Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену.docx

— 332.23 Кб (Скачать)

111

8. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма. Отрицательные и положительные внешние эффекты.

Позитивные Негативные
1. Эффективное  распределение ресурсов.                               2. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.                                                                    3. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен.                                                       4. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.                                                                                    5. Инициирование и оптимальное использование результатов научно- технического прогресса. 1. Угасание конкуренции.

2. Неравное распределение  дохода.

3. Расточительное  и неэффективное производство, нестабильность  развития.

4. Нестабильность: инфляция и безработица.

5. Отрицательное  влияние монополий.

Внешние эффекты (экстерналии) - это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (еще раз напомним, не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и MEС) (на рис. 19.5 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и  совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся  на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые  были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара: Qр > Qs, a P< Ps.

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного  блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно  подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.

Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (ТЕВ и МЕВ) (на рис. 19.6 предполагаются наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких  сделок, а устанавливающиеся на рынке  равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом  позитивной экстерналии являются недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции: Qр < Qи P< Ps.

Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с  позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». (Эти потери (DWL) на рис. 19.5 и 19.6 показаны заштрихованными площадями.) В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и те, и другие отрицательно влияют на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например экологических.

9. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики.

Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно  − политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для  достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций  государства:

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим некоторые из функций

— Стимулирование сбалансированного экономического роста:

Одна из важнейших  функций — стабилизация экономики  и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно—кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию.

— Обеспечение занятости:

Особо следует  выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем  в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может  и хочет работать. Для эффективной  работы рынка требуется оптимальной  резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных  проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей  силы с целью поддержания определенного  уровня занятости, материального обеспечения  людей, утративших рабочие места  или не сумевших найти их.

— Регулирование цен:

В сферу деятельности государства входит и регулирование  цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура  цен объективно отражают состояние  экономики. В свою очередь, цены активно  влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с  этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования.

— Создание правовой основы:

Государство разрабатывает  и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных  продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением  законов создаются специальные  органы.

— Распределение ресурсов:

Рыночные механизмы  не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет  на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных  налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или  непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие  на темпы и пропорции общественного  производства, используя при этом финансовый и кредитно—денежный  механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных  инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть  ссудного процента за счет собственных  средств. Такая политика требует  от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием  проектов.

— Регулирование рынка труда:

Важная роль отводится государственному регулированию  рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе  оплата и условия труда, возможность  профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для  обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и  регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного  контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется  состояние социально—трудовой сферы, разрабатываются социальные программы  содействия занятости и т.д. 

10. Три основные модели организации экономики: чисто рыночная, центрально-управляемая, смешанная.

Рыночная экономика — это экономическая система,  основанная на принципах  свободного предпринимательства, многообразия  форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими  субъектами, ограниченного вмешательства  государства в хозяйственную деятельность. Она присуща  социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

  Возникнув много веков назад, рыночная  экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной.  

      Характеристика рыночной экономики 

     
        Основные черты рыночной экономики: 
         

      1) основа экономики — частная собственность на средства производства;

    2)  многообразие форм собственности и хозяйствования;

    3) свободная конкуренция;

    4) рыночный механизм ценообразования;

    5) саморегулирование рыночной экономики;

    6) договорные отношения между хозяйствующими субъекттами;

    7) минимум вмешательства государства в экономику

      Основные достоинства:
      Основные недостатки:
      1) стимулирует высокую эффективность производства;

    2) справедливо распределяет

      доходы по результатам труда;

    3) не требует большого аппарата

      управления и др.

    1) усиливает социальное неравенство в обществе;

    2) вызывает нестабильность

    в экономике;

    3) безразлична к ущербу,

    который может наносить бизнес человеку и природе и др.

 

  Административно-командная  экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим  на себя функции  организатора хозяйственной деятельности общества. Все  экономические и природные ресурсы  находятся в собственности  государства. Для административно-командной экономики характер- но централизованное директивное планирование, предприятия действуют  в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

  Основные черты  административно-командной экономики:

1) основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Смешанная  экономика  органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и  даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — это рыночная система со  свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно стями  выдвигаются в центр социально-экономического развития страны. 

11. Собственность: понятие, виды и место в системе экономических отношений.

Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам. В  определенных исторических условиях отражался конкретный  тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к набору  прав: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Для более полного представления о собственности следует  определить то место, которое принадлежит собственности в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность — это основа, фундамент любой системы общественно-экономических отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"