Рынок земельных ресурсов в современной российской экономике. Перспективы развития земельного рынка

Автор: a*****************************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы, цель которой – изучение сущности, форм и динамики земельной ренты, цены земли. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- изучить специфику рынка земли;
- рассмотреть цену земли и факторы, определяющие цену на землю;
- дать понятие ренты;
- охарактеризовать формы земельной ренты;
- проанализировать рынок земельных ресурсов на современном этапе;
- выявить проблемы и определить перспективы развития земельного рынка.

Содержание

Введение 2
1. Специфика спроса и предложения на рынке земли 5
1.1. Специфика рынка земли 5
1.2. Цена земли и факторы, определяющие цену на землю 6
2. Сущность и формы земельной ренты 11
2.1. Понятие ренты 11
2.2. Формы земельной ренты 13
3. Рынок земельных ресурсов в современной российской экономике. Перспективы развития земельного рынка 20
3.1. Рынок земельных ресурсов РФ на современном этапе 20
3.2. Проблемы и перспективы развития земельного рынка 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Земельная рента.docx

— 410.69 Кб (Скачать)

      Таким образом, в сельском хозяйстве, как  и в других отраслях, капиталисты-предприниматели  получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам  осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с  ним. Однако поскольку конкуренции  не удается преодолеть барьер частной  собственности на землю, землевладельцы «перехватывают» у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты.

      4. Строительная рента.

      Земли, предназначаемые для строительных целей, регулируются этим видом земельной  ренты. Она характеризуется преобладающим  влиянием местоположения, что очень  важно, например, для строительных участков в больших городах, преобладанием  монопольной цены во многих случаях. Строительную ренту повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который  или присоединяется к земле или  размещен на ней: промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и другие хозяйственные сооружения.4

      5. Лесная рента.

      Лесные  земли как объект лесопользования  в экономическом смысле ценны  не сами по себе, а ресурсами - древесиной, рекреацией. Платежи за лесопользование  зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту  в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит  собственнику лесного фонда.

      При государственной собственности  на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи  за лесопользование есть рентный  налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный  налог устанавливается меньше ренты  или не берется совсем в случаях: когда на арендатора возлагаются  расходы по восстановлению и воспроизводству  лесных ресурсов; или помимо воспроизводства  лесных ресурсов арендатору доверяется инвестировать рентный доход  как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства. Рентный  налог устанавливается равным ренте, если: воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных  средств; или часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение  лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные  цели. Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без  обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может  иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок  и заработной платы рабочих.

      Обобщая материал, изложенный во второй главе  курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

      Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно  не связанного с предпринимательской  деятельностью.

     Особой  формой ренты является земельная  рента, связанная с аграрными  отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Сущность земельной ренты в том, что она является экономической формой реализации прав собственности на землю.

     Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной.  

 

3. Рынок земельных  ресурсов в современной  российской экономике.  Перспективы развития  земельного рынка

3.1. Рынок земельных  ресурсов РФ на  современном этапе

      Земельный рынок России уже существует. Это  один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в  стране с 1990 года. Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ряд федеральных  нормативных правовых актов и  аналогичных актов субъектов  Федерации устанавливают право  собственности физических и юридических  лиц на землю, дающее возможность  покупки и продажи земельных  участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.

      Однако  российский земельный рынок еще  очень слаб. Ограниченность его двояка: во-первых, общие земельные ресурсы  России не беспредельны, во-вторых, что  важнее всего, главным распорядителем земель у нас по-прежнему остается государство. До сих пор основным способом вовлечения государственной  земельной собственности в рыночный оборот остается сдача ее в аренду. При этом площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет примерно 4,1 процента от земельного фонда  РФ. (Рис. 3.1, 3.2)

      

                                                 1997                              2006                             2009

      Источник: http://www.land-in.ru/.

      Рис. 3.1. Данные о земельных ресурсах Российской Федерации

      (1997-2009 гг., млн.га)

      

      Источник: http://www.land-in.ru/.

      Рис. 3.2. Структура земельного фонда Российской Федерации 

      (на 1 января 2009 г.)

      Российский  рынок земельных ресурсов в последние  годы становится всё привлекательнее  для инвесторов. Причин этому явлению  множество: от практического неконтролируемого  разрастания денежной массы на руках  у населения, до вполне успешных преобразований в области земельного законодательства в Российской Федерации. Сделки с  земельными ресурсами регистрируются всё чаще, но рынок земли в России всё ещё имеет более чем  значительный потенциал, который до сих пор инвесторами не раскрыт.5

      Представленные  в табл. 3.1 данные, полученные на основании государственной отчетности, свидетельствуют о явном и устойчивом преобладании арендных отношений среди прочих видов сделок с землей (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 0,42–0,45 процента земельного фонда.

      Цены  за аренду государственных земель устанавливались  постепенно, по мере вовлечения земельных  участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых исследователей, выявить круг факторов, от которых  устойчиво зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям.

      Таблица 3.1

      Виды  земельных сделок

     
  2007 год 2008 год 2009 год
Виды  сделок Кол-во сделок (площадь  в Га) В % Кол-во сделок (площадь  в Га) В % Кол-во сделок (площадь  в Га) В %
Всего 5 226 629

(72 150 706)

100 5 271 174

(60 347 313)

100 5 556 327

(69 955 514)

100
В том числе:
Аренда  государственных и муниципальных  земель
  4 733 347

(72 028 548)

90,56 4 728 690

(60 213 760)

89,7 5 025 656

(69 791 128)

90,4
Продажа прав аренды государственных и муниципальных  земель
  8 104

(6 844)

0,16 15 605

(4 999)

0,3 6 936

(24 553)

0,12
Продажа государственных и муниципальных  земель
  22 191

(15 821)

0,42 23 969

(4 375)

0,45 24 465

(16 257)

0,45
Купля-продажа  земли гражданам и юридическим  лицам
  291 771

(45 361)

5,58 315 508

(55 618)

6,0 305 692

(48 381)

5,5
Дарение
  22 443

(5 832)

0,43 23 441

(6 027)

0,44 24 576

(6 948)

0,5
Исследование
  147 533

(47 606)

2,82 161 912

(61 668)

3,07 167 512

(67 410)

3,0
Залог 
  1 240

(694)

2,02 2 039

(866)

0,04 1 490

(837)

0,03

      Источник: http://www.land-in.ru/.

      В целом администрации большинства  субъектов Федерации при формировании арендных цен руководствуются действующими ставками земельного налога и соответствующими коэффициентами, чья величина зависит  от ценности территории, целевого использования  земель и категории арендаторов. При этом спрос и предложение  также учитываются. В среднем по России в 2009 году арендная плата (за квадратный метр) для предприятий торговли и сервисного обслуживания в городах и населенных пунктах составила 50,6 рубля, а в сельских населенных пунктах - 4,8 рубля, для городских промышленных предприятий - 4,1 рубля и 0,62 рубля - для промышленных предприятий, расположенных в сельской местности; частные арендаторы-предприниматели платили в городах и поселках 34,4 рубля, в сельских населенных пунктах - 23,1 рубля. Самый большой размер арендной платы для предприятий торговли зафиксирован в 2009 году в Санкт-Петербурге - в среднем 400,8 рубля, и в городах и поселках Омской области - 186,2 рубля. Индивидуальным городским и поселковым предпринимателям больше всего пришлось заплатить на территории Республики Саха (Якутия) - 619,3 рубля и Липецкой области - 400 рублей.

      Значительное  распространение получили сделки по продаже прав аренды. В 2009 году права аренды были выкуплены на 6 936 земельных участках площадью 24 533 гектаров в 46 субъектах РФ. Лидерство здесь принадлежало Москве (1 693 сделки, 217,5 гектаров) и Нижегородской области (1 172 сделки, 35 гектаров).

      Судя  по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2009 году пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.

      Продажа государственных и муниципальных  земель гражданам началась в соответствии с указами Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы  в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 года и «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность  земельных участков под этими  объектами» от 22 июля 1994 года. Если поначалу удалось пробудить довольно активный интерес к приобретению земельных  участков в основном для индивидуального  жилищного строительства, личного  подсобного хозяйства, садоводства (в 1993 году оказались проданными 137,3 тысячи участков площадью свыше 57 тысяч гектаров), то затем интерес начал падать. После 1993 года общее число продаж ежегодно стало сокращаться в полтора-два раза (в 1998 году состоялось только 11,5 тысячи сделок с участками общей площадью 7,5 тысячи гектаров). С 1999 года количество продаж вновь начало расти. В 2009 году зарегистрировано уже 24 465 сделок на общую площадь 16257 гектаров. Земли по-прежнему приобретались главным образом с целью строительства индивидуальных домов, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и садоводства (21 356 сделок на общую площадь 2 992,5 гектара). Обладателями наибольших площадей - в сумме 11 383 гектаров - стали всего 90 фермеров. Граждан, пожелавших приобрести земли для предпринимательских (несельскохозяйственных) целей, оказалось намного больше - 1 439, но сторговали они всего лишь 429 гектаров, в среднем по 30 соток каждый.

      В 35 субъектах РФ приватизированные  предприятия выкупили 473 участка  общей площадью 1 125,6 гектара, в том  числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что  почти в два раза ниже показателей 1999 года и близко к значениям 2008 года.

      По 2009 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом). Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на землю. Это понятие появилось в первые годы аграрной реформы. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня сложившейся рыночной цены на типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.

      Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов  РФ. Почти в трети субъектов  РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу - от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.

      В табл. 3.2 приведены показатели нормативной цены земли без учета тех субъектов РФ, где она определяется как кратная ставкам земельного налога.

      Таблица 3.2

     Нормативная цена земли в РФ (в рублях на квадратный номер)

     
 
Виды  использования земель
Минимальные значения Максимальные  значения
2008 2009 2008 2009
1. Города и поселки городского  типа

Личное подсобное  хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство

  0,005 0,005 1200 1440
садоводство 0,009 0,009 1162 1162
промышленное, коммерческое 0,7 0,007 3600 3600
2. Сельские населенные пункты

Личное подсобное  хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство

  0,002 0,002 81,8 81,8
садоводство 0,002 0,002 60 60
иные  цели 0,1 0,1 900 900
3. Вне населенных пунктов
садоводство 0,002 0,002 60 60
сельскохозяйственное  производство 0,01 0,01 24,4 24,4
промышленное, транспорт 0,8 0,06 450 4500

Информация о работе Рынок земельных ресурсов в современной российской экономике. Перспективы развития земельного рынка