Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".
исследуемая функция производства зависит от двух факторов: труда и капитала и является частным случаем функции Кобба-Дугласа и имеет вид
факторы производства в определенных пределах будут взаимозаменяемыми
технология производства
в течение всего
Свойства стандартных изоквант аналогичны характеристикам кривых безразличия:
Изокванта, так же как и кривая безразличия, является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
Для любого заданного объема выпуска может быть проведена своя изокванта, отражающая различные комбинации экономических ресурсов, обеспечивающих производителю одинаковый объем производства (изокванты, описывающие данную производственную функцию, никогда не пересекаются).
Изокванты не имеют
участков возрастания (Если бы участок
возрастания существовал, то при движении
вдоль него увеличивалось бы количество
как первого, так и второго ресурса).
Изокоста
линия, демонстрирующая
комбинации факторов производства, которые
можно купить за одинаковую общую
сумму денег. Изокосту иначе называют
линией равных издержек. Изокосты являются
параллельными прямыми, поскольку допускается,
что фирма может приобрести любое желаемое
количество факторов производства по
неизменным ценам. Наклон изокосты выражает
относительные цены факторов производства
(рис. 21.5). На рис. 21.5 каждая точка на линии
изокосты характеризуется одними и теми
же общими издержками. Эти линии прямые,
поскольку факторные цены имеют отрицательный
наклон и параллельны.
Совместив изокванты
и изокосты, можно определить оптимальную
позицию фирмы. Точка, в которой изокванта
касается (но не пересекает) изокосты,
означает наиболее дешевую по стоимости
комбинацию факторов, необходимых для
выпуска определенного объема продукта
(рис. 21.5). На рис. 21.5 показан метод определения
точки, в которой минимизируются издержки
производства заданного объема производства
продукта. Эта точка расположена на самой
нижней изокосте, где изокванта соприкасается
с ней.
Взаимозаменяемость
факторов производства
Следует заметить, что
факторы обладают взаимозаменяемостью.
Она обусловлена разнообразными
потребительскими свойствами продукта.
В результате возможно любое производство
продукта или блага при использовании
различных факторов в разнообразных сочетаниях
и разнообразных пропорциях. Такая взаимозаменяемость
и пропорциональная количественная переменность
особенно типичны для современного производства
— от изготовления химических продуктов
до индустриального строительства жилых
зданий.
Взаимозаменяемость
факторов обусловлена не только спецификой
потребностей и конструктивных особенностей
изделия, но и, главным образом, ограниченностью
ресурсов, с одной стороны, и эффективностью
их использования — с другой.
Предприниматель выбирает такую
технологию производства, при которой
дефицитный или сравнительно дорогой
фактор используется в меньшей мере.
Именно этим обстоятельствам общество
обязано появлению высотных зданий
при ограниченности свободной земли,
полупроводников, заменителей, многообразных
моделей бензиносберегающих машин
и т.д.
21.
ОБЩИЙ ДОХОД — денежная выручка от продажи, произведение количества проданного товара на среднюю цену единицы продаваемого товара.
Вы?ручка (объём продаж) — бухгалтерский термин, означающий количество денег или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.
При?быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.
Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства (рис.13.1).
Величина же превышения доходов от
реализации продукции над ее экономическими издержками образует
экономическую или чистую прибыль, т.е. доход
предпринимателя , полученный сверх нормальной прибыли.
Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской, которая
представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных) платежей
фирмы. Стало быть, экономическая прибыль превышает бухгалтерскую на
величину внутренних издержек.
В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и
совокупными издержками:
TR-TC=p,
где: TR - совокупная выручка (доход);
TC - совокупные издержки;
p - прибыль.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К
внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме)
поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем
бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает
внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются:
• издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
• нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким
является предпринимательская способность.
Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую
прибыль.
22.
Как и в условиях
чистой монополии, при
фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон
вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не
означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие
прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции.
В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить
прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая
прибыли до нуля.
Рисунок 1а показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса
не будет столь крутой как при чистой монополии. Поэтому на рынке
монополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичной
убывающей кривой.
Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в
краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который
обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода
(MRsr=MC). Фирма производит объем продукции, назначает цену и достаточно
удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серым
прямоугольником.
23.
Чи?стая монопо?лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Наиболее благоприятным на рынке чистой монополии является
положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко
он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается
графическому анализу.
В условиях монополии цена
устанавливается на слишком высоком
уровне. Положения равновесия
максимальной прибыли для монополиста
определяется точкой Е, находящейся выше
точки пересечения кривых MR и МС
длительного периода и на одной вертикали
с ней. При этом Р превышает МС, а
монопольная прибыль показана виде
заштрихованного прямоугольника. Контроль
над монополией в интересах общества
снизит цену до уровня F, где линия
спроса пересекается с линией средних
долговременных издержек, ликвидировав
тем самым, сверхприбыль. Но более важно,
что этот контроль приближает цену к
уровню предельных издержек в точке G, в
которой общественные издержки и выгоды
для общества более или менее
уравновешиваются.
Общество, признавая, что монополия
нарушает процесс ценообразования,
относясь враждебно к монопольной
прибыли, или же по другим причинам,
может объявить монополию "общественно
полезным предприятием" и установить
контроль над ее ценами. Положение
равновесия, лишающее монополию
сверхприбыли.
24.
Экономические последствия монополии
В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения.
Максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.
Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника EFK. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.
Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор: максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти – одно из проявлений т.н. «X-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом Х.Лейбенстайном.
Конкурентное(Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.