической  системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и  его социальной ориентацией.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение  таких черт модели чистого рыночного  хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. она осуществляется посредством  Конституции и всей системы законов  демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в  управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе  как политического руководителя переходных к рынку процессов, гаранта  социальной защищенности малоимущих слоев  общества, защищенности общества от коррупции, криминальной среды, своеобразного  арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития.

Таким образом, ПМЭ является инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создание благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.

 

Смена базисных (родовых) основ  экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного  переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономике устраняет  опасность навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать к современности  наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом мировой  опыт без его механического копирования.

Диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая – стадия преобладания элементов старой системы с ростками новых общественных отношений и структур – характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данном этапе еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.

Стадия перехода к социально  ориентированной рыночной экономике  в нашей стране исторически совпала  с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного распадом СССР и  усугублением грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована  переходная природа трансформационных  процессов, использовались преимущественно  методы «шоковой терапии» и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход  реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.

Вторая – стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов – характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация, в отличии от первой стадии уже не является всеобъемлющей, всё пронизывающей идеей, определяющей построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.

Информация о работе Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель