Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:30, курсовая работа
Главной задачей данной темы является изучение структуры и особенностей смешанной экономики, а также анализ успешности реализации этой модели в белорусской экономике.
Целью исследования является изучение характеристик белорусской экономической модели в переходный период, анализ ее основных макроэкономических показателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 11
3. БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
Главные черты белорусской модели экономического развития.
Первой и главной чертой является социальная направленность белорусской модели. Белорусская экономика – социально-ориентированная, что позволяет длительное время поддерживать стабильность в обществе. Традиционно в социальной политике выделяют три направления: регулирование доходов населения и занятости, политику социальной защиты (пенсии, пособия), управление социально сферой (образование, культура, здравоохранение и спорт).
Вторая – сильная и достаточно эффективная система государственной власти как регулятора и собственника в экономике. Сегодня и западные идеологи реформ признают ее необходимость в переходный период. В странах, где государство пустило неподготовленную экономику на рыночное саморегулирование, результаты оказались существенно хуже, несмотря на многомиллиардную зарубежную помощь. Белорусское государство сконцентрировало внимание не только на переходных процессах, но, как и Китай, на модернизации экономики и ее адаптации к вызовам новой экономики ХХI века.
Третья – отказ от массовой приватизации и поддержка госсектора. Наши соседи обвальной приватизацией и последовавшими многочисленными переделами собственности разрушили свой индустриальный сектор и пытаются за счет иностранных инвестиций перейти к экономике «отверточной сборки». Общеизвестно, что экономика «отверточной сборки», принадлежащая иностранцам, неустойчива, резко увеличивает импорт и экспорт при незначительной добавленной стоимости и малой занятости. Выбранная в Беларуси после 1995 г. модель параллельного развития государственного и создания частного сектора в целом оправдала себя.
Четвертая черта – правильно выстроенные интеграционные отношения – позволила иметь доступ к более дешевым, чем у других, энергоносителям. Нефть и газ играют ключевую роль в экономике Беларуси: во-первых, страна имеет значительные нефтеперерабатывающие и нефтехимические мощности, во-вторых, она – ключевой транзитный канал для поставок российской нефти и газа в Европу. При этом российская цена на нефть и особенно газ в Европе сильно колеблется в разных странах и для разных покупателей. Беларусь блестяще воспользовалась этим обстоятельствам и получала, получает и, очевидно, будет получать нефть и газ по наиболее выгодным ценам хотя бы в силу своего географического положения.
Пятая характеристика – правильно выбранные в 1995 г. приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие и добавленный в 2006 г. приоритет – инновации.
Смешанность экономической системы – еще одна черта нашей модели. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (не сориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.
Конец ХХ в. для экономики
Республики Беларусь был поистине судьбоносным
– распался Советский Союз, была
разрушена административно-
Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991 – 1995 гг. – период
глубокого затяжного
1996 – 2000 гг. – этап выхода
экономики из кризисного
2001 – 2005 гг. – и следующие
пятилетия – период на
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 3.1.
[10, с. 409]
Таблица 3.1.
Изменение основных экономических показателей
Республики Беларусь за 1991 – 1995 гг.
Показатель |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1995 г. к 1990 г. |
Валовой внутренний продукт % |
98,8 |
90,4 |
92,4 |
88,3 |
89,6 |
65,3 |
Продукция промышленности, % |
99,0 |
90,8 |
90,6 |
85,4 |
88,3 |
61,4 |
Продукция сельского хозяйства, % |
95,1 |
91,5 |
103,7 |
85,6 |
95,3 |
73,6 |
Инвестиции в основной капитал, % |
104,0 |
71,0 |
85,0 |
89,0 |
69,0 |
38,5 |
Индекс роста потребительских
цен (декабрь к декабрю |
1,8 |
16,6 |
21,0 |
20,6 |
3,4 |
43948,0 |
Реальные денежные доходы населения, % |
100,2 |
80,2 |
115,9 |
90,8 |
73,5 |
62,2 |
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По отношению к 1990 г. (наиболее благоприятному в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 %, продукции промышленности – 61,4, сельского хозяйства – 73,6, инвестиций в основной капитал – 38,5%. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни снизился в 2 раза.
С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни населения, приостановить обвальный спад производства. В этом же году были сформированы и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 г. их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г, преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Динамика роста основных экономических показателей
Республики Беларусь в 1996 – 2000 гг.
Показатель |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2000 г. к 1995 г. |
Валовой внутренний продукт % |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
135,8 |
Продукция промышленности, % |
103,5 |
118,8 |
112,4 |
110,3 |
107,8 |
164,3 |
Производство потребительских товаров, % |
109,0 |
122,8 |
120,8 |
109,2 |
104,1 |
183,8 |
Продукция сельского хозяйства, % |
102,4 |
95,1 |
99,3 |
91,7 |
109,3 |
96,9 |
Инвестиции в основной капитал, % |
95,0 |
120,0 |
125,0 |
92,0 |
102,0 |
133,7 |
Индекс роста потребительских
цен (декабрь к декабрю |
1,4 |
1,6 |
2,8 |
3,5 |
2,1 |
46,1 |
Реальные денежные доходы населения, % |
117,0 |
106,0 |
119,0 |
97,0 |
120,0 |
171,6 |
Таким образом, второй период
трансформации экономики, за исключением
сельского хозяйства, характеризуется
положительной динамикой
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Были обозначены также новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных отношений одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая в целях создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышения эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов повышения эффективности производства, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основными задачами реформирования
отношений собственности
С середины 1996 г. наметилась
тенденция перехода к активной фазе
структурной перестройки –
В качестве основных
направлений структурных
Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Индексы изменения основных макроэкономических показателей
Республики Беларусь за 1991 – 2004 гг.
Показатель |
Темпы роста (снижения) | ||
1991 – 1995 гг. |
1996 – 2000 гг. |
2001 – 2004 гг. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Валовой внутренний продукт, % |
65,3 |
135,8 |
131,0 |
Продукция промышленности, % |
61,4 |
164,3 |
137,0 |
Продукция сельского хозяйства, % |
73,6 |
96,9 |
123,0 |
Инвестиции в основной капитал, % |
38,5 |
133,7 |
153,0 |
Объем внешней торговли – всего, % В том числе: экспорт импорт |
…
… … |
164,3
172,0 158,1 |
207,6
205,1 207,6 |
Производство потребительских товаров, % |
59,9 |
184,0 |
136,5 |
Индекс роста потребительских
цен (декабрь к декабрю |
43948,0 |
46,1 |
2,8 |
Розничный товарооборот, % |
43,1 |
241,0 |
175,8 |
Платные услуги населению, % |
35,7 |
150,3 |
148,7 |
Реальные денежные доходы населения, % |
62,2 |
171,6 |
152,1 |
Уровень безработицы на конец периода, % к экономически активному населению |
2,9 |
2,1 |
1,9 |
Информация о работе Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель