Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

ответы на экзам вопросы.docx

— 113.00 Кб (Скачать)

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и  взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов  рынка. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, изменения  предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли  и т.д. а стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить что рыночный механизм проявляется  как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого  механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для  реализации рыночного механизма  не нужно ничего, кроме свободы  производителей и потребителей. Чем  полнее свобода, тем эффективнее  функционирует механизм саморегулирования  рыночной экономики.

13

 
 

Экономическая модель потребительского предпочтения базируется на нескольких основополагающих предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг. Эти  предположения остаются в силе для  большинства людей в большинстве  ситуаций.  
 
1. Предпочтения потребителей уже сформировались, и они могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских то варов и услуг. Потребитель из двух наборов, А и В, может предпочесть А вместо В или В вместо А либо будет одинаково удовлетворен обоими. При этом совершенно не обязательно, что потребитель может измерить интенсивность своих предпочтений. Достаточно того, что он знает, какой вариант лучше.  
 
2. Предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочтет набор А набору С. Транзитивность также подразумевает, что если потребитель не делает различия между наборами А и В и между В и С, то тогда он не должен делать различия между В и С.  
 
3. Все товары «хороши», т. е. желанны. Потребитель всегда предпочтет большее количество товара или услуг меньшему их количеству.

Рыночный спрос  формируется на основе решений, принимаемых  множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед  собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности, приобрести различные блага в  таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение. Такое поведение  потребителя в теории потребления  называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

14

Теория  предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Возникла в последней трети 19 в. в противовес теории трудовой стоимости К. Маркса. Разрабатывалась У. С. Джевонсом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария), К. Менгером, Э. Бём-Баверком (Австрия).

Кривая  безразличия кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето. Свойства кривых безразличия

  1. Кривые безразличия  не могут пересекаться.
  2. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.
  3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  4. Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

Кривая  безразличия показывает различные комбинации 2-х  экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

На рис.4.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается  количество блага Х и блага Y, между  которыми делает выбор потребитель.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.4.1б). Чем правее и  выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую  точку можно провести лишь 1 кривую.

Коэффициент субституции коэффициент взаимозаменяемости" (или "эластичность субституции") - показатель, определяющий относительную легкость замещения одного фактора производства другим. Идею о субъективной природе стоимости и потребностей отстаивал в работе "Стоимость и капитал" (1939). ХИКС Джон Ричард (1904-1983), британский экономист

Субституция - замена одного вида обеспечения кредита  другим обеспечением.

15

ТЕОРИЯ  ФИРМЫ — теория поведения фирмы в различных условиях (принципы и мотивы принятия решений о ценах, о выпуске продукции и ценных бумаг, инвестициях, организационной структуре, приобретении других фирм и слиянии с ними и т. д.).

Фирма {firm) - экономический агент, выполняющий три основные функции: закупка ресурсов (факторов производства), использование их для производства продукции, продажа этой продукции.

Мы уже упоминали  термин «факторы производства» («ресурсы»), когда формировали понятийный аппарат  экономики.

Целевые установки фирмы

Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой  коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения  и реализацию набора целевых установок  как тактического, так и стратегического  порядка. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций  на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли  является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими  целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой  выручки (продаж) при обеспечении  удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход  на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых  установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой  относится его деятельность, и  характером конкуренции в ней, а  также стадией цикла жизни  самого предприятия.

Создание ценностей - это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей  деятельности. Такое признание, в  свою очередь, обеспечивает предприятию  возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать  прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.

Для того чтобы  успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия  должны или выпускать на рынок  сравнимые товары с меньшими, чем  у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу  примерно одинаковых цен и более  низких затрат (стратегия меньших  издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).

Фирмы классифицируются по ряду критериев:

         > По виду хозяйственной деятельности  и  характеру  операций  фирмы

           делятся     на:     промышленные;     сельскохозяйственные     и

           агропромышленные;    торговые;    строительные;    транспортные;

           страховые, инжиниринговые; лизинговые  и др.

         > Промышленные компании составляют  одну  из  самых  многочисленных

           групп. К их числу относятся  фирмы, в которых 50% оборота  и более

           составляет продукция их собственных   предприятий.  Так,  в  США,

           Японии и ФРГ таких компаний  более 2 млн. Ведущее положение  среди

           них      принадлежит       автомобильным,       авиакосмическим,

           машиностроительным,    электротехническим,     электронным     и

           приборостроительным фирмам.

16

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

В России данная сфера деятельности регулируется Предпринимательским правом.

Всё многообразие предпринимательских структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства — индивидуальной, партнерства и корпорации.

Названные формы  делятся на 2 группы:

  • Частные (ИП и партнерства)
  • Общественные (корпорации)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"