Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:43, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Теоритические аспекты рынка труда.
2.Влияние дохода на функционирование рынка труда.
3.Государственное регулирование и государственные институты на рынке труда.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности рынка труда……………………………………………….5
1.1. Сущность рынка………………………………………………………..5
1.2. Структурная особенность рынка труда……………………………….6
1.3. Спрос и предложение на рынке труда………………………………..7
Глава 2. Влияние дохода на функционирование рынка труда………………...11
2.1. Эффект замещения и эффект дохода………………………………...11
2.2. Регулирование рынка, воздействие на спрос и предложение……...12
2.3. Механизм формирования заработной платы ……………………….13
2.4. Различия в заработной плате……..…………………………………..17
Глава 3. Государственные институты на рынке труда…………………………19
3.1. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России…………………………………………………..19
3.2. Перспективы развития рынка труда …………………………………21
3.3. Институт профсоюзов………………………………………………...23
Заключение ……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………………………………………29
Сумма, которую фирма может потратить на найм работников и оплаты их труда ограничена выручкой от продажи изготавливаемых товаров, прочими затратами на производство, нормальной прибылью владельцев фирм.
Если из выручки вычесть прочие затраты и нормальную прибыль, то получится сумма, которую владелец фирмы может выплатить своим наёмным работникам. Понятно, что при прочих равных условиях, фирма может нанять тем больше работников, чем меньше ставка заработной платы каждого из них и наоборот.
Отсюда закон спроса для рынка труда: чем выше плата, которую работник требует за свой труд, тем меньше их число готовы нанять работодатели.
Результатом
взаимодействия спроса и предложения
на рынке труда становится рыночная,
равновесная, цена труда. Под ней понимается
ставка заработной платы, при которой
совпадает число людей, готовых заниматься
определённой работой, и число рабочих
мест, которое готовы предоставить работодатели.
Ставка заработной платы - денежная сумма,
выплачиваемая работнику за трудовые
услуги, оказанные им в течение определённого
времени или необходимые для выполнения
определённого объёма работ. Как и цены
товаров, формируемая рынком ставка заработной
платы весьма изменчива. Это связано с
тем, что спрос на одни виды товаров растёт,
на другие сокращается. Кроме того, прогресс
науки и техники рождает новые отрасли
и обрекает на постепенное умирание другие.
Вновь рождённые отрасли быстро увеличивают
масштабы своей деятельности, в том числе
и за счёт привлечения большого числа
новых работников. Фирмы в растущих отраслях
привлекают дополнительных работников
тем, что предлагают им более высокую зарплату,
компенсирующую усилия по овладению новыми
профессиями или навыками работы.
2.4. Различия в заработной плате
В большинстве случаев различия в заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ. Различия в оплате труда определяются качеством выполняемых работ, а также тем, что работа может быть приятной или неприятной, сложной или более простой. Уровень оплаты труда работников различных профессий зависит от нескольких факторов:
1)
меры сложности труда. Чем
2)
меры тягости труда. Некоторые
рабочие получают больше, чем
инженеры. Это связано с тем,
что зарплата должна
3) меры ограниченности талантов. Именно в силу влияния этого фактора во всём мире столь высоки заработки выдающихся спортсменов, оперных певцов, кинозвёзд. Каждый из таких людей выступает на рынке труда как «уникальный товар», приобрести который желает огромное количество зрителей. Цена этого таланта, то есть оплата его труда, взмывает до небес, в оплату их труда входит элемент экономической ренты, оплаты за исключительность их природных дарований. Предложение такого «товара» крайне ограничено при величайшем спросе.
4) степень риска. Чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку зарплаты запросят люди, согласные ею заняться. Это чётко прослеживается в оплате труда работников таких специальностей, как лётчики-испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по биржевым операциям. Одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие - огромными суммами денег, вложенных в сделки.
Надбавки
к заработной плате увеличивают
её основную ставку за выполнение работ
в ночное время, в неблагоприятных
для здоровья условиях труда. Существенные
различия в заработной плате могут
иметь место при отсутствии конкуренции
между сугубо профессиональными группами
работников, например между сталеварами
и врачами, между танцорами и математиками
и т.д. Для представителя каждой из подобных
категорий работников практически невозможно
перейти из одной группы в другую, а следовательно,
конкуренция между этими группами не возникает.
Конкурентная среда возникает либо внутри
каждой профессиональной группы, либо
в группах взаимозаменяемых профессий
и специальностей.
Глава 3.Государственные институты на рынке труда
3.1. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России
В настоящее время задачи посредничества в поиске места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант.
В России же происходит противостояние государственных и частных агентств по найму, которое обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением города Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще очень мало (за исключение крупных городов), процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости:
- психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
-
население плохо информировано
о расположении данных служб,
об их предназначении и
- возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".
Как
бы ни были субъективны оценки людей,
неоспоримым является то, что большинство
не имеющих работы не пользуется услугами
органов службы занятости. Эта субъективная
информация ценна и ее изучение позволит
оказывать влияние на мотивационный механизм
человека, желающего трудоустроиться.
3.2. Перспективы развития рынка труда
На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т.п., она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.
Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной экономической теории различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты – как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.
Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь разрушением уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов рынка труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы трудового законодательства. Принятие нового Трудового кодекса в 2002 году способствовало изменению направления развития вектора конструктивных тенденций на современном отечественном рынке труда. Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как неравновесную, причем, природа неравновесия имеет особенности, которые часто не учитываются в рамках традиционного неоклассического макро- и микроэкономического анализа. Неравновесие на рынках в переходной экономике является институциональным, проявляясь в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения эффективных равновесий.
Выделяются
следующие особенности
1)
Сложившаяся ситуация является
следствием переходных
2)
Особенностью неравновесия
3)
Отклонение цены на рынке
3.3. Институт профсоюзов
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления.