Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Теоритические аспекты рынка труда.
2.Влияние дохода на функционирование рынка труда.
3.Государственное регулирование и государственные институты на рынке труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности рынка труда……………………………………………….5
1.1. Сущность рынка………………………………………………………..5
1.2. Структурная особенность рынка труда……………………………….6
1.3. Спрос и предложение на рынке труда………………………………..7
Глава 2. Влияние дохода на функционирование рынка труда………………...11
2.1. Эффект замещения и эффект дохода………………………………...11
2.2. Регулирование рынка, воздействие на спрос и предложение……...12
2.3. Механизм формирования заработной платы ……………………….13
2.4. Различия в заработной плате……..…………………………………..17
Глава 3. Государственные институты на рынке труда…………………………19
3.1. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России…………………………………………………..19
3.2. Перспективы развития рынка труда …………………………………21
3.3. Институт профсоюзов………………………………………………...23
Заключение ……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая рынок труда.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

   В России кризис системы государственных  профсоюзов обозначился еще в  дореформенный период, когда начали создаваться независимые  профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе  последующих реформ российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие современной системе трудовых отношений:

   - независимые от государства объединения трудящихся;

   - право на проведение забастовок;

   - свобода заключения коллективных договоров;

   - механизм трехсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства.

   Эти изменения были закреплены в законе "О коллективных договорах и  соглашениях", положениях Правительства РФ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений".

   Необходимо  учитывать тот исторический факт, что объединения работников способствовали институциональным изменениям, в результате которых получили распространения капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные технологические и организационные нововведения. Это согласуется с историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших групп наемных работников навязывала корпорациям постоянную заботу о развитии капиталоемких способов производства и о минимизации использования труда. Объединения занятых работников в профсоюзы - это единственная возможность повысить эффективность рынка труда в условиях монопсонии или олигопсонии.

   Индивидуализация  собственности предполагает создание более конкурентных условий для  перелива ресурсов в перспективные  отрасли промышленности. Таким образом, приватизация, создающая множество частных собственников, является одной из предпосылок реструктуризации промышленности. Реформирование трудовых отношений в постсоветском обществе основывается на совершенно иных подходах, требующих собственных, кардинально отличающихся институциональных механизмов. Индивидуализация рынка труда, расширяющаяся в России, ставит наемных работников в положение, противостоящее односторонней монопсонии, что снижает Парето-эффективность распределения трудовых ресурсов. Ситуации с односторонне доминирующими группами работодателей можно противопоставить коллективное взаимодействие заинтересованных групп работников. В России подобное взаимодействие групп в будущем развития рынка труда должно привести к формированию законодательной системы, генерирующей эффективные институты.

   Для того чтобы профсоюзы, как объединения  по защите прав наемных работников, стали значимым социально-экономическим  институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в  представлении рабочих обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в частности, индивидуалистическими.

   Не  все меры государственной политики развитых стран на рынке труда  могут быть применены в условиях российской экономики. Политика государства  в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и институциональной структуры в целом. Институционализация рынка труда в экономике страны является частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов и других представителей общественных наук (социологов и политологов), не имеет однозначного решения, - проблемы институциональных изменений.

   Формирование стабильной институциональной структуры экономики представляет собой закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций (которые могут принимать как легальную, так и нелегальную, теневую форму), обеспечивающих систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.

   Переходная  экономика характеризуется разрушением старых институтов и формированием новых. Деинституционализация рынка труда представляет собой процесс формирования неэффективных локальных институциональных структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монопсонизацией.

   На  практике закрепляются институты, которые  при значительном увеличении числа  индивидов, следующих определенными  ими правилами и ограничениями, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой  применяется данный институт. Отдача от функционирования института представляет собой отношение между количеством блага, которое дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению. Для возникновения возрастающей отдачи института группа должна быть достаточно большой. Действия в рамках таких институтов будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения правил и ограничений, предписываемых институтом нет необходимости для насилия или какого-либо другого принуждения. Здесь выбор индивиды делают сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача от институтов, закрепляющих правила солидарного поведения на рынках монопсонии.

   Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существует солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.

   Создание  социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.

   В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в  ближайшем будущем они все  еще не будут оказывать достаточного  влияния, а следовательно развитие эффективности рынка труда в России в данном направлении наблюдаться не будет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

   Нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах, может быть по-настоящему эффективным. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

   В политике занятости подавляющего большинства  стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что  является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости. 
 

   Список  использованной литературы

    1. Капелюшкин Р. Российская модель рынка труд, М., «Перспектива», 2005г.

    2. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения, М., «Перспектива», 2005г.

    3. Одегов Ю.Г. Рынок труда (Практическая макроэкономика труда), М., «Альфа-пресс», 2007г.

    4. Павленков В.А. Рынок труда: занятость, безработица, М., «Издательство МГУ», 2004г.

    5. Петюх В.М. Рынок труда, г. Киров, «АСА», 2000г.

    6. Рофе А.И. Рынок труда, М., «МИК», 2003г.

    7. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда, М., «Экзамен», 2004г.

    8. Рынок труда строительной индустрии. Результаты анализа для Российско-Югославского совместного предприятия «ГИНТ-М», М. «Accelerating Your Business», 2006г.

    9. Февралев А. Рынки М., «РБК», 2007, №3 стр.98-99.

    10. Федосеев В.В. Экономико-математические  модели и прогнозирование рынка труда, М., «Вузовский учебник», 2005г.

    11. Чапек В.Н. Рынок труда, М., «Феникс», 2005г.

    12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории, г. Киров, «АСА», 1999г.

    13. http://www.aup.ru/

    14. РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://www.rbc.ru/

    15. E-xecutive – Сообщество менеджеров http://www.e-xecutive.ru/

Информация о работе Рынок труда