Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда.
Для достижения поставленной цели в работе изучены следующие задачи:
- специфика рынка труда;
- виды безработицы;
- причины безработицы.
Введение ____________________________________________________ 3
Глава 1. Специфика рынка труда _______________________________ 4
Глава 2. Виды безработицы ____________________________________ 7
2.2. Причины безработицы _____________________________________ 10
Глава 3. Занятость населения ___________________________________ 12
Заключение __________________________________________________ 23
Библиографический список _____________________________________ 25
- лица, получающие пенсии по инвалидности;
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
- отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
- другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они не совпадают.
Поворот
нашей страны от тоталитарного строя
и командно-административной экономики
к экономике рыночной, к свободному
труду и запрету труда
Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения — рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.
Рынок труда — это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.
Ценой рабочей силы является заработная плата. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями — предпринимателями или их представителями.
Рынок
труда реализуется через
Со второй половины 80-х гг. наблюдаются негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.
В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.
Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.
Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Основные направления этой политики следующие:
1) предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
2) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
3) соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
4) социальная защита в области занятости;
5) сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
6) координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
7) поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
8) международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.
Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики.
В обязанности служб занятости входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан. Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. Создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений.
Особое
положение в деятельности службы
занятости занимает работа со слабо
защищёнными категориями
Для
представителей вышеперечисленных
социальных групп служба занятости
разрабатывает и реализует
Значительное
внимание службой занятости отводится
работе с инвалидами, составлению
индивидуальных программ профессиональной
реабилитации, трудоустройству с
учётом имеющихся медицинских
Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу.
Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.
Обратимся к мировому опыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах обширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.
Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:
1)
программы по стимулированию
повышения занятости и
2) программы по подготовке и переподготовке рабочих кадров;
3)
программы содействия найму
Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа с неполной рабочей неделей.
Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.
Пособие по безработице – это
наиболее крупное материальное
поощрение. Его получают
Но всё же, пособие по безработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ – 100.
Денежная поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие и денежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок получения пособия истёк,
то государство
выделяет безработному и его семье: некоторые
денежные средства; выдаёт талоны на питание;
оплачивает некоторые коммунальные услуги:
частично погашает квартплату и т.д. Все
это проводится, чтобы поддержать безработного
хотя бы на уровне прожиточного минимума.