Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 04:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
111
8. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма. Отрицательные и положительные внешние эффекты.
Позитивные | Негативные |
1. Эффективное
распределение ресурсов. |
1. Угасание конкуренции.
2. Неравное распределение дохода. 3. Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития. 4. Нестабильность: инфляция и безработица. 5. Отрицательное влияние монополий. |
Внешние эффекты (экстерналии) - это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (еще раз напомним, не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике.
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и MEС) (на рис. 19.5 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).
Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара: Qр > Qs, a Pp < Ps.
Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.
Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (ТЕВ и МЕВ) (на рис. 19.6 предполагаются наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).
Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии являются недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции: Qр < Qs и Pp < Ps.
Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.
Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». (Эти потери (DWL) на рис. 19.5 и 19.6 показаны заштрихованными площадями.) В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и те, и другие отрицательно влияют на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например экологических.
9. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики.
Экономические
функции современного государства
довольно многообразны и сложны. Каждая
функция государства имеет
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
А теперь рассмотрим некоторые из функций
— Стимулирование сбалансированного экономического роста:
Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно—кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию.
— Обеспечение занятости:
Особо следует
выделить функцию обеспечения занятости.
Это одна из наиболее острых проблем
в современной рыночной системе.
Механизм рынка не реализует автоматически
право на труд для тех, кто может
и хочет работать. Для эффективной
работы рынка требуется оптимальной
резерв рабочей силы. Это ставит
перед государством немало сложных
проблем. Его обязанностью становится
регулирование рынка рабочей
силы с целью поддержания
— Регулирование цен:
В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования.
— Создание правовой основы:
Государство разрабатывает
и принимает законы, определяющие
права собственности, регулирующие
предпринимательскую
— Распределение ресурсов:
Рыночные механизмы
не обеспечивают рационального, с общественной
точки зрения, распределения ресурсов.
В этих случаях государство берет
на себя функцию установления административных
ограничений и стандартов, специальных
налогов и дотаций, финансирования
производства общественных благ или
непосредственного управления их производством.
Через регулирование инвестиций
государство оказывает
— Регулирование рынка труда:
Важная роль
отводится государственному регулированию
рынка труда, на котором производится
оценка стоимости рабочей силы, определяются
условия ее найма, в том числе
оплата и условия труда, возможность
профессионального роста, гарантии
занятости и т.д. В нем отражаются
основные тенденции в разделении
труда, мобильность рабочей силы,
масштабы и динамика безработицы. Для
обеспечения социальной стабильности
в обществе и предотвращения стихийного
развития миграционных процессов государством
принимаются меры по упорядочению и
регулированию миграционных потоков,
вводятся системы иммиграционного
контроля, пресекаются незаконные действия
в этой сфере, систематически анализируется
состояние социально—трудовой сферы,
разрабатываются социальные программы
содействия занятости и т.д.
10. Три основные модели организации экономики: чисто рыночная, центрально-управляемая, смешанная.
Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.
Возникнув
много веков назад, рыночная экономика
достигла высокого уровня развития, стала
цивилизованной и социально ограниченной.
Характеристика
рыночной экономики
1) основа экономики — частная собственность на средства производства; 2) многообразие форм собственности и хозяйствования; 3) свободная конкуренция; 4) рыночный механизм ценообразования; 5) саморегулирование рыночной экономики;
7) минимум вмешательства государства в экономику | |
|
|
2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. |
1) усиливает социальное
неравенство в обществе;
2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др. |
Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характер- но централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.
Основные черты административно-командной экономики:
1) основа — государственная собственность;
2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная
экономика — это рыночная система со
свойственной ей социальной ориентацией
экономики и общества в целом. Интересы
личности с ее многосторонними потребно
стями выдвигаются в центр социально-экономического
развития страны.
11. Собственность: понятие, виды и место в системе экономических отношений.
Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к набору прав: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит собственности в системе общественных отношений.
Во-первых, собственность — это основа, фундамент любой системы общественно-экономических отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.