Рынок труда и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. А также особенности формирования заработной платы в процессе конкуренции и российские проблемы в данной области экономики.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение особенностей рынка труда
2. анализ формирования реальной заработной платы
3. определение основных проблем российского рынка труда

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Понятие и специфика рынка труда………………………………………………5
1.1 Механизм функционирования рынка труда…………………………….5
1.2 Концепции занятости населения………………………………………...8
1.3 Сегментация рынка труда……………………………………………….10
1.4 Особенности российского рынка труда………………………………..13
2.Особенности установления заработной платы в процессе конкуренции………………………………………………………………………..16
2.1 Спрос и предложение на рынке труда………………………………….16
2.2 Дифференциация ставок заработной платы……………………………22
2.3 Роль государства на рынке труда……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

       Дифференциация  в размерах заработной платы - явление  объективное, поскольку расширяется  профессиональный состав работников, и миграция между группами лиц  разных профессий не может быть абсолютно  беспрепятственной. Для более полного представления о количественных различиях в получаемых наемными работниками доходах следует упомянуть о человеческом капитале.

       Человеческий  капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Он формируется как врожденными, так и благоприобретенными качествами человека, при этом граница между ними является достаточно проницаемой. Так, например, здоровье, физическая сила, способности и таланты содержат как врожденный компонент, так и приобретенный путем физических и психологических упражнений, обучения и т. п. Расходы, связанные с формированием человеческого капитала, несут сами работники, работодатели и государство. Среди инвестиций в человеческий капитал различаются расходы на образование, здравоохранение и мобильность работника, т. е. затраты на смену места работы.

       Человеческий  капитал рассматривается в экономической  теории как запас человеческих качеств, формируемый в течение всей жизни индивида. Инвестиции в человеческий капитал приносят работникам поток доходов. Соизмерение растянутого во времени потока доходов и размеров инвестиций лежит в основе принятия рационально мыслящим субъектом решения о целесообразности вложений в человеческий капитал.

       Итак, анализ совершенной конкуренции на рынке труда говорит о невозможности сколько-нибудь продолжительной безработицы.

       Наличие же устойчивой безработицы может  свидетельствовать лишь об одном, - о том, что на рынке труда отсутствуют  условия совершенной конкуренции: свободный перелив ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкая заработная плата, совершенная информация и т. п. Все это способствует устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного значения. При этом, как говорилось ранее, часть трудящихся оказывается в положении безработных. О наличии внеконкурентных факторов на рынке труда говорит, например, тот факт, что в последние десятилетия рост безработицы во многих промышленно развитых странах не приводил к снижению заработной платы и установлению полной занятости. 

2.3 Роль государства  на рынке труда 

       Что же можно отнести к этим внеконкурентным  факторам? Прежде всего, это различные институты. К ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства.

       В большинстве развитых стран законодательно установлен минимум заработной платы. Минимальная заработная плата является основой установления размера заработной платы, главным элементом государственного регулирования оплаты труда в стране. Она должна быть равна прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека. Так, например, Госкомстат приводит данные за  IV квартал 2009 года по Московской области - прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 6685 руб., а в Москве – 8398 руб.15 Введение минимума заработной платы направлено на снижение уровня бедности и поддержание  благосостояния наименее квалифицированных работников. Однако это оказывает неоднозначное и противоречивое влияние на состояние рынка труда и занятости в целом.

       Вследствие  многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. И создание действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых сегодня в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Приняты поправки к «Закону о занятости населения в РФ»16, создаются биржи труда (центры занятости) и пр. Но это действительно лишь начало. Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

       Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой  цивилизации противоречиями (характером и условиями труда, его оплатой) существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально - отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующим рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

       При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от человека.

       Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выделяются два блока проблем:

1) Оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличение потребности предприятий и организаций в рабочей силе.

2) Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, (дивидендов от ценных бумаг, процентов по вкладам) развитие системы социальных пособий, дотаций, льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

       Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство – о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.

       Методы  косвенного государственного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, своевременное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

       Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На нынешней стадии формирования рынка рабочей силы предприятия экономически не заинтересованы  в совершенствовании качественного состава работающих, особенно в обучении молодых рабочих. Связано это с тем, что сейчас в деятельности предприятий усиливается тенденция к самосохранению, выживаемости, когда задачи долговременного характера временно отходят на второй план. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу по территориальным и отраслевым потребностям предприятий, учреждений, организаций в квалифицированных рабочих и специалистов и созданию соответствующих условий для их подготовки.

         При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.

       Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В заключении как выводы хотим сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками и предпринимателями, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

       Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

       В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости. 
 

       Список  используемых источников

       Нормативно-правовые источники

1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга +, 2002.

2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008г. N287-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» 

Учебники, монографии, брошюры

4. Видяпин В.И.  Экономическая теория/ В.И. Видяпин,  Г.П. Журавлева – М.: ИНФРА-М,2007.

5. Иохин В.Я Экономическая теория – Ь.: Экономистъ,2007.

6. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2007.

7. Добрынин А.И.  Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика./ А.И.  Добрынин, Л.С. Тарасевич: Учеб. пособие.  – 3-е издание. – СПбГУЭФ,  «Питер»,2008.

8. Курс экономической  теории. Под ред. М.Н. Чепурнина  – Киров: Кировское обл. изд-во,2006.

9. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. М.: Владос,2006.

10. Макконнелл  К., Брю С. Экономикс. Т. 1-2. М.: Республика,2006.

11. Менкью Н.Г.  Макроэкономика – М.: Изд-во МГУ,2006.

12. Курс экономики.  Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М,2006.

13. Б.М. Генкин  Экономика и социология труда: 7-е издание, дополненное. – М.: Изд-во НОРМА,2007.

14. Егорова Е.А.  Экономика труда/ Е.А.Егорова,  О.В. Кучмаева – М.: Московская  финансово-промышленная академия,2005.

15. Экономика.  Под ред. А.С. Булатова – М.: Изд-во БЕК, 2006.

16. Фишер С., Дробуш Р., Шмалензи Р. Экономика – М.: Дело ЛТД,2006. 

17. Экономическая  теория. Под ред. д.э.н., проф. А.Г.  Грязновой, д.э.н., проф. Т.В. Чечелевой  – М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2005. 

Электронные ресурсы

18. Ермишин П.Г. Основы экономической теории, курс лекций: www.aup.ru

19. Томилов В.В., Семеркова  Л.Н. Маркетинг рабочей силы: статья: www.marketing.spb.ru

20. www.gsk.ru

Информация о работе Рынок труда и заработной платы