Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 04:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;
2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;
3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;
4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.
Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:
1) увеличение
спроса вызывает рост и
2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
4) окращение
предложения влечет за собой
увеличение равновесной цены
и уменьшение равновесного
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
В условиях свободной
конкуренции под воздействием законов
рыночного ценообразования цена
выравнивается автоматически. Однако
рыночное ценообразование может
быть нарушено либо деятельностью монополий,
либо вмешательством государства, волевым
способом устанавливающего цены выше
или ниже точки равновесия. В таких случаях
говорят о ценах «пола» и «потолка».
16. Кривые безразличия. Предельные нормы замещения.
Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковуюполезность и по отношению к выбору которых он безразличен.
MRS =
ΔQ2 / ΔQ1.
Предельная норма замещения- мы отказываемся от одного блага в угоду другого блага.
17. Потребность
и полезность блага. Закон
Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):
где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.
В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.
Принцип предельной
полезности сводится к следующему:
ценность блага данного рода определяется
полезностью предельного
Закон убывающей предельной
полезности утверждает, что в непрерывном
акте потребления предельная полезность
блага начинает уменьшаться. Отсюда
следует необходимость
18. Бюджеты потребителей, цены и доходы. Бюджетные ограничения.
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах
Изменение
цены на один из товаров
при неизменном доходе и цене другого
товара изменит наклон бюджетной линии,
равный отношению цен.
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
19. Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.
РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (англ. consumer equilibrium) — структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.
Максимизация Полезности
один из постулатов неоклассической экономической теории, согласно которому каждая отдельная личность или компания, организация, опираясь на имеющиеся возможности и информацию, старается извлечь максимальную пользу и прибыль
20. Модель потребительского выбора. Предпочтения потребителя.
Средний
потребитель – это вполне разумный
человек, который пытается так распорядиться
своим денежным доходом, чтобы извлечь
из него как можно большее
Мы можем считать также, что средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.
Оптимальным
потребительским выбором
Оптимальным называется выбор потребителя, приносящий ему максимум пользы и минимум затрат.
21. Кривая «доход-потребитель».
Построение кривой Энгеля.
Если одновременно снижается Рх и Ру, то это означает увеличение реального дохода потребителя и равномерное смещение бюджетной линии вправо. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».
Линия «доход-потребление» связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров х и у изменяется с ростом дохода.
Зависимость
объема спроса на благо от дохода потребителя
в графическом виде называется
кривой Энгеля.
Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходом спросом (рис. 3.5.2).
Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши (рис. 3.5.3). Если доход меньше, чем I`, то благо вообще недоступно.
Кривая
Энгеля для некачественных товаров. Потребление
их растет, пока доход не достигнет уровня
I`.
22. Кривая «цена-потребление» и выведение кривых спроса.
Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.
Кривая
«цена-потребление»
Кривая индивидуального спроса на товар х.
х
– нормальное благо.
Рыночный спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.
Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.
1
23. Влияние изменения цен на доход и взаимосвязь товаров. Эффект дохода и эффект замещения.
Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят 2 процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е в точку Е1 (рис.4.5). Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1.
Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия ЕЕ2на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.
Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.