Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей данной темы является изучение структуры и особенностей смешанной экономики, а также анализ успешности реализации этой модели в белорусской экономике.
Целью исследования является изучение характеристик белорусской экономической модели в переходный период, анализ ее основных макроэкономических показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. 11
3. БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсач Эконом теория.docx

— 86.19 Кб (Скачать)

Повышение или понижение  курса валют может  изменить  достигнутый  баланс  и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

  1. Высокий уровень  занятости.  Он  достигается  в  случае,  если  каждый желающий получить работу  находит  ее.  Но  это  не  означает,  что  полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране  в каждый данный момент времени есть определенное количество  людей,  временно не работающих в связи со сменой места работы или  места  жительства.  Кроме того, всегда есть структурная  безработица,  обусловленная  несоответствием структуры новых рабочих мест,  связанных  с  внедрением  новых  технологий, имеющейся   структуре   рабочей   силы   и   отставанием    последней    по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Главные черты белорусской модели экономического развития.

Первой и главной  чертой является социальная направленность белорусской модели. Белорусская экономика – социально-ориентированная, что позволяет длительное время поддерживать стабильность в обществе. Традиционно в социальной политике выделяют три направления: регулирование доходов населения и занятости, политику социальной защиты (пенсии, пособия), управление социально сферой (образование, культура, здравоохранение и спорт).

Вторая – сильная и достаточно эффективная система государственной власти как регулятора и собственника в экономике. Сегодня и западные идеологи реформ признают ее необходимость в переходный период. В странах, где государство пустило неподготовленную экономику на рыночное саморегулирование, результаты оказались существенно хуже, несмотря на многомиллиардную зарубежную помощь. Белорусское государство сконцентрировало внимание не только на переходных процессах, но, как и Китай, на модернизации экономики и ее адаптации к вызовам новой экономики ХХI века.

Третья – отказ от массовой приватизации и поддержка госсектора. Наши соседи обвальной приватизацией и последовавшими многочисленными переделами собственности разрушили свой индустриальный сектор и пытаются за счет иностранных инвестиций перейти к экономике «отверточной сборки». Общеизвестно, что экономика «отверточной сборки», принадлежащая иностранцам, неустойчива, резко увеличивает импорт и экспорт при незначительной добавленной стоимости и малой занятости.  Выбранная в Беларуси после 1995 г. модель параллельного развития государственного и создания частного сектора в целом оправдала себя.

Четвертая черта  – правильно выстроенные интеграционные отношения – позволила иметь доступ к более дешевым, чем у других, энергоносителям. Нефть и газ играют ключевую роль в экономике Беларуси: во-первых, страна имеет значительные нефтеперерабатывающие и нефтехимические мощности, во-вторых, она – ключевой транзитный канал для поставок российской нефти и газа в Европу. При этом российская цена на нефть и особенно газ в Европе сильно колеблется в разных странах и для разных покупателей. Беларусь блестяще воспользовалась этим обстоятельствам и получала, получает и, очевидно, будет получать нефть и газ по наиболее выгодным ценам хотя бы в силу своего географического положения.

Пятая характеристика – правильно выбранные в 1995 г. приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие и добавленный в 2006 г. приоритет – инновации.

Смешанность экономической  системы – еще одна черта нашей модели. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (не сориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.

Конец ХХ в. для экономики  Республики Беларусь был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, была разрушена административно-командная  система планирования и регулирования  экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную  государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы  хозяйствования, адаптировать предприятия  к условиям конкуренции на мировых  рынках товаров и услуг.

Период трансформации  экономики Беларуси можно разделить  на следующие этапы:

1991 – 1995 гг. – период  глубокого затяжного экономического  кризиса;

1996 – 2000 гг. – этап выхода  экономики из кризисного состояния  и углубления рыночных отношений;

2001 – 2005 гг. – и следующие  пятилетия – период на инновационный  путь устойчивого экономического  развития.

Экономический кризис проявился  в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения  и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей  страны за годы экономического кризиса  приведена в табл. 3.1. 

[10, с. 409]

Таблица 3.1.

Изменение основных экономических показателей 

Республики Беларусь за 1991 – 1995 гг.

 

Показатель

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1995 г. к 1990 г.

Валовой внутренний продукт %

98,8

90,4

92,4

88,3

89,6

65,3

Продукция промышленности, %

99,0

90,8

90,6

85,4

88,3

61,4

Продукция сельского 

хозяйства, %

95,1

91,5

103,7

85,6

95,3

73,6

Инвестиции в основной капитал, %

104,0

71,0

85,0

89,0

69,0

38,5

Индекс роста потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего  года), раз

1,8

16,6

21,0

20,6

3,4

43948,0

Реальные денежные доходы населения, %

100,2

80,2

115,9

90,8

73,5

62,2


 

Кульминационной точкой падения  производства и уровня жизни населения  стал 1995 г. По отношению к 1990 г. (наиболее благоприятному в дореформенный  период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 %, продукции промышленности – 61,4, сельского хозяйства – 73,6, инвестиций в основной капитал – 38,5%. Галопирующая инфляция за пятилетие  возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень  жизни снизился в 2 раза.

С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни населения, приостановить обвальный спад производства. В этом же году были сформированы и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 г. их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г, преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Динамика роста  основных экономических показателей 

Республики Беларусь в 1996 – 2000 гг.

 

Показатель

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2000 г. к 1995 г.

Валовой внутренний продукт %

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

135,8

Продукция промышленности, %

103,5

118,8

112,4

110,3

107,8

164,3

Производство потребительских  товаров, %

109,0

122,8

120,8

109,2

104,1

183,8

Продукция сельского 

хозяйства, %

102,4

95,1

99,3

91,7

109,3

96,9

Инвестиции в основной капитал, %

95,0

120,0

125,0

92,0

102,0

133,7

Индекс роста потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего  года), раз

1,4

1,6

2,8

3,5

2,1

46,1

Реальные денежные доходы населения, %

117,0

106,0

119,0

97,0

120,0

171,6


 

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением  сельского хозяйства, характеризуется  положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что  свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Данному процессу препятствуют высокая  степень износа активной части основных производственных фондов (до 80%), низкие коэффициенты их обновления, недостаточный  уровень использования современных технологий и конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного  периода, улучшить систему социальной защиты населения. Были обозначены также  новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных отношений  одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  в целях создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышения эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов повышения эффективности производства, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основными задачами реформирования отношений собственности являются следующие: создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

С середины 1996 г. наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки – начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Структурная  перестройка на данном этапе осуществлялась и продолжает осуществляться в соответствии с принятыми в стране специальными документами – Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, Национальной программой развития экспорта на 2000 – 2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и рядом других – путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки малого предпринимательства.

В качестве основных направлений структурных преобразований определены:

  • создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
  • опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
  • стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
  • развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
  • разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Реализация рассмотренных  выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в  макроэкономических показателях (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Индексы изменения  основных макроэкономических показателей 

Республики Беларусь за 1991 – 2004 гг.

 

Показатель

Темпы роста (снижения)

1991 – 1995 гг.

1996 – 2000 гг.

2001 – 2004 гг.

1

2

3

4

Валовой внутренний продукт, %

65,3

135,8

131,0

Продукция промышленности, %

61,4

164,3

137,0

Продукция сельского хозяйства, %

73,6

96,9

123,0

Инвестиции в основной капитал, %

38,5

133,7

153,0

Объем внешней торговли –  всего, %

В том числе:

        экспорт

        импорт

 

164,3

 

172,0

158,1

207,6

 

205,1

207,6

Производство потребительских  товаров, %

59,9

184,0

136,5

Индекс роста потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего  года), раз

43948,0

46,1

2,8

Розничный товарооборот, %

43,1

241,0

175,8

Платные услуги населению, %

35,7

150,3

148,7

Реальные денежные доходы населения, %

62,2

171,6

152,1

Уровень безработицы на конец  периода, % к экономически активному  населению

2,9

2,1

1,9

Информация о работе Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель