Автор: a*****************************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Вышесказанные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы, цель которой – изучение сущности, форм и динамики земельной ренты, цены земли. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- изучить специфику рынка земли;
- рассмотреть цену земли и факторы, определяющие цену на землю;
- дать понятие ренты;
- охарактеризовать формы земельной ренты;
- проанализировать рынок земельных ресурсов на современном этапе;
- выявить проблемы и определить перспективы развития земельного рынка.
Введение 2
1. Специфика спроса и предложения на рынке земли 5
1.1. Специфика рынка земли 5
1.2. Цена земли и факторы, определяющие цену на землю 6
2. Сущность и формы земельной ренты 11
2.1. Понятие ренты 11
2.2. Формы земельной ренты 13
3. Рынок земельных ресурсов в современной российской экономике. Перспективы развития земельного рынка 20
3.1. Рынок земельных ресурсов РФ на современном этапе 20
3.2. Проблемы и перспективы развития земельного рынка 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы «перехватывают» у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты.
4. Строительная рента.
Земли,
предназначаемые для
5. Лесная рента.
Лесные земли как объект лесопользования в экономическом смысле ценны не сами по себе, а ресурсами - древесиной, рекреацией. Платежи за лесопользование зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда.
При
государственной собственности
на лесной фонд лесная рента, как правило,
облагается налогом. Любые платежи
за лесопользование есть рентный
налог. Рентный налог может быть
меньше, равен или больше ренты. Рентный
налог устанавливается меньше ренты
или не берется совсем в случаях:
когда на арендатора возлагаются
расходы по восстановлению и воспроизводству
лесных ресурсов; или помимо воспроизводства
лесных ресурсов арендатору доверяется
инвестировать рентный доход
как общественный ресурс в развитие
лесопромышленного
Обобщая материал, изложенный во второй главе курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.
Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Сущность земельной ренты в том, что она является экономической формой реализации прав собственности на землю.
Земельная
рента выступает в двух основных
формах - абсолютной и дифференциальной.
Земельный рынок России уже существует. Это один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в стране с 1990 года. Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ряд федеральных нормативных правовых актов и аналогичных актов субъектов Федерации устанавливают право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.
Однако
российский земельный рынок еще
очень слаб. Ограниченность его двояка:
во-первых, общие земельные ресурсы
России не беспредельны, во-вторых, что
важнее всего, главным распорядителем
земель у нас по-прежнему остается
государство. До сих пор основным
способом вовлечения государственной
земельной собственности в
Источник: http://www.land-in.ru/.
Рис. 3.1. Данные о земельных ресурсах Российской Федерации
(1997-2009 гг., млн.га)
Источник: http://www.land-in.ru/.
Рис. 3.2. Структура земельного фонда Российской Федерации
(на 1 января 2009 г.)
Российский
рынок земельных ресурсов в последние
годы становится всё привлекательнее
для инвесторов. Причин этому явлению
множество: от практического
Представленные в табл. 3.1 данные, полученные на основании государственной отчетности, свидетельствуют о явном и устойчивом преобладании арендных отношений среди прочих видов сделок с землей (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 0,42–0,45 процента земельного фонда.
Цены за аренду государственных земель устанавливались постепенно, по мере вовлечения земельных участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых исследователей, выявить круг факторов, от которых устойчиво зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям.
Таблица 3.1
Виды земельных сделок
2007 год | 2008 год | 2009 год | ||||
Виды сделок | Кол-во сделок (площадь в Га) | В % | Кол-во сделок (площадь в Га) | В % | Кол-во сделок (площадь в Га) | В % |
Всего | 5 226 629
(72 150 706) |
100 | 5 271 174
(60 347 313) |
100 | 5 556 327
(69 955 514) |
100 |
В том числе: | ||||||
Аренда
государственных и | ||||||
4 733 347
(72 028 548) |
90,56 | 4 728 690
(60 213 760) |
89,7 | 5 025 656
(69 791 128) |
90,4 | |
Продажа
прав аренды государственных и | ||||||
8 104
(6 844) |
0,16 | 15 605
(4 999) |
0,3 | 6 936
(24 553) |
0,12 | |
Продажа
государственных и | ||||||
22 191
(15 821) |
0,42 | 23 969
(4 375) |
0,45 | 24 465
(16 257) |
0,45 | |
Купля-продажа земли гражданам и юридическим лицам | ||||||
291 771
(45 361) |
5,58 | 315 508
(55 618) |
6,0 | 305 692
(48 381) |
5,5 | |
Дарение | ||||||
22 443
(5 832) |
0,43 | 23 441
(6 027) |
0,44 | 24 576
(6 948) |
0,5 | |
Исследование | ||||||
147 533
(47 606) |
2,82 | 161 912
(61 668) |
3,07 | 167 512
(67 410) |
3,0 | |
Залог | ||||||
1 240
(694) |
2,02 | 2 039
(866) |
0,04 | 1 490
(837) |
0,03 |
Источник: http://www.land-in.ru/.
В
целом администрации
Значительное распространение получили сделки по продаже прав аренды. В 2009 году права аренды были выкуплены на 6 936 земельных участках площадью 24 533 гектаров в 46 субъектах РФ. Лидерство здесь принадлежало Москве (1 693 сделки, 217,5 гектаров) и Нижегородской области (1 172 сделки, 35 гектаров).
Судя по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2009 году пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.
Продажа
государственных и
В 35 субъектах РФ приватизированные предприятия выкупили 473 участка общей площадью 1 125,6 гектара, в том числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что почти в два раза ниже показателей 1999 года и близко к значениям 2008 года.
По 2009 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом). Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на землю. Это понятие появилось в первые годы аграрной реформы. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня сложившейся рыночной цены на типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.
Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ. Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу - от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.
В табл. 3.2 приведены показатели нормативной цены земли без учета тех субъектов РФ, где она определяется как кратная ставкам земельного налога.
Таблица 3.2
Нормативная цена земли в РФ (в рублях на квадратный номер)
Виды использования земель |
Минимальные значения | Максимальные значения | ||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | |
1.
Города и поселки городского
типа
Личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство | ||||
0,005 | 0,005 | 1200 | 1440 | |
садоводство | 0,009 | 0,009 | 1162 | 1162 |
промышленное, коммерческое | 0,7 | 0,007 | 3600 | 3600 |
2.
Сельские населенные пункты
Личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство | ||||
0,002 | 0,002 | 81,8 | 81,8 | |
садоводство | 0,002 | 0,002 | 60 | 60 |
иные цели | 0,1 | 0,1 | 900 | 900 |
3. Вне населенных пунктов | ||||
садоводство | 0,002 | 0,002 | 60 | 60 |
сельскохозяйственное производство | 0,01 | 0,01 | 24,4 | 24,4 |
промышленное, транспорт | 0,8 | 0,06 | 450 | 4500 |