Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену.docx

— 332.23 Кб (Скачать)

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. 
 

24. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Связь эластичности с расходами потребителя и доходами на продавца.

Эластичность  показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

   Эластичность  спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.

   Эластичность  спроса по цене измеряется с помощью  коэффициента эластичности:

   Edp = DQd%/Dр% = (DQd /Dр)×(р/Qd) – коэффициент точечной эластичности.

   Edp = (DQd /Dр) × ((р1 + р2)/(Qd1 + Qd2)) - коэффициент дуговой эластичности.

   Qd - покупаемое количество блага;

   Р – цена этого блага.

   Эластичность  спроса по цене будет всегда отрицательной  величиной, т.к. числитель и знаменатель  коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для экономистов важно  абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï.

   Если  Edp > 1., то спрос на товар является эластичным по цене;

   Если  Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене;

   Если  Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной;

   Если  Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене;

   Если  Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичный по цене.

   Графики эластичности спроса по цене. 

                   1. Edp > 1 - сильная реакция спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2 ,а общая выручка Р× Q возрастает. 
               
               
               
               
               
               
               
               

                 

                  2. Edp < 1 - слабая реакция спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, так что общая выручка Р×Q падает. 
               
               
               
               
               

                  3. Edp = 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной. 
             
             
             
             
             

                 

                 4. D1 показывает, что возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. 
             
             
             
             
             
             
             
             

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  1. Наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.
  2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
  3. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
  4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.

   Перекрестная  эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.

   Индекс  перекрестной эластичности Edс = DQd% товара Х / Dр% товара У.

   Edс = (DQх/Dру) (ру/Qх).

  1. Если х и у – независимые товары, то Edс = 0;
  2. Если х и у – взаимозаменяемые товары, то Edс > 0;
  3. Если х и у – взаимодополняющие товары, то Edс < 0.
 

25. Эластичность спроса по доходу. Законы Энгеля.

Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.

   EdI – коэффициент эластичности спроса по доходу.

   EdI = DQd%/DId% = (DQ / DI)×(I/Qd).

   Значение  EdI зависит от характеристики товара.

  • Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или полноценного» товара;
  • Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;
  • EdI = 0 – для нейтральных товаров.

   Значение  EdI для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:

  • если товар первой необходимости, то 0 < EdI < 1;
  • для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;
  • для товаров длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1.

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Для большинства  нормальных товаров кривая  Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х. Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая  Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя. Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы  Энгеля:

      1. При неизменных ценах на все  блага часть семейного бюджета,  расходуемая на продукты потребления,  имеет тенденцию к уменьшению  при возрастании доходов семьи.

      2. Потребление образовательных, юридических,  медицинских услуг и услуг,  связанных с отдыхом, имеет  тенденцию возрастать быстрее,  чем возрастают доходы.

      И хотя эти закономерности были выявленные больше 100 лет назад, в их справедливости легко убедиться, наблюдая сегодняшнюю  экономику. 

26. Эластичность предложения. Пределы ее изменения.

   Эластичность  предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

   Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения.

   Реакция предложения на изменение цены может  быть:

   а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично (рис. 2.3.1);

    б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.3.2);

    в) единичная  реакция предложения по цене - Esp = 1 (рис. 2.3.3). 
 
 
 
 
 
 
 

   Возможны 2 крайних случая:

  1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.
  2. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  1. мобильность ресурсов;
  2. время.

Обычно при  оценке эластичности предложения рассматриваются  три временных периода –  кратчайший, короткий, долгий.

   В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не изменяет S.

   В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1.

   Долгий  период предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение  количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем  в двух предыдущих случаях. 

27. Фирма: сущность, виды, целевая функция. Организационные формы предпринимательства.

    Фирма – это организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли.

    Фирма - это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:

    1) каждая фирма принимает единое  решение, как если бы она  состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать  фирму как первичную, единую  компоненту производственного процесса, а домохозяйства - аналогичной  компонентой процесса потребления;

    2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель - получить максимальную прибыль;

    3) фирмы являются полновластными  пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм  аналогична роли, которую играют  домохозяйства на рынке товаров  и услуг. 

    Фирма, как правило, выступает в статусе  юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.

    Цели  фирмы:

    Максимизация  прибыли

    Получение плановой рентабельности, т. е. экономической  прибыли >0

    Достижение  безубыточности, т. е. прибыль = 0

    Минимизация убытков.

    Сохранение  фирмы на рынке (избежать банкротство)

    Захват  рынка с помощью ценовой войны

    Устранение  конкурента методами недобросовестной конкуренции.

Индивидуальные  предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, не посредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"