Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание работы

Типы рыночных структур: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Макроэкономика, ее методы и место в экономической теории.
Основные макроэкономические показатели (НД, ВВП, ЧНП).
Экономический рост: его сущность, типы, динамика. Факторы экономического роста.
Цикличное развитие экономики. Типы циклов.

Работа содержит 1 файл

0271118_AFFF7_shpargalka_po_ekonomicheskoy_teorii.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Шпаргалки по экономической теории

ВОПРОСЫ:

  1. Типы рыночных структур: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
  2. Макроэкономика, ее методы и место в экономической теории.
  3. Основные макроэкономические показатели (НД, ВВП, ЧНП).
  4. Экономический рост: его сущность, типы, динамика. Факторы экономического роста.
  5. Цикличное развитие экономики. Типы циклов.
  6. Циклы и кризисы.  Особенности экономических циклов.
  7. Сущность кредитных отношений. Принципы, функции, формы кредита.
  8. Структура кредитно-банковской системы России.
  9. Кредитно-денежная политика. Функции Центрального Банка.
  10. Сущность, роль и функции финансов.
  11. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
  12. Налоговая система. Принципы налогообложения. Функции и виды налогов. Кривая Лаффера.
  13. Занятость как экономическая проблема системы рыночного хозяйства.
  14. Рынок трудовых  ресурсов. Спрос и предложение на рынке трудовых ресурсов.
  15. Безработица: сущность, виды, последствия.
  16. Принципы организации системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.
  17. Потребительские предпочтения. Функция полезности. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия.
  18. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия.
  19. Равновесие потребителя. Принцип равной полезности.
  20. Выигрыш потребителя.
  21. Закон убывания предельной производительности. Стадии производства.
  22. Предельная норма технологического замещения. Взаимозаменяемость факторов производства и кривизна изоквант.
  23. Улучшение технологии и ее влияние на изокванты.
  24. Изменение масштаба производства. Увеличивающийся, постоянный и уменьшающийся эффекты масштаба производства.
  25. Анализ долгосрочных издержек: изменение размеров предприятия.
  26. Эффект увеличения масштаба производства и форма долгосрочной кривой издержек.
  27. Предельное условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде. Графический анализ изменения прибыли.
  28. Работа на уровне самоокупаемости совершенно конкурентной фирмы.
  29. Условие минимизации потерь. Условие прекращения деятельности конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
  30. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы. Факторы, определяющие краткосрочное рыночное предложение.
  31. Характеристика долгосрочного конкурентного равновесия совершенно конкурентной отрасли. Парадокс прибыли.
  32. Приспособление отрасли к увеличению и уменьшению спроса.
  33. Спрос на продукт монополиста. Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене для монополиста.
  34. Максимизация прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде.
  35. Долгосрочное монопольное равновесие. Монопольное предложение.
  36. Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции.

 

 

1. Типы рыночных структур: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

  1. Чистая монополия

Полная противоположность  совершенной конкуренции, одна фирма  в отрасли (на рынке данной продукции).

100% продукции производится данной компанией, => данная компания определяет V продукции и устанавливает цену на продукцию => общество находится в зависимости от этой монополии.

Монополия свободная  от состязания проявляет тенденцию  к торможению технического прогресса, она не заинтересована в обновлении ассортимента производимой продукции, устанавливает не эквивалентные цены и тем самым паразитирует на теле общества.

Адам Смит видел в  монополии экономическое зло.

Ленин рассматривал идею монополии как признак последней стадии развития капитализма, причём полагал, что монополия – есть факт современного капитализма. Монополия вырастает из объективных процессов развитой рыночной экономик: из процессов концентрации и централизации капитала и производства.

Концентрация – укрупнение масштабов отдельной фирмы в результате процесса накопления капитала. Накопление капитала происходит в результате превращения части прибыли в капитал через инвестирование.

Централизация – процесс объединения разных капиталов в один более крупный.

И концентрация, и централизация  диктуются законами конкурентной борьбы.

Элементы чистой монополии существуют: в развитом хозяйстве есть тенденции  к образованию естественных монополий  – связана с использованием естественных ресурсов с использованием пространства, воды, электроэнергии, газа, нефти, связи.

Государственная или частная монополия.

В США 7% дают естественные монополии.

О монополии

Она оказывается в сфере конкуренции, она испытывает воздействие конкуренции  и участвует в конкуренции:

  1. она выступает в качестве покупателя
  2. находясь в рамках конкуренции она образуется в издержках
  3. с развитием мирового хозяйства она оказывается в конкурентной системе мирового хозяйства
  4. монополия в рамках рыночной экономики обязательно находится под контролем государства в силу того, что в конституции записано обеспечивать конкуренцию

Объём производства, цены, инновации  – решения проблем технического характера.

Естественные монополия, обладая  финансовыми средствами, способны обеспечивать техническое перевооружение.

Как правило эти кампании имеют НИ-центр и решают прикладные задачи науки, внедряют инновации в своих сферах деятельности.

Естественные монополии обеспечивают серьёзные поступления в госбюджет.

В рамках монополии обеспечиваются наиболее высокие социальные стандарты.

Вместе с тем в рамках монополии  определяет антипод к современной  конкуренции.

  1. Монополистическая конкуренция

О тех отраслях общественного производства, где существует относительно большое  количество (несколько десятков) частных  фирм, обладающих относительно небольшими капиталами. (лёгкая промышленность, торговля, полиграфия).

Формы конкуренции:

  1. ценовая конкуренция
  2. качество (борьба за престиж торгового знака)
  3. предпродажное и послепродажное обслуживание продукта.
  4. Широкое использование потребительского кредита

Наиболее высокая степень экономической  эффективности.

  1. эффективность в распределении ресурсов, изготовление именно тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом.
  2. Эффективность в использовании ресурсов (производится большее количество продуктов из ограниченных ресурсов.
  3. Олигополии – относительно небольшое количество крупных фирм с активами 100 млн $, но в одной отрасли несколько фирм (в сфере тяжёлой промышленности. Машиностроение, металлургия, транспортное машиностроение, станкостроение). Капиталоёмкие отрасли создают возможности для крупных фирм.

Олигополии наиболее близки к монополизации  и => за отраслями, где действуют  олигополии существует постоянный госконтроль, который имеет правовую основу (в  США – антитрестовое законодательство). Запрещены горизонтальные олигополии, запрещён сговор о ценах и объёмах производства продукции.

Горизонтальные слияния ведут к формированию трестов.

29-30ые – в США рухнули тресты.

Картель – сговор о ценах.

Эти компании боятся серьёзной конкуренции, т.к. каждая из таких компаний обладает серьёзной экономической властью (отдых людей,10 предприятий, работающих за пределами страны).

Конкуренция заторможена, неформальная конкуренция, лидерстово в ценах.

  1. Принцип ценообразования.

В этих олигополистических компаниях: полные издержки + норма прибыли от полных издержек.

На что пойдут средства:

Инновации, проведение исследовательских  работ, социальные программы, переподготовка кадров.

  1. участвую в регулярно проводимых ярмарках, выставках.

Это служит методом выяснения информации. На этих ярмарках формируются определённые объёмы спроса.

Эффективность этой формы тоже достаточно высока:

  1. производится именно та продукция, которая имеет наибольший спрос.
  2. Эффективность в использовании ресурсов. Издержки гармонизируются и нормализуются.
  3. склонность к обновлению производства и продукции.

Т.о. есть формально 4 формы конкурентной борьбы:

Конкуренция – явление многообразное  и поведение экономических субъектов  в значительной степени определяется тем, в каких конкурентных условиях они действуют.

При этом значительную роль в конкурентной борьбе играет такой фактор как издержки капитала на производство и реализацию продукции. Принципы использования издержек примерно одинаковы.

 

 

2. Макроэкономика, ее методы и место в экономической  теории.

Макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики страны в целом, в масштабе совокупности всех отраслей народного хозяйства. Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем производства, общий уровень занятости, общий уровень цен, общий уровень дохода и других.

Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать (национальный продукт, занятость, инфляция, экономический рост, экономический цикл, макроэкономическая политика государства, внешнее взаимодействие национальных экономик).

Между микро- и макроанализом  нет непреодолимой границы. Обе  сферы человеческой деятельности на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

Основными целями, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

- определение объема  и структуры национального продукта  и национального дохода;

- выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах  национальной экономики;

- анализ природы инфляции;

- изучение механизма  и факторов экономического роста;

- теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные  величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдельной фирмы); средний уровень цен (а не цены на конкретные товары); уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

 

Основными макроэкономическими  показателями, по которым судят о макроэкономической динамике национальной экономики: являются:

  • общий уровень цен;
  • процентная ставка;
  • занятость;
  • национальный объем производства.

Общий уровень  цен - средний уровень цен широкой группы товаров, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех цен на товары определенной совокупности. Индекс цен рассчитывают по следующей формуле:

                  цены текущего года

                Индекс цен текущего года =                                            * 100%


                                                                     цены базисного года 

Процентная ставка - это  плата за деньги, предоставляемые  в кредит. В современном мире экономические субъекты широко пользуются кредитами, за пользование которыми устанавливается процент. Поскольку процентные ставки измеряют издержки использования денежных средств предпринимателями и вознаграждение за неиспользование денег потребительским сектором, то уровень процентных ставок играет значительную роль в экономике страны в целом.

Существует несколько  видов процентных ставок, однако в  макроэкономике используют такое обобщенное понятие как процентная ставка. Ставка процента находится под воздействием рыночного механизма: если предложение денег уменьшается, то процентные ставки увеличиваются, и наоборот.

Различают  также номинальную  и реальную процентную ставку. Различие заключается в том, что реальная процентная ставка получается путем корректировки номинальной процентной ставки с учетом существующего уровня инфляции.

Реальная  ставка = Номинальная ставка - уровень  инфляции

Следующий важный макроэкономический показатель - занятость. Данный показатель отражает соотношение между численностью взрослого трудоспособного населения, имеющего работу и численностью безработных в данной экономической системе. Одной из главных целей любой национальной экономики является обеспечение полной занятости. При этом под полной занятостью понимают полное использование всех пригодных трудовых ресурсов.

С понятием занятости  тесно связано такое понятие  как безработица. Безработица в  рыночной экономике представляет собой  циклические явления на рынке  труда: выражающиеся  в превышении предложения рабочей силы над спросом на нее.

Основным показателем  для исчисления безработицы и  для оценки занятости является норма  безработицы, которая определяется по следующей формуле:                       

                                                              Количество безработных

       Норма безработицы   =                                                                * 100%


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"