Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Цена земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: рассмотреть особенности рынка земли.
Задачи курсовой работы:
1) изучить и проанализировать экономическую литературу;
2) изучить спрос и предложение на рынке земли;
3) рассмотреть вопросы ренты и арендной платы;
4) изучить вопрос «цена земли»;
5) проанализировать рынок земельных ресурсов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Рынок земельных ресурсов:
1.1. Предложение на рынке земли. …………………………………….5
1.2. Спрос на рынке земли ……………………………………………...6
1.3. Равновесие на рынке услуг земли…………………………………8
2. Земельная рента:
2.1. Понятие земельной ренты. Арендная плата.……………………10
2.2. Виды земельной ренты:
2.2.1. Дифференциальная рента…………………………………12
2.2.2. Абсолютная рента…………………………………………15
2.2.3. Монопольная рента……………………………………......15
3. Цена земли……………………………………………………………….17
4. Развитие земельного рынка в России:
4.1. Анализ функционирования и развития рынка земельных ресурсов в России......................................................................................................21
4.2. Пути совершенствования земельного рынка…………………....25
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 706.63 Кб (Скачать)

4.2. Пути совершенствования  земельного рынка.

Российское землепользование уникально в мире по своим масштабам, оно отличается глубокой и многомерной  региональной дифференциацией по природно-климатическим  условиям, степени антропогенного освоения, уровню урбанизации и индустриализации, разнообразию населяющих различные территории страны национально-этнических групп. Отсюда понятно, с каким необычайно сложным, жизненно важным фактором общественного воспроизводства мы имеем дело, насколько опасно оставлять его вне сферы государственного управления и как необходимо срочно восстановить такое управление в максимально полном объеме.

Для эффективного управления земельно-недвижимым достоянием России, бесспорно, требуется орган, который осуществлял бы общегосударственную координацию деятельности в данной сфере, занимался комплексным, системным решением возникающих здесь крупных хозяйственных проблем.

В конечном счете, задача состоит в том, чтобы радикально пересмотреть концепцию управления земельно-недвижимым комплексом, выявить механизмы его воздействия на эффективность экономического развития регионов и страны в целом. Представляется необходимым на принципиально новой концептуальной основе создать. Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса, которое должно будет заниматься институциональным, инфраструктурным и экономическим обеспечением процесса формирования нового земельного строя в России и комплексного освоения совокупного земельно-недвижимого экономического ресурса. В составе такого министерства должны быть соответствующие службы и агентства, специализированные на оказании услуг по созданию полноценной информационной базы о земельно-недвижимом ресурсе, ее использованию в прогнозах, программах и проектах развития земельно-недвижимых объектов. Параллельно с системой государственного управления следует стимулировать в установленных границах участие в управлении и негосударственных организаций разных типов и форм собственности.

  Необходимо организовать в дополнение к модернизированной кадастровой системе совмещенный по времени и месту комплексный мониторинг экономического пространства, причем так, чтобы соединить в единой информационной «оболочке» привязанные по месту и времени «наслоения» разнородных информационных массивов. Для этого нужно решить еще один не терпящий отлагательства вопрос – отказаться от профессионально ущербной методики массовой кадастровой оценки земельно-недвижимых объектов и освоить в практической оценочной деятельности профессионально полноценные методические разработки.

  Далее необходимо разработать стандарты эффективности использования земельно-недвижимого ресурса. Для этого потребуется составить комплексные схемы рациональной экономико-землеустроительной организации производственной структуры региональных социально-экономических комплексов и оптимизации механизмов их функционирования. Эти схемы по идее не заменяют детализированные комплексные межотраслевые и отраслевые целевые программы, но обладают вполне конкретным методическим преимуществом. Суть в том, что в современных оптимизационных моделях регионального развития его территориально-земельное основание вводится в расчеты в усредненных количественных характеристиках, зачастую без учета сложной системы внутренних и внешних связей и зависимостей, без должного учета дифференциации его экономического содержания на макро-, мезо- и особенно микроуровне. Поэтому и региональные программы социально-экономического развития носят в известной мере абстрактный, упрощенный характер.

Важный момент грамотного управления земельно-недвижимым достоянием России – приведение рынка земельно-недвижимых объектов к цивилизованным стандартам. Центральной здесь является задача создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

В «пакете» этих задач на первое место нужно поставить  затянувшееся на долгие годы создание таких структур, как Земельный  банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами, причем не только залога, но и сдачи в аренду, внесения в качестве пая в уставной капитал совместных предприятий, наконец, страхования от недобросовестных сделок с землей. И все это – с квалифицированным учетом специфики земельного участка. [2, с. 1]

Серьезным тормозом развития полноценного сбалансированного рынка  земельно-недвижимых объектов остается дефицит, а по большому счету –  просто отсутствие полноценных статистических данных по конъюнктуре спроса и предложения. Нельзя установить крайне необходимые  для расчетов равновесной рыночной стоимости земельных ресурсов ценовые  притязания одних и ценовые ожидания других партнеров по фиксируемым  в статистике конечным результатам  сделок. Нужна объективная информация об интересах, оценках, установках и мотивах поведения участников рынка. На основе нынешней статистики стратегические перспективы развития земельного рынка определять просто невозможно.

 

 

 

 

Заключение.

В ходе выполнения данной курсовой работы был рассмотрен вопрос земельного рынка в современной России, его проблем и перспективы развития.

Основной целью земельной  реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет. Реформа проводилась поэтапно: после революционных преобразований и последующей стихийной приватизации, похожей на передел собственности, следует этап осторожно закрепляющий достигнутое и зарождающий цивилизованные рыночные отношения.

Российский земельный  рынок пока еще очень слаб, этому  свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния  экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования.  Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке.

   В настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. Неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

Государственная кадастровая  оценка земель необходима для создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов. Оценка проводится одновременно на всей территории Российской Федерации, с использованием единых методических, нормативно-технических документов и программных средств, что дает возможность получить сопоставимые показатели стоимости земель на всей территории страны. Кадастровая оценка очень сильно разница с рыночной стоимостью, в меньшую сторону для последней. Это показывает несовершенство взаимосвязей системы кадастровой оценки и рыночных механизмов.

  В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма:  разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного  состояния земельного рынка в  России выступает большие затраты  на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

 

Библиография

  1. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. http://www.aup.ru/books/m63/13/htm.
  2. Земля – рынок, прогнозы, аналитика. http://www.vdv-rielt.ru/help/analytics/land.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономистъ, 2003.
  4. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, изд-во “ACA”, 2003.
  5. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. – Управление земельными ресурсами – Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск – Питер -2005г.
  6. Лукьянчикова А.А. «Анализ состояния и реформирования земельных отношений в регионе» - Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2007г. - №3
  7. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М., 2002.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Москва. «Норма-ИНФРА-М»., 2002.
  9. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Книга 1. Глава 10. Земельная рента. Москва, 1962г.
  10. Экономика. Учебник под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект, 2001.
  11. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2005.
  12. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. «Питер Паблишинг», 1997. – 480 с.: ил.
  13. www.kadastr.ru.

    

 


Информация о работе Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Цена земли