Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:59, шпаргалка
.Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
15.Основные черты рыночной
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С позиции истории бизнеса рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и господстве соответствующих институтов. По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.
Основные черты рыночной экономики
- Наличие разнообразных и равноправных
форм частной собственности, обеспечивающих
экономическую самостоятельность и независимость
хозяйствующих субъектов. Экономическая
свобода дает производителю возможность
выбора видов и форм деятельности и осуществление
этой деятельности в любой допускаемой
законом форме, а для потребителя - возможность
в пределах своих денежных доходов для
удовлетворения своих потребностей покупать
те товары и услуги, которые они считают
необходимыми. Свобода потребительского
выбора имеет в рыночной экономике особое
значение, ибо свобода предпринимательства
производна, она определяется потребительским
выбором. Рыночное хозяйство отличает
суверенитет потребителя. Именно потребитель
решает, что должно производиться.
Рынок представляет собой многосложную
систему, посредством которой бесчисленные
индивидуальные, свободно выбранные решения
учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;
- Саморегулирование хозяйственной деятельности.
Рыночный механизм обеспечивает самонастройку
экономических процессов на ра-циональный,
эффективный режим хозяйствования;
- Всеобщность рынка - проникновение рыночных
отношений во все сферы общественного
производства. Объектами купли-продажи
в рыночной экономике являются земля и
природные ресурсы, деньги, валюта, ценные
бумаги, информация, труд и т.д. Однако
в любой рыночной экономике есть сферы,
на которые рыночные отношения не распространяются
и которые централизованно регулируются
государством;
- Контрактные (договорные) отношения между
взаимодействующими экономическими субъектами.
Отношения между последними устанавливаются
не государственными планами, программами,
приказами, а самостоятельно и добровольно
на основе договоров, контрактов, соглашений.
При этом договор - это не только юридически
оформленный документ, но практически
любое экономическое действие (покупка
товара в розничном магазине — это контракт
между продавцом, который должен предоставить
товар, и покупателем, который должен его
оплатить). Контракт - это любой акт экономического
взаимодействия, который в явном или неявном
виде предполагает соблюдение сторонами
определенных условий. Именно через договоры,
контракты независимые субъекты рынка
реализуют свои интересы.
Принцип договорных отношений есть одновременно
и принцип обязательности их соблюдения;
- Экономическая ответственность. В условиях
рыночной экономики всякое предприятие
функционирует на началах самофинансирования,
самообеспечения и, естественно, само
отвечает по своим обязательствам принадлежащим
ему имуществом, денежными активами. В
рыночной экономике ответственность возникает
и становится действительной в силу господства
частной собственности;
- Конкуренция, состязательность, объективно
порождаемая свободой предпринимательства,
свободой выбора и личным интересом. Именно
конкуренция между покупателями и продавцами,
стремящимися добиться своих целей за
счет конкурентов, и конечное соглашение
между ними приводит к формированию рыночных
цен. Конкуренция между производителями
заставляет их производить именно те товары,
которые необходимы покупателям, и производить
их наиболее эффективным способом;
- Свободное ценообразование. В рыночной
системе цены никем не устанавливаются,
они являются результатом взаимодействия
спроса и предложения. Цена в рыночной
экономике - это важнейший инструмент,
который обеспечивает эффективное распределение
ограниченных ресурсов общества в соответствии
с его потребностями.
Все эти особенности рыночного хозяйства
и предопределяют характер ответов на основные
вопросы экономики:
"Что производить?"
- решает покупатель (потребитель), который
предъявляет спрос, а производитель стремится
удовлетворить желание по-требителя.
"Как производить?"
- на этот вопрос отвечает производитель:
"так, чтобы максимизировать прибыль".
"Для кого производить?"
- для того, кто предъявил спрос, кто может
купить.
Исторический опыт доказал, что рыночная
организация экономики оказалась наиболее
эффективной экономической системой,
прежде всего потому, что она требует наименьших
издержек при решении основных вопросов
экономики.
Если сравнивать рыночную систему с командно-административной
(централизованно-управляемой), то к преимуществам
рыночной экономи-ки следует отнести:
- высокую способность к оперативному удовлетворению
разнообразных потребностей людей, повышению
качества товаров и услуг;
- свободу выбора и действий потребителей
и производителей;
- эффективное распределение ресурсов
в соответствии с потребностями общества;
- гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся
условиям;
- максимальное использование достижений
и стимулирование научно-технического
прогресса;
- невозможность хронического товарного
дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет
к росту цен и повышает выгодность вложения
средств именно в производство дефицитного
продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
- создание стимулов к труду. Единственно,
что дефицитно в условиях рынка - это деньги,
но их дефицитность и заставляет людей
работать.
Однако при всех достоинствах рынка надо
помнить о том, что он имеет свои пределы
в возможностях оптимально распределять
ресурсы и целый ряд имманентно (внутренне)
присущих ему недостатков .
16. Спрос и факторы, влияющие на него.
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.
Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.
Свойства кривой
D:
1) убывающая;
2) тангенс угла наклона отрицательный;
3) отражает обратную зависимость между
P и Q.
Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы
где Pa– цена
данного товара;
Pn – цена товаров-заменителей;
Pm – цена на дополняющие товары;
I – доход покупателя;
M – вкусы и предпочтения покупателя.
Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Изменение объема спроса и функции спроса
Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).
Спрос на товары по-разному
реагирует на изменение факторов,
его определяющих. Степень чувствительности
спроса к изменению различных
факторов (цена товара, доход потребителя,
цены товаров-заменителей и
I. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении цены (DP) на 1 %
Коэффициент EP(D) всегда отрицательный, так как по закону спроса P и Q изменяются в противоположном направлении.
Эластичность спроса
по цене зависит:
а) от степени необходимости (чем она больше,
тем ниже эластичность);
б) количества товаров-заменителей (чем
их больше, тем больше возможность найти
замену подорожавшему товару, т.е. выше
эластичность);
в) факторов времени (чем его больше, тем
легче потребителю отреагировать на изменение
цены, т.е. выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
1. Неэластичныйспрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 7.2,а).
2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение QD (рис. 7.2,б).
Рис. 7.2. Графики спроса с различной эластичностью по цене
3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD (рис.7.2,в).
4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD (кривая D0 на рис. 7.2, в).
5. Абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную чувствительность QD к малейшему изменению P (EP(D) = ): незначительный рост P приводит к падению QD до нуля, а незначительное снижение P – к увеличению QD до бесконечности (кривая D¥ на рис. 7.2,в).
II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 %.
В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:
1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая D1 на рис.7.3).
2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории, например заменители масла), (кривая D2 на рис.7.3).
3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1 % (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода) – кривая D3.
Рис. 7.3. Варианты зависимости спроса от дохода
III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB):
Знак коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:
– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис. 7.4);
– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сократится (кривая D2 на рис. 7.4).
Рис. 7.4. Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
17. Предложение и факторы, влияющие на него.
Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения.
Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене.
Кривая предложения
(S) показывает, какое количество товара
производители могут продать
при различных уровнях цены (рис.
5.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена
(P) на товар, при прочих равных условиях,
тем больше объем предложения (Q), и наоборот.
Свойства кривой S:
1) возрастающая;
2) тангенс угла наклона положительный;
3) отражает прямую зависимость между P
и Q.
Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы
где, PA – цена
данного товара;
PX, PУ – цены на экономические
ресурсы;
Nt – применяемая технология;
T – налоги и дотации.
Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2 (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Изменение объема предложения и функции предложения
Изменение неценовых факторов (PL, PK, Nt, T), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 5.1). Т.е. при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).
Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%
Коэффициент ES всегда положительный, т.к. по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении. Т. к. производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.
1. Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис. 5.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).
2. В короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены) (кривая S1). Т.е. с ростом спроса (D->D1) значительное изменение цены (P0->P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).
3. В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0->P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES>1).
Рис. 5.2. Влияние фактора времени на эластичность предложения
Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя для реагирования на изменения цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.
18. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 6.1).
Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.
Рис. 6.1. Рыночное равновесие
Но состояние
равновесия на рынке неустойчиво, т.к.
изменения рыночного спроса и
рыночного предложения вызывают
изменение рыночного
Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 6.1,а).
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.