Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда.
Для достижения поставленной цели в работе изучены следующие задачи:
- специфика рынка труда;
- виды безработицы;
- причины безработицы.
Введение ____________________________________________________ 3
Глава 1. Специфика рынка труда _______________________________ 4
Глава 2. Виды безработицы ____________________________________ 7
2.2. Причины безработицы _____________________________________ 10
Глава 3. Занятость населения ___________________________________ 12
Заключение __________________________________________________ 23
Библиографический список _____________________________________ 25
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница
между структурной и
Институциональная
безработица возникает, когда сама
организация рынка труда
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.
Сегодняшняя
информация о масштабах безработицы,
предоставляемая Госкомстатом, занижает
подлинный уровень безработицы
приблизительно в 5 раз, что создает
дополнительную тревогу и без того нестабильной
экономике России.
2.2.
ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
Анализ
причин безработицы дают многие экономические
школы. Одно из самых ранних объяснений
дано в труде английского
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна
трактовка безработицы видного
английского экономиста А. Пигу, который
в своей известной книге “
Глава
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы Советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность I и II групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (MOT).
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные
границы и социально-
Так,
в первой пятилетке (1929–1932 гг.) нижняя
граница трудоспособного возраста была
установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки
(1933–1937 гг.) эта граница была повышена
до 16 лет. В годы Великой Отечественной
войны она вновь опустилась до 14 лет. В
настоящее время граница трудоспособного
возраста — 16 лет.
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:
- лица моложе трудоспособного возраста (в данное время — от рождения до 15 лет включительно);
- лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины — от 16 до 59 лет включительно;
- лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.
Во-вторых,
в зависимости от способности, к
труду различают трудоспособных
и нетрудоспособных. Иначе говоря,
люди могут быть нетрудоспособны
в трудоспособном возрасте (например,
инвалиды I и II групп допенсионного
возраста) и трудоспособны в
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:
1) Население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
2) Работающие лица пенсионного возраста;
3) Работающие подростки в возрасте до 16 лет.
По
российскому законодательству подростки
до 16 лет принимаются на работу по
достижении ими 15-летнего возраста
в исключительных случаях. Допускается
также, в целях подготовки молодежи к труду,
прием на работу учащихся общеобразовательных
школ, профессионально-технических и средних
специальных учебных заведений по достижении
ими 14-летнего возраста с согласия одного
из родителей или заменяющего его лица
при условии предоставления им легкого
труда, не причиняющего вреда здоровью
и не мешающего процессу обучения.
Прослеживаются
тенденции сокращения доли населения
моложе трудоспособного и
С
середины 1993 г. в нашей статистике
осуществлен переход на рекомендуемую
международными конференциями статистиков
труда и Международной
Экономически активное население (рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность этой группы населения включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы и заработка;
- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
-
были готовы приступить к
Для отнесения лица к категории «безработный», необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и 6ыли готовы приступить к ней.
Экономически неактивное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы.
К ней относятся:
- учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
- лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;