Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда.

Для достижения поставленной цели в работе изучены следующие задачи:

- специфика рынка труда;

- виды безработицы;

- причины безработицы.

Содержание

Введение ____________________________________________________ 3

Глава 1. Специфика рынка труда _______________________________ 4

Глава 2. Виды безработицы ____________________________________ 7

2.2. Причины безработицы _____________________________________ 10

Глава 3. Занятость населения ___________________________________ 12

Заключение __________________________________________________ 23

Библиографический список _____________________________________ 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       -  лица, получающие пенсии по инвалидности;

     - лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

    - отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

    - другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

    Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и  «экономически активное население» показывает, что они не совпадают.

    Поворот нашей страны от тоталитарного строя  и командно-административной экономики  к экономике рыночной, к свободному труду и запрету труда принудительного, провозглашенных Конституцией, делает бессмысленным использование понятия  «трудовые ресурсы» в его прежнем содержании. Не могут относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь.

    Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения — рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

    Рынок труда — это составная часть  структуры рыночной экономики, который  функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.

    Ценой рабочей силы является заработная плата. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями — предпринимателями или их представителями.

    Рынок труда реализуется через государственную, коммерческую службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт. Рынок труда находится в непрерывном движении. Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом, детей в семье и другими показателями.

    Со  второй половины 80-х гг. наблюдаются  негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

    В условиях рыночных отношений социально  остро стоят проблемы занятости  населения и безработицы. Под  занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.

    Продуктивная  занятость — это занятость  населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

    Полная  занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

    Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

    Основные  направления этой политики следующие:

    1) предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

    2) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

    3) соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

    4) социальная защита в области занятости;

    5) сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

    6) координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

    7) поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

    8) международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

    Уже разработан ряд программ по конкретизации  этих направлений государственной  политики.

    В обязанности служб занятости  входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан. Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

    Главной целью и конечным результатом  функционирования центров занятости  является обеспечение максимального  трудоустройства незанятого, ищущего  работу трудоспособного населения  и высвобождаемых работников, а также  их социальная защита. Создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений.

    Особое  положение в деятельности службы занятости занимает работа со слабо  защищёнными категориями населения  на рынке труда: инвалидами, молодёжью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста, гражданами, долгое время не имеющими работу.

    Для представителей вышеперечисленных  социальных групп служба занятости  разрабатывает и реализует специальные  программы. Так, например, реализация запланированных мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41 тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодёжи). На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс. несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных» подростков.

    Значительное  внимание службой занятости отводится  работе с инвалидами, составлению  индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с  учётом имеющихся медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости, трудоустроено (без учёта прошедших профессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6%. Основной формой их трудоустройства служит квотирование рабочих мест (установление минимальной численности граждан, подлежащих трудоустройству в той или иной организации). 89, 2% трудоустроены в счёт квоты. Кроме того, 187 инвалидов по направлению службы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством под конкретное рабочее место.

    Одной из форм социальной поддержки безработных  граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных  – это главный источник средств  существования для лиц, потерявших работу.

    Стабильное  функционирование системы выплаты  пособий обеспечивается наличием достаточных  финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет  выплачивать пособия в полном размере и вовремя.

    Обратимся к мировому опыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах обширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

    Влияние государственного регулирования в  сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:

    1) программы по стимулированию  повышения занятости и увеличению  числа рабочих мест в госсекторе;

    2) программы по подготовке и  переподготовке рабочих кадров;

    3) программы содействия найму рабочей  силы.

    Государственными  субсидиями поощряется частичная занятость  или работа с неполной рабочей  неделей.

    Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

      Пособие по безработице – это  наиболее крупное материальное  поощрение. Его получают зарегистрированные  на бирже труда лица, имеющие  определённый стаж работы и  делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.

    Но  всё же, пособие по безработице  не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ – 100.

    Денежная  поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.

    Материальная  помощь. Если тот или иной человек  не работает и не может по какому-либо основанию:

    1. получать пособие и денежную поддержку;

    2. найти работу;

    3. срок получения пособия истёк,

то государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума. 

Информация о работе Рынок труда и занятость населения