Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание работы

.Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория, ответы.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Излишек потребителя и производителя

Поэтому потребитель  выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного  треугольника РDЕРe (рис. 6.2).

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS

19. Сущность и функции денег,  их виды.

Возникновение денег  связано с развитием товарного  производства и обмена.Деньги представляют собой товар, который имеет способность обмениваться на другие различные товары и услуги, а также является средством для осуществления расчетов. Сущность денег заключается в обладании следующими качественными признаками:

1) удобством пользования, заключающимся в узнаваемости и различаемости разновидностей денег;2) неподдельностью, т. е. сложностью производства фальшивых денежных средств;3) однородностью, т. е. деньгам, обладающим одинаковым достоинством, присуща равная покупательная способность;4) делимостью – способностью денежных единиц разделяться на части, что позволяет производить размен денег;5) износостойкостью, выражающейся в применении денег на протяжении длительного периода времени.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  • Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Виды денег:

  • Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) — это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены.
  • Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.

 

20.Товар  и его свойства: полезность и  цена.

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи[1], продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления.

Любому товару свойственны  натурально—вещественная форма, а  также обладание социально—экономической  характеристикой. Предназначение товара заключается в удовлетворении потребностей общества, а не самого производителя, т. о., товар обладает общественной потребительской стоимостью. Свойство товара, способное удовлетворить любую потребность человека, формирует потребительскую стоимость. В основном она находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара. В процессе постоянного развития общество открывает более новые свойства товаров, что формирует существование потребительской стоимости во все времена по их производству. В случае, если товар не будет обладать потребительской стоимостью, он не будет реализован. Для того чтобы потребительская стоимость обрела форму товара, ей необходимо стать продуктом труда с целью производства для других людей либо она должна поступать в процессе обмена. Для полного становления потребительского товара обладания данной стоимостью недостаточно, необходимо иметь меновую стоимость.

Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированной количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, соотношение известного количества потребительских стоимостей определенного вида товара на количество потребительских стоимостей другого вида образует меновую стоимость.

При осуществлении  обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей в среднем притягиваются к определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны между собой. Общей основой для всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный труд на их изготовление, поскольку он делает их количество соизмеряемым.

Создание стоимости  товара возникает в производстве, а ее обнаружение – только в  процессе обмена посредством сравнения  различных вещей по отношению  друг к другу меновой стоимостью. Свойство товара, лежащее у него внутри, является его стоимостью, а внешнее проявление путем обмена – меновой стоимостью.

Товар обладает двойственностью: потребительской стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется  двойственным характером труда, т. к. труд является и абстрактным, и конкретным.

Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов и т. д.

Конкретный труд – это трудовые затраты, выраженные в целесообразной форме. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя различен по виду труда, характеру выполняемых операций, а также по использованию средств производства.

Труд любого производителя  товара является составной частью общественно  необходимого труда. Однако товаропроизводители, которые основываются на частной  собственности, во многих случаях заблаговременно  не знают о потребностях общества, т. о., они работают на собственном риске, и их труд является частным.

Противоречивость  характера между общественным и  частным трудом исключается путем  продажи товаров, но может возникнуть такое обстоятельство, что на товар  не будет спроса и он станет невостребованным, в результате труд товаропроизводителя  становится независимым от общественного  и теряет свою стоимость.

 

Полезность товара

Полезность - это  способность товара удовлетворять  какую-либо потребность покупателя. Эта способность товара и представляет его ценность в глазах покупателя. Покупатель ценит не количество затраченного труда, а необходимость, полезность данного товара именно для данного  покупателя. Всякий товар, чтобы быть проданным, должен обладать полезностью  для покупателя. При этом выделяют два вида полезности.

Абстрактная, или  родовая полезность - это способность  товара удовлетворять какую-либо потребность  всех людей. Конкретная полезность - субъективная оценка полезности данного товара для  данного покупателя. Таким образом, ценность товара - это конкретная полезность, субъективная оценка необходимости  этого товара для конкретного  покупателя.

Цена

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

21. Теория потребительского поведения.

Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес в теории экономического развития.

Чтобы его понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.

1. Разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность. Иначе говоря, он хочет приобрести максимум товаров и услуг при минимуме расходов. Такой «шаг» потребителя рассматривается как разумное поведение.

2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.

3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими возможными исключениями ¾ Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии ¾ все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.

4. Цены. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему хотелось бы. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров и услуг, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей. В связи с этим возникает вопрос: как потребителю удается, не выходя за пределы своего бюджета, приобрести именно те товары и услуги, при помощи которых можно максимизировать удовлетворение потребностей? Ответ на этот вопрос лежит в правиле максимизации полезности. Однако сейчас по-новому рассмотрим действие закона спроса в рыночной экономике.

22. Кругооборот благ и  доходов.

Блага и ресурсы, использующиеся в экономическом  обороте, в определенной последовательности осуществляют перемещение между  агентами, действующими в экономике, путем обменных процессов ими  между собой. Осуществление такого обмена возможно только при помощи специализации функционирующих  различных агентов экономики  в производственных процессах, а  также при реализации многих благ и услуг, представленных в виде предприятий, домашних хозяйств, структур государства. Однако в их число функций включено и выполнение различной общественно  полезной деятельности. Дополнение специализации  осуществляется одновременно путем  присоединения кооперации агентов  экономики, выражающегося в обмене благами и ресурсами между  собой.В экономической системе  страны или региона обменный процесс представляет собой кругооборот любых благ и ресурсов с движением навстречу доходов и расходов.

Анализ качества их состава и направления, количества данных потоков является важнейшим  рассматриваемым вопросом для экономистов. Путем проведения анализа возникает  возможность своевременного выявления  диспропорций в хозяйственном процессе государства, которое влечет за собой  обострение проблем инфляции и безработицы  населения.

Ученые—экономисты проводят анализ движения данных потоков  путем применения затруднительных  экономико—математических моделей. Используемые модели подвергаются компьютерной обработке  данных показателей, что в дальнейшем дает возможность рассчитать всевозможные варианты, которые основаны на учете  множества переменных значений. Одновременно применяют упрощенные графические  модели с целью наглядности иллюстрации  перемещения потоков благ, ресурсов и доходов.

Для этой модели характерно применение неско.ль—ких видов производственных факторов. На основании них в экономической теории существует классификация существующего множества производственных ресурсов, таких как земля, рабочая сила, капитал и способности предпринимателей. На рынке ресурсов происходит установление стоимости на данные факторы. В этом случае предприятиям принадлежит роль представителей спроса, в то время как домашние хозяйства выступают в качестве агентов по предложению факторов. Установление стоимости на товары и услуги происходит на продуктовом рынке. Домашним хозяйствам на данном рынке предопределена функция предъявителей спроса, а фирмам – выполнение функции представителей предложения готовых изделий.

Кроме этой модели кругооборота благ и доходов, существует кругооборот с учетом правительственной  роли. Эта модель основывается на выполнении роли государством в учете движения благ и ресурсов, т. е. оно выступает в роли регулятора экономики.

Существуют различные направления политики государства в экономике:

1) перераспределение имеющихся доходов для снятия напряженности в социальной сфере;

2) разработка правовой базы;

3) способствование деятельности социальных институтов, а также системы безопасности и др.;

4) регулирование роста уровня инфляции и безработицы, а также стабилизация экономической системы для исключения диспропорций в макроэкономике;

5) защита прав конкурентных отношений на рынке и ограничение развития монополизации;

6) исключение негативных результатов деятельности рынка;

7) корректировка механизма функционирования рынка по поводу распределения ресурсов для структурной перемены продукта, производимого внути страны.

Несомненно, для  осуществления реализации данных функций  необходим большой объем денежных средств, которые формируются в  государственном бюджете, путем  взимания определенных сумм налоговых  платежей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"