Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:04, шпаргалка
Типы рыночных структур: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Макроэкономика, ее методы и место в экономической теории.
Основные макроэкономические показатели (НД, ВВП, ЧНП).
Экономический рост: его сущность, типы, динамика. Факторы экономического роста.
Цикличное развитие экономики. Типы циклов.
Шпаргалки по экономической теории
ВОПРОСЫ:
1. Типы рыночных структур: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Полная противоположность совершенной конкуренции, одна фирма в отрасли (на рынке данной продукции).
100% продукции производится данной компанией, => данная компания определяет V продукции и устанавливает цену на продукцию => общество находится в зависимости от этой монополии.
Монополия свободная от состязания проявляет тенденцию к торможению технического прогресса, она не заинтересована в обновлении ассортимента производимой продукции, устанавливает не эквивалентные цены и тем самым паразитирует на теле общества.
Адам Смит видел в монополии экономическое зло.
Ленин рассматривал идею
монополии как признак последне
Концентрация – укрупнение масштабов отдельной фирмы в результате процесса накопления капитала. Накопление капитала происходит в результате превращения части прибыли в капитал через инвестирование.
Централизация – процесс объединения разных капиталов в один более крупный.
И концентрация, и централизация диктуются законами конкурентной борьбы.
Элементы чистой монополии существуют: в развитом хозяйстве есть тенденции к образованию естественных монополий – связана с использованием естественных ресурсов с использованием пространства, воды, электроэнергии, газа, нефти, связи.
Государственная или частная монополия.
В США 7% дают естественные монополии.
О монополии
Она оказывается в сфере
Объём производства, цены, инновации – решения проблем технического характера.
Естественные монополия, обладая финансовыми средствами, способны обеспечивать техническое перевооружение.
Как правило эти кампании имеют НИ-центр и решают прикладные задачи науки, внедряют инновации в своих сферах деятельности.
Естественные монополии
В рамках монополии обеспечиваются наиболее высокие социальные стандарты.
Вместе с тем в рамках монополии определяет антипод к современной конкуренции.
О тех отраслях общественного производства, где существует относительно большое количество (несколько десятков) частных фирм, обладающих относительно небольшими капиталами. (лёгкая промышленность, торговля, полиграфия).
Формы конкуренции:
Наиболее высокая степень
Олигополии наиболее близки к монополизации
и => за отраслями, где действуют
олигополии существует постоянный госконтроль,
который имеет правовую основу (в
США – антитрестовое
Горизонтальные слияния ведут к формированию трестов.
29-30ые – в США рухнули
Картель – сговор о ценах.
Эти компании боятся серьёзной конкуренции, т.к. каждая из таких компаний обладает серьёзной экономической властью (отдых людей,10 предприятий, работающих за пределами страны).
Конкуренция заторможена, неформальная конкуренция, лидерстово в ценах.
В этих олигополистических компаниях: полные издержки + норма прибыли от полных издержек.
На что пойдут средства:
Инновации, проведение исследовательских работ, социальные программы, переподготовка кадров.
Это служит методом выяснения информации. На этих ярмарках формируются определённые объёмы спроса.
Эффективность этой формы тоже достаточно высока:
Т.о. есть формально 4 формы конкурентной борьбы:
Конкуренция – явление многообразное
и поведение экономических
При этом значительную роль в конкурентной борьбе играет такой фактор как издержки капитала на производство и реализацию продукции. Принципы использования издержек примерно одинаковы.
2. Макроэкономика,
ее методы и место в
Макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики страны в целом, в масштабе совокупности всех отраслей народного хозяйства. Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем производства, общий уровень занятости, общий уровень цен, общий уровень дохода и других.
Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать (национальный продукт, занятость, инфляция, экономический рост, экономический цикл, макроэкономическая политика государства, внешнее взаимодействие национальных экономик).
Между микро- и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.
Основными целями, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
- определение объема
и структуры национального
- выявление факторов,
регулирующих занятость в
- анализ природы инфляции;
- изучение механизма
и факторов экономического
- теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Макроэкономика использует
в своем анализе
Основными макроэкономическими показателями, по которым судят о макроэкономической динамике национальной экономики: являются:
Общий уровень цен - средний уровень цен широкой группы товаров, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех цен на товары определенной совокупности. Индекс цен рассчитывают по следующей формуле:
цены текущего года
Индекс цен текущего года =
Процентная ставка - это плата за деньги, предоставляемые в кредит. В современном мире экономические субъекты широко пользуются кредитами, за пользование которыми устанавливается процент. Поскольку процентные ставки измеряют издержки использования денежных средств предпринимателями и вознаграждение за неиспользование денег потребительским сектором, то уровень процентных ставок играет значительную роль в экономике страны в целом.
Существует несколько видов процентных ставок, однако в макроэкономике используют такое обобщенное понятие как процентная ставка. Ставка процента находится под воздействием рыночного механизма: если предложение денег уменьшается, то процентные ставки увеличиваются, и наоборот.
Различают также номинальную и реальную процентную ставку. Различие заключается в том, что реальная процентная ставка получается путем корректировки номинальной процентной ставки с учетом существующего уровня инфляции.
Реальная ставка = Номинальная ставка - уровень инфляции
Следующий важный макроэкономический показатель - занятость. Данный показатель отражает соотношение между численностью взрослого трудоспособного населения, имеющего работу и численностью безработных в данной экономической системе. Одной из главных целей любой национальной экономики является обеспечение полной занятости. При этом под полной занятостью понимают полное использование всех пригодных трудовых ресурсов.
С понятием занятости тесно связано такое понятие как безработица. Безработица в рыночной экономике представляет собой циклические явления на рынке труда: выражающиеся в превышении предложения рабочей силы над спросом на нее.
Основным показателем
для исчисления безработицы и
для оценки занятости является норма
безработицы, которая определяется
по следующей формуле:
Норма безработицы
=