Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

ответы на экзам вопросы.docx

— 113.00 Кб (Скачать)

7) Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке. Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает. Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.1. Экономическое поведение производителя (продавца):1) олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;2) полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:1) открытая;2) закрытая конкуренция.3. Степень дифференциации продукции:1) без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;2) с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.4. Степень использующихся действий:1) ценовая конкуренция;2) неценовая конкуренция;3) эффективная конкуренция .Выделяют два вида конкуренции:1) совершенную;2) несовершенную.

Основными методами конкурентной борьбы в современных  условиях являются:1. ценовые;2. неценовые;3. недобросовестные методы конкуренции.

Ценовые методы характеризуются  тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка  главным образом используется такой  прием как снижение цен. Большое  значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости  от изменения рыночной ситуации. Подводя  итоги, следует отметить, что в  современных условиях хозяйствования именно неценовые методы конкурентной борьбы, такие как: модификация свойств  товара; создание товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров; усовершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров  и т. д., - являются главными гарантами  роста конкурентоспособности товаропроизводителей. Недобросовестные методы конкуренции  в той или иной мере соседствуют  с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному  осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:1. промышленный шпионаж;2. промышленная контрразведка;3. подделка продукции конкурентов;4. воровство товарного знака; 5. прямой обман потребителей; 6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;7. подкуп должностных лиц (коррупция);8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

8) Спрос на какой-либо товар или услугу –отношение между ценой и кол-вом товара ,которое покупатели хотят и могут приобрести.. Различают: индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта; рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.(чем< цена товара, тем больше его кол-во хотят и могут приобрести). Факторы ,влияющие на спрос: неценовые(наличие или отсутствие товаров-субститутов, наличие комплементарных или дополняющих услуг, размеры доходов потребителей, полезность товара, изменение предпочтений потребителя, изменение числа покупателей на рынке, информационные ожидания)ценовые(изменение цены на изменение объема спроса, изменение реального дохода потребителя в результате изменения цен, замена одного товара на реальный доход потребителя). 

9

Предложение—  понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Предложение — определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.

Закон Предложения

    экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его  предложения на рынке, а со снижением  цены сокращается предложение при прочих равных условиях.

Факторы, приводящие к изменению предложения:

  • изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
  • перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен предложение (экономика) увеличивается)
  • количество товаропроизводителей

    Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Кривая предложения  строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение  расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

     

Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве  товара. Чем больше должен платить  предприниматель за труд, землю,  сырье, энергоносители и т.  п., тем ниже его прибыль и  тем меньше его желание предлагать  на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

3. Цели фирмы.  Основная цель любой фирмы  — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и  субсидии. Налоги влияют на расходы  предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на  иные товары также могут влиять  на предложение данного блага.  Например, резкое повышение цен  на нефть может привести к увеличению предложения угля.

10

Эластичность  спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность  спроса по цене

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность  спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.
 

Коэффициент Эластичности Спроса

    коэффициент, характеризующий степень изменения спроса на товары в результате изменения цен. Рассчитывается как отношение изменения спроса в количестве товара или услуги к изменению в цене в процентах.

      Коэффициент эластичности — мера измерения эластичности в микроэкономике.

Коэффициент эластичности вычисляется как отношение процентного  изменения величины спроса к процентному изменению цены:

D — спрос; P — цена

  • Если Е>1 , то спрос эластичен
  • Если 0<Е<1 , то спрос не эластичен
  • Если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность

Для подавляющего большинства товаров зависимость  между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю.

    11

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность  предложения зависит от:

  • особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
  • временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
  • зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

    Коэффициент Эластичности Предложения

    коэффициент, характеризующий соотношение между изменением количества предлагаемых товаров и услуг в процентах и изменением их цен, выраженное в процентах.

    12

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"