Рынок труда и заработная плата. Безработица и ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда
как правило этому способствует (но не обязательно). Поэтому, как будущий
руководитель я заинтересовался этой темой.
Однако, из-за обширности этого вопроса в своей работе я рассматривал в
основном рынок труда совершенной конкуренции. Особенности рынка труда в
условиях отличных от совершенной конкуренции представлены здесь только в
ознакомительном виде.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и зар. плата.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Рынок труда 

Санкт-Петербургский  Государственный Архитектурно-строительный

 Университет 
 
 

Реферат по предмету «Экономика» 
 
 

«Рынок труда  и заработная плата. Безработица  и ее формы» 
 
 

      Студент: Саницкий Ю.В.

      Группа: АД-III

      Преподаватель: Шмонин И.А. 
 
 

Санкт-Петербург, 2000г 
 
 

Введение. 
 
 

Правильный подбор кадров-первейшая задача любого руководителя…  Рынок труда

как правило  этому способствует (но не обязательно). Поэтому, как будущий

руководитель  я заинтересовался этой темой.

Однако, из-за обширности этого вопроса в своей работе я рассматривал в

основном рынок  труда совершенной конкуренции. Особенности рынка труда в

условиях отличных от совершенной конкуренции представлены здесь только в

ознакомительном виде. 
 
 

1) Рыночные структуры  и формы конкуренции. 
 
 

|Формы   конкуренции  |Признаки, определяющие форму |Степень  контроля |

|                    |конкуренции                  |                 |

|Совершенная         |Множиство фирм, производящих |Отсутствие       |

|                    |данный продукт               |контроля над     |

|                    |Полная однородность          |ценами           |

|                    |производимой продукции       |                 |

|                    |Отсутствие ограничений для   |                 |

|                    |межотраслевого перелива      |                 |

|                    |капитала                     |                 |

|                    |Полная информация, т.е.      |                 |

|                    |совершенное знание рынка     |                 |

|                    |потребителями и              |                 |

|                    |производителями              |                 |

|НЕСОВЕРШЕННАЯ       |Данный продукт производится  |Очень высокая    |

|1.Монополия(чистая) |только одной фирмой  (отрасль|степень контроля |

|                    |состоит из одной фирмы)      |над ценами       |

|                    |                             |                 |

|                    |                             |                 |

|2.Дуополия          |Производство данного вида    |                 |

|                    |продукции сосредоточено на   |Частичный        |

|                    |двух фирмах                  |контроль над     |

|                    |Производится однородная      |ценами           |

|                    |продукция                    |                 |

|3.Олигополия        |                             |                 |

|                    |                             |                 |

|                    |Относительно небольшое       |Частичный        |

|                    |количество фирм, производящих|контроль  над     |

|4.Монополистическая  |данный вид продукции         |ценами           |

|конкуренция  с       |                             |                 |

|дифференциацией     |Множество производителей,    |                 |

|продукта            |много действительных или     |Очень слабый     |

|                    |воображаемых различий в      |контроль над     |

|                    |продукции                    |ценами           | 
 
 

Предыдущий анализ был связан с видами монополии  как феноменом определенной

власти над  рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над

ценами может  быть и со стороны покупателя-“монопсония”(один покупатель). 
 
 

2) Рынок труда:  его функции и структура, механизм  формирования. 

Современная экономическая  теория определяет заработную плату  как цену за

труд. При этом заработная плата определяется в  широком и в узком смысле

слова, что связано с неоднозначной трактовкой  понятия «труд».  В широком

смысле слова, в этот термин включают оплату труда  самых различных

работников: во-первых, собственно рабочих разных профессий  “белые

воротнички”; во-вторых, специалистов высокой квалификации, труд которых

требует больших  затрат на образование, специальное  обучение-это врачи,

преподаватели, юристы…; в-третьих, владельцев мелких предприятий,

оказывающих бытовые  услуги населению (мастера по ремонту  бытовой техники,

парикмахеры, и  т.д.). При таком подходе к определению заработной платы нее

включается и  доходы в виде гонораров, премий и  иных видов вознаграждений за

труд.

В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной

платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование  единицы труда в течение

определенного времени-часа, дня и т.д.

Различают номинальную  и реальную заработную плату.

Под номинальной  заработной платой понимается сумма  денег, которую получает

работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По

величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, но

не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать,

какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата-это та масса

жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она

находится в  прямой зависимости от номинальной  зарплаты и в обратной от

уровня цен  на предметы потребления и платные  услуги. Исходя из этого можно

вывести соотношение  этих величин:

                                 R=(N-H)/P,

Где   R-реальная зарплата;

         N-номинальная зарплата;

         H-налоги и другие отчисления;

          P-индекс цен на предметы потребления  и услуги.

На рынке совершенной  конкуренции количество нанимаемых предпринимателями

работников определяется двумя показателями-реальной заработной платой и

стоимостью (в  ее денежном выражении) предельного  продукта труда. С

увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины

предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение

дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного

продукта сравняется с величиной платы.

Спрос на труд находится  в обратной зависимости от величины заработной

платы. При росте  заработной платы, при прочих равных условиях,

предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно

сократить спрос  на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд

возрастает. Функциональная зависимость между величиной  заработной платы и

размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис.1). 

 На абсциссе-величина  требующегося труда (L), а на  оси ординат-величина

реальной заработной платы (W/P). Каждая точка на кривой LD показывает,

каким будет  спрос на труд при определенной величине заработной платы.

Конфигурации  кривой и е отрицательный наклон показывают, что более низкой

заработной плате  соответствует больший спрос  на труд и наоборот.

Иначе обстоит  дело с функцией предложения труда. Последнее, также зависит

от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как

правило (а бывает и исключение, как мы увидим в дальнейшем) продавцы на

рынке труда  в условиях совершенной конкуренции  стремятся увеличить

предложение в  условиях роста заработной платы. Поэтому  кривая предложения

труда (рис.2) принимает  иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая предложения  труда показывает, что при повышении  реальной заработной

платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда

уменьшается.

Остановимся еще  на одном важном и интересном экономическом  явлении,

характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших

название эффект замещения и эффект дохода. Эти  эффекты проявляются тогда,

когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении  труда определенной

группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. Однако

не будем торопиться с выводами в игру вступают эффект замещения и эффект

дохода. 

На рис.3 изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени,

отработать которое, при данной величине заработной платы  согласна какая-

либо категория (или группа) трудящихся. От обычной  кривой предложения

труда, о которой  говорилось ранее, эта кривая отличается своей

конфигурацией.

До точки I интересующая на кривая показывает увеличение предложения  труда

при росте заработной платы- она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя

точку I, кривая IS меняет направление. Она сгибается  и снова приближается к

оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию-

уменьшение предложения  труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким

образом, увеличение заработной платы до определенных размеров (W/P)I ведет

к росту предложения  труда, которое после достижения максимального уровня

(LI) начинает  сокращаться в следствии дальнейшего  роста заработной платы.

Однако и та же причина-увеличение заработной платы приводит и к сокращению

предложения труда.

Объясняется это  тем, что при увеличении заработной платы каждый час

свободного времени  воспринимается работником как возросший  убыток, точнее,

упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении

свободного времени  в рабочее отсюда стремление заместить  свободное время

дополнительной  работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров

и услуг, которые  работник может приобрести на возросшую  заработную плату.

Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения. На приведенном на

рис.3 графике  эффект замещения проявляется до точки I, т.е. до начала

Информация о работе Рынок труда и заработная плата. Безработица и ее формы